Цель урока: Активизировать познавательную мотивацию к якутской танцевальной культуре, показать роль сюжетных танцев в якутской народной культуре, воспитывать чувство любви и уважения к родной природе, продолжить знакомство с традициями якутского народа.
Формировать УУД.
Предметные:
- дать представление о многообразии якутских поклонов;
- познакомить учеников с элементами танца удаганки;
- закрепить подражательные движения в якутских танцах.
Личностные:
- положительное отношение и интерес к творческой деятельности;
- уважительное отношение к традициям, к природе своего родного края;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- прогнозирование предположения, чем будем заниматься на уроке;
- умение ориентироваться в пространстве;
- следовать при выполнении движений инструкциям учителя;
- руководствоваться правилами при выполнении того или иного движения.
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- анализировать предлагаемую информацию
- анализировать схемы и сопоставлять их с выполняемыми действиями
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками;
- умение работать в парах, в группах, договариваться друг с другом.
- Давайте поприветствуем друг друга якутским поклоном. (Дети выполняют вместе с учителем якутский поклон)
- Разучим еще один якутский поклон, который называется “Поклон удаганки”.
Разминка.
I. Постановка учебной задачи.
Что изображено на этих фотографиях? Предположите, какой танец мы будем изучать? Для того чтобы лучше понять, как исполнить танец, что нужно выяснить? С чем связано раскрытие образа? Как вы думаете, помогает ли костюм раскрытию образа персонажа?
II. Повторение пройденного. Подражательные движения.
- Какие подражательные движения мы можем сегодня вспомнить? Давайте повторим движения с помощью карточек.
(Детям раздаются карточки с изображением подражательных движений) (Приложение 1)
- Сначала ответьте на вопрос пожалуйста, зачем нужны подражательные движения (Они выполняют основную функцию, раскрывают образный смысл танца)
- Приготовьтесь, пожалуйста, показать эти движения.
Дети показывают движения.
III. 1. Краткое ознакомление с образом удаганки. (Сопровождается показом олонхо).
1.В старину в народе существовало поверье, что добрые удаганки охраняют людей от несчастья, покровительствуют им. Их называли девушками-вестницами. Образ запечатлен во многих якутских эпосах-олонхо. Удаганками движет благородная мысль защитить, помочь айыы-богатырю. В самые трудные моменты богатырь обращается к ним.
Их танец легок, вдохновенен, полон страсти. Они искусно подражают полету птиц. Весь их танец подобно дуновению ветра стремителен, легок. В своей пляске удаганка стремительна как «падающая звезда», гибка, пластична, как витая веревка, красива как сияние солнца. Её зоркие глаза, чуткое ухо оживляются ритмичными, страстными ударами бубена. В стремительной пляске сосредоточены ее мысли, желания.
2. Разучивание некоторых отдельных движений танца.
-Возьмите бубены в руки. Разучим некоторые движения. (Приложение 2)
3. Работа в группах со схемами.
-Разделитесь на две группы. Посмотрите на схему и выполните перестроение согласно рисунку.
4.Разучивание танца.
- ходьба на низких полупальцах в 4 позиции, ходьба в полуприседании, переменные вытягивания ног вперед, взмахи руками – крыльями до уровня 3 позиции рук, фиксация раскрытых до 2 позиции рук, поднимания на полупальцы, подпрыгивания на одной ноге со сгибанием другой до колена в 6 позиции, легкое раскачивание корпуса.
IV. Рефлексия. Подведение итогов.
Выводы.
- Какой танец сегодня разучили? В чем смысл образа удаганки?
- Где встречается этот танец?
- Какие движения встречаются практически во всех якутских танцах? (Поклоны)
- Обратите внимание, в при осмотренных слайдах движения удаганки какие и в разучиваемом танце какие. Чем они отличаются?
- Где вы можете применить полученные знания?
Рефлексия.
- На эту священную веревочку, которая называется “салама” (якутское национальное украшение), привяжите синюю ленточку, если вы считаете, что активно работали на уроке.
- Зеленую ленточку – если узнали сегодня что-то новое.
- Белую ленточку – если у вас позитивное настроение.
- Красную ленточку – если все понравилось.
Построение в “шахматном” порядке.
- Наш урок окончен. Выполним поклон удаганки, который мы сегодня разучили.
Приложение 1
Приложение 2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
П.КЫСЫЛ-СЫР
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ВИЛЮЙСКИЙ УЛУС(РАЙОН)»
План-конспект занятия на тему: Раскрытие в танце образа персонажа якутского эпоса-олонхо «Айыы Дьарьыл Удаьан».