Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей детей через конкурсное движение».»
«Развитие творческих способностей детей через конкурсное движение».
Дополнительное образование детей можно рассматривать как процесс и результат целеполагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации и самореализации ребенка, осуществляемой в его интересах и интересах общества. Отсюда, качество дополнительного образования напрямую зависит от уровня освоения ребенком социального опыта, воспитания личностных качеств, необходимых для жизни, от того, насколько полно произошло самоопределение ребенка и самореализация в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, от динамики личностного саморазвития. Преимущества дополнительного образования детей заключается в том, что оно стимулирует процессы личностного саморазвития. Основные особенности дополнительного образования заключаются:
в творческом характере воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;
в свободе выбора, педагога, направлений деятельности и образовательной программы;
в добровольном использовании детьми свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных задатков и возможностей;
в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;
в субъект-субъектных отношениях ребенка и педагога, которые выражаются в сотрудничестве и сотворчестве, нахождении индивидуального подхода к ребенку;
в возможности получить допрофессиональную подготовку.
Потребность в предъявлении продуктов собственной творческой деятельности – неотъемлемый признак самореализации. В процессе развития дети не могут оставаться на стадии исполнителя чужих замыслов и воли. Решение образовательных и жизненных задач по-своему и с опорой на собственные индивидуальные способности – таково содержание процессов самореализации детей в творческих объединениях дополнительного образования.
Предоставить ребенку возможность продуктивно развивать, демонстрировать свои достижения – задача каждого педагога дополнительного образования. Приобрести социальный опыт и опыт различных видов деятельности воспитанников образовательного учреждения дополнительного образования детей помогает не только специально организованный воспитательно-образовательный процесс в учреждении, но и участие в разнообразных конкурсах. Участвуя в конкурсном движении, дети становятся активными членами общества, приобретают качества социально активного гражданина. Кроме того, опыт участия пробуждает желание преодолевать трудности, добиваться поставленных целей и решения проблем.
Результаты творческой деятельности детей – необходимое условие воспитания и развития социально активной личности, способной планировать и реализовывать жизненные планы. Победы и неудачи на конкурсах, фестивалях и соревнованиях необычайно важны для творчески развивающегося ребенка. Они позволяют ребенку научиться рефлексии результатов собственной творческой деятельности, а педагогу корректировать его индивидуальный образовательный маршрут, то есть такое продвижение в освоении содержания образования, которое зависит от индивидуальных особенностей и уровня развития интеллектуальных качеств обучающихся. В системе дополнительного образования детей учитываются индивидуальные интересы ребенка и обеспечивается многообразие видов и форм деятельности, в том числе и форм предъявления ее результатов.
Объединение «Детское телевидение» МБУ ДО ДДТ с. Перегрёбное, руководителем которого я являюсь, успешно участвует в конкурсах и фестивалях муниципального и регионального уровня. За первый год работы объединения воспитанники коллектива самореализовывали себя в следующих творческих испытаниях:
- Окружной детский агитационный конкурс «Благословляю Вас, леса!»;
- Окружной конкурс комиксов «Легенды Югорской земли!»;
- Районный конкурс – конференция для школьников «Моя Отчизна»;
- Фестиваль театрального искусства «Отражение»;
- Районный конкурс видеорекламы «Береги здоровье смолоду»;
- Районный конкурс видеороликов по профилактике экстремизма;
- Югра молодежная. Окружной конкурс видеороликов «Дружить по Югорски»;
- Окружной конкурс логотипов памятников природы ХМАО-Югра;
- Районный конкурс презентаций «Мы вместе, мы- едины!»;
- III районный фестиваль научно-технического творчества;
- Муниципальный этап всероссийской выставки научно-технического творчества «Юные техники-будущее инновационной России»;
- Муниципальный этап международного конкурса чтецов «Живая классика»;
- Районный заочный конкурс журналистских работ по профилактике экстремизма;
- Муниципальный этап Окружного этапа фестиваля народного творчества «Салют Победы»
Регулярное участие детей в конкурсах позволяет педагогу выявить одаренных детей. Наибольший вклад в достижения коллектива вносят воспитанники: Бегалиева Асель, Сеитова Татьяна и Дарина, Тарасенко Адэлина– безусловная находка для педагога.
Для этих детей участия в конкурсах давно уже стала естественной формой выражения своих возможностей и способностей, стилем активной творческой жизни. Одаренные воспитанники, обладая высоким творческим потенциалом, фантазией, коммуникативными навыками, хорошей памятью, смело ведут себя перед телекамерой и сцене. Удачный опыт их выступлений на конкурсах позволяет им поверить в свою успешность. Талантливые ребята ведут за собой весь состав объединения «Детское телевидение».
Конкурсное движение в дополнительном образовании позволяет оказать детям помощь в социально-профессиональном самоопределении и самореализации в различных видах деятельности, т.е происходит самоопределение воспитанников , накоплении опыта этих видов деятельности, в коррекции динамики личностного саморазвития Привлекая детей к участию конкурсах различного уровня, педагог решает следующие задачи:
ориентирует воспитанников на познание как ценность;
расширяет кругозор обучающихся , который способствует оформлению индивидуальных интересов и реализации познавательных потребностей;
постоянно совершенствует базовые умения обучающихся;
активизирует творческие процедуры поиска и эмоциональной оценки детьми собственной творческой деятельности;
формирует их эмоционально-волевые качества.
Таким образом, осуществляется полноценное личностное и интеллектуальное развитие каждого воспитанника.