kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие познавательной самостоятельности и выявление творческого потенциала обучающихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рассматривает суть активизации познавательной самостоятельности обучающихся в активизации мышления, познавательного интереса и моделирование умственных процессов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья (3)»

УДК

С.А. Писарева

МБОУ «О(С)ОШ № 2», г. Братск


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ВЫЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

ОБУЧАЮЩИХСЯ


Ключевые слова: самостоятельность, познавательная самостоятельность, творческая деятельность.

Самостоятельная работа – одна из важнейших составляющих процесса обучения, позволяет мне как,   учителю определить уровень усвоения  обучающимися учебного материала и одновременно обеспечивающая качественное усвоение   учебного материала. Таким образом, она выполняет не только контролирующую, но и обучающую функцию.  

Следовательно, суть активизации познавательной самостоятельности обучающихся заключается в активизации его мышления, познавательного интереса и моделирования умственных процессов, переходящих в истинное творчество. Происходит не просто повышение общей успеваемости, сколько появление совокупных психологических новообразований: знаний, умений и творческих способностей.

 «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне,  я запомню.

Дай мне действовать самому, и я научусь!»

(Древнекитайская мудрость.)

В современном мире идет интенсивный поиск базовых, ключевых компетенций человека XXI века, которые позволят ему успешно решать свои жизненные проблемы. Среди этих компетенций особое место занимает самостоятельность, которая выступает одновременно основой, условием и показателем развития всех других компетенций: креативности, критического мышления, коммуникативности, командности и др. [4]. Важным видом самостоятельности человека является его познавательная самостоятельность, которая формируется под влиянием многих факторов, но прежде всего под влиянием школы.

Понятия «самостоятельность» и «познавательная самостоятельность» тесно связаны. «Познавательная самостоятельность» имеет гносеологические корни. Основы определения познания как процесса были заложены еще в античные времена. Этот процесс берет свое начало из удивления обыденному [5]. Познание является и особым видом деятельности, и целью, и результатом познавательного процесса и заключается в получении знаний о чем-либо. В современной научной литературе нет единого определения понятия самостоятельности и познавательной самостоятельности. Анализ педагогических и психологических исследований свидетельствует о том, что проблема стимулирования развития самостоятельности привлекала и привлекает многих ученых. Она находится в центре внимания психологов, которые внесли большой вклад в определение и понимание сущности познавательной самостоятельности, трактуя понятие по-разному:

- как способность активно осуществлять деятельность без посторонней помощи и качество личности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Богоявленская)];

- как способность овладения различными умениями (А.В. Петровский);

- как качество личности (А.А. Бодалев);

- как волевое свойство личности (С.Ю. Головин).

Однако, мнения психологов сходятся в том, что познавательная самостоятельность проявляется в активности личности при получении знаний.

Однако развитие познавательной самостоятельности учащихся строилось в логике тех требований, которые предъявлялись к школе до нового поколения образовательных стандартов. В исследованиях педагогические условия развития познавательной самостоятельности современных подростков не изучались [2].

Выделяются противоречия, которые требуют своего разрешения:

- между современным требованием к познавательной самостоятельности подростков и ее развитием в школе;

- между необходимостью развивать познавательную самостоятельность подростков в школе и недостаточной готовностью педагогов, родителей к оказанию помощи обучающимся в этом процессе;

- между потребностью образовательной практики в новом педагогическом знании о развитии познавательной самостоятельности подростков и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке.

Эти противоречия обозначили научную проблему, связанную с поиском нового знания о задачах, содержании, способах и формах организации образовательного процесса, направленного на развитие познавательной самостоятельности современных подростков [3].

Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий развития познавательной самостоятельности подростков в современной школе.

Объект исследования: развитие познавательной самостоятельности обучающихся в школе. Предмет исследования: педагогические условия развития познавательной самостоятельности подростков в современной школе.

Гипотеза исследования: развитию познавательной самостоятельности подростков в современной школе способствуют:

- ориентация образовательного процесса на развитие познавательной самостоятельности как одну из его ведущих целей, обязательный атрибут и поэтапный процесс освоения обучающимися задач осуществления самостоятельной познавательной деятельности;

- отражение в содержании урочной и внеурочной деятельности всей совокупности типовых задач осуществления самостоятельной познавательной деятельности подростков;

- обеспечение единства урочной и внеурочной самостоятельной познавательной деятельности путем использования разнообразных способов, форм и технологий (в том числе и компьютерных) организации образовательного процесса;

- подготовка педагогов и родителей к оказанию помощи подросткам в овладении ими самостоятельной познавательной деятельностью.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность познавательной самостоятельности школьников, основные ее проявления и процесс развития.

2. Раскрыть возрастные возможности подростков как основы в развития их познавательной самостоятельности.

3. Систематизировать типовые задачи осуществления подростками самостоятельной познавательной деятельности.

4. Выявить особенности обеспечения единства урочной и внеурочной самостоятельной познавательной деятельности подростков.

5. Определить сущность педагогической помощи подросткам в осуществлении ими самостоятельной познавательной самостоятельности.

6. Разработать и реализовать программу опытно-экспериментальной работы по развитию познавательной самостоятельности подростков в современной школе.

 Познавательная самостоятельность - качество, формируемое в деятельности. Исходя из этого, одним из принципов формирования рассматриваемого качества личности является деятельностный подход. Так как активность и самостоятельность личности проявляется в деятельности, то в данном случае деятельностный аспект процесса формирования познавательной самостоятельности выступает в качестве средства познания мира [1]. Цель активизации познавательной самостоятельности обучающихся состоит в том, чтобы поднять уровень самостоятельной мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для самостоятельного решения задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности. Следовательно, суть активизации познавательной самостоятельности учащихся заключается в активизации его мышления, познавательного интереса и моделирования умственных процессов, переходящих в истинное творчество. Происходит не просто повышение общей успеваемости, сколько появление совокупных психологических новообразований: знаний, умений и творческих способностей [2].

Собственная творческая деятельность обучающегося воспитывает культура труда (умение организовать рабочее место, содержать его и инструменты в порядке), привычку к систематическому труду, уважение к работе, стремление к познанию и постоянному совершенствованию полученных знаний и навыков, вырабатывает сознательную дисциплину, чувство ответственности и эстетический вкус. Изящно выполненная работа способствует развитию чувства красоты, удовлетворенности от проделанной работы.

Творческие работы, включающие возможность решения задач несколькими способами, составление схем, презентаций, заполнение таблиц и подготовка докладов и рефератов самими обучающимися наиболее важные из всех видов самостоятельных работ. Они требуют от обучающихся инициативы, будят мысль, заставляют анализировать и принимать самостоятельно решения [6].


Литература


  1. Дереклеева Н.И.  Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся: учебное пособие; издательство «Вако», Москва, 2004г.

  2. Кульневич С.В., Лаконценина Т.П.  Современный урок: Часть 1. Научно – практическое пособие; издательство «Учитель», Волгоград, 2006г.

  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.  Современный урок. Часть 2. Не совсем обычные и совсем необычные уроки. Издательство «Учитель», Волгоград, 2005г.

  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.. Современный урок. Часть 3. Проблемные уроки. Издательство «Учитель», Волгоград, 2006г.

  5. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: методическое пособие: М.: МГУ, 1984.- 149 с.

  6. Щукина Г. И. Педагогика. Курс лекций. М.: Просвещение, 1996. - 151 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Светлана Александровна Писарева

Дата: 12.01.2022

Номер свидетельства: 597435

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД"
    ["seo_title"] => string(78) "interaktivnye_zadaniia_po_matematike_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnykh_uud"
    ["file_id"] => string(6) "579386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619504210"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ "
    ["seo_title"] => string(130) "ispol-zovaniie-mietodov-i-priiemov-na-urokakh-khorieografii-sposobstvuiushchiie-razvitiiu-lichnostnogo-potientsiala-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "232681"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442898679"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Современные средства оценивания  результатов освоения  ООП  ООО по биологии"
    ["seo_title"] => string(83) "sovriemiennyie-sriedstva-otsienivaniia-riezul-tatov-osvoieniia-oop-ooo-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "253179"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447527761"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «БУМАГОПЛАСТИКА» "
    ["seo_title"] => string(94) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-na-zaniatiiakh-kruzhka-bumagoplastika"
    ["file_id"] => string(6) "114618"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411578390"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Развитие познавательных способностей обучающихся  в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "160889"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422125632"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства