Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках литературного чтения
Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках литературного чтения
Дети 6-7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что и является препятствием для установления полноценного контакта со взрослыми.
Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика - актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы.
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках литературного чтения»
Тема «Формирование коммуникативной компетентности на уроках литературного чтения и литературы».
Пачко Л.Г.
Учитель начальных классов Краснополянской средней школы
Северо – Казахстанская область,Тайыншинский район, с. Красная Поляна.
Общение - неотъемлемая часть любого урока,
поэтому формирование коммуникативных умений
учащихся ведёт к повышению учебно-
воспитательного процесса.
Дети 6-7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что и является препятствием для установления полноценного контакта со взрослыми.
Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика - актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы.
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?
Во- первых, она влияет на учебную успешность. Например: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает чрезмерную тревогу, то его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на его последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально – психологическую. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности, но и к окружающим его людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение неприятности, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
В- третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе нет только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Компетенция- возможность установления субъектом деятельности связи между знанием и ситуацией, или способность найти, обнаружить основу действий, необходимую для решения проблемы в конкретной ситуации.
Компетентность следует отличать от традиционных знаний, умений и навыков. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а его умения разрешать проблемы по аналогии.
Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не готовое знание, «прослеживается условие происхождения данного знания». При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский характер, сама становится предметом усвоения. Другими словами, компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям, следует «учить учиться»
Главная цель компетентностного подхода в преподавании литературного чтения и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.
В значении, близком к коммуникативной компетенции, в литературе часто используется термин «речевая» компетенция. Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в областях четырёх основных видов речевой деятельности: говорения, слушания и понимания, чтения, письма.
Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты- продукты речевой деятельности.
Существуют речевые условия, которые диктуют говорящему выбор слов и грамматических средств.
Во – первых, это взаимоотношения между собеседниками и их социальные роли (учитель, ученик, студент, их возраст, пол, интересы).
Во- вторых, это место общения (урок, перемена, дружеская беседа).
В – третьих, цель и намерения говорящего (просьба, приказ, благодарность).
Ситуация современного школьного обучения требует от ребёнка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организация делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения со взрослыми и со сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинги, языковая компетенция являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».
Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, должен хорошо представлять себе какие основные формы учебной коммуникации могут развиваться на уроке литературного чтения.
Основные формы учебной коммуникации.
Монологические формы речевой коммуникации.
Диалогические формы речевой коммуникации.
Выступать с готовой заранее речью.
Учебная беседа учителя и ученика.
Выступать с неподготовленной речью.
Учебная беседа в парах.
Рассказывать.
Учебная беседа в группах.
Пересказывать.
Дискуссия.
Спрашивать и задавать вопросы.
Дебаты.
Сообщать.
Переговоры.
Докладывать.
Ответы на вопросы.
Отвечать на вопросы.
Ролевая игра.
Аргументировать.
Театрализация.
Ассоциировать.
Блиц - турнир.
Критиковать.
Учебный ринг.
Доказывать и отвергать.
Открытый марафон.
Защищать и доказывать своё мнение.
Защита проекта.
Развитие речевой компетенции учащихся предполагает понимание учителем целей обучения речевому общению. Речевая компетентность формируется:
Через обучение содержанию предмета (понимание учебного материала, оценка изучаемого материала);
Через развитие исследовательских умений (умение не только отвечать на вопросы, но и ставить их, умение работать с дополнительной литературой, умение представлять, презентовать изучаемый материал);
Через развитие социально – коммуникативных умений (умение слушать, участвовать в беседе, качественно формулировать вопросы, дискутировать, развитие умений аргументировать);
Через личностно – ориентированный аспект учебной коммуникации (развитие навыков общения, преодоление учебной неуверенности и неверия в собственные силы, формирование учебной мотивации, развитие критического мышления, формирование вовлеченности в общее дело, формирование доверия к другим и себе, способность к глубокой творческой деятельности).
Приведённые материалы свидетельствуют о том, что возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика огромны. И, по моему мнению, именно на уроках литературы учителю представляется намного больше возможностей помочь в этом учащимся. Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации под руководством учителя, которая имеет следующие этапы:
1 этап: готовность учащихся участвовать в урочном общении, отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ, задавать вопросы, комментировать вопросы и ответы, делать сообщения, рассказывать логично и последовательно.
2 этап: простота и чёткость речевого высказывания, отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку, умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко, умение использовать риторические вопросы, умение использовать примеры, подтверждающие высказывания, умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
3 этап: умение вести беседу в паре, группе, умение поддерживать беседу, умение вести конструктивный диалог, умение построить дискуссию и вести её.
Человек может активно участвовать в процессе коммуникации , если он владеет набором необходимых средств. К которым, в первую очередь, относится речь. Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у учащихся не вырабатывается та уверенность, та раскованность, которая необходима на уроках.
«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова.» Л. Успенский. Развивать этот «дар», чтобы язык ребёнка не «заплетался», сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время необходимо.
Для составления полноценного высказывания необходимо, чтобы говорящий обладал достаточным запасом слов, чёткой артикуляцией, грамматически правильно строил предложения. Поэтому работу по формированию речевой деятельности нужно вести по следующим направлениям:
Для создания эмоционально- благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать
Игровые приёмы;
Задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.
-Беседы о рассматриваемых предметах(название, назначение, внешний вид);
-введение новых слов (толкование, описание, подбор антонимов, синонимов)
- Развитие речевого слуха;
-полноценное восприятие информации;
-развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи(повторение вопроса, хоровое повторение, чередование индивидуальных ответов с индивидуальными вопросами)
Работа над связной речью
Работа над связной речью
Рассуждение(анализ эмоционального состояния различных героев произведения), фантазирование(представить, что оказались на месте описываемых событий, предположить свои действия), аргументирование(описание одного и того же события с разных точек зрения с соответствующими выводами), выражение собственного отношения к высказываемому.(придумать свою концовку произведения)
Выделение главного и второстепенного. Сравнение, выделение общего и различного. (Выделение положительных или отрицательных функций какого - либо предмета, явления, поступка)
Построение логически обоснованного в языковом отношении высказывания. (Учит не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно их задавать, правильно формулировать )
Конечно, важную роль в формировании речевой деятельности детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей:
Анализ услышанного;
Исправление недочётов;
Помощь в выборе наиболее точных слов.
Учитель должен научить не только слушать, но и слышать своих товарищей.
Включение детей в активное восприятие речи одноклассников.
Кроме того работа в группах и парах помогает организации общения, так как каждый ребёнок имеет возможность с заинтересованным ребёнком.
Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы сотрудничества, доверия, доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости. При таком виде работы даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Пристрастие к играм на уроках литературы и литературного чтения – естественное желание ребёнка, которое необходимо всячески поощрять, так как приобщение к словесному творчеству активизирует потребность в выражении собственных мыслей словами, понятными для окружающих; способствует формированию у него множества ценных положительных человеческих качеств.
Особая роль в формировании коммуникативных навыков отводится индивидуальному разговору. Это своего рода внутренний монологический ответ. Для этого на начальном этапе используется план по теме, затем только первое или только последнее слово. Такая внутренняя подготовка ребёнка способствует снятию напряжения, волнения, способствует дальнейшему формированию монологического ответа у доски.
Опираясь на исследования доктора педагогических наук ВС Безруковой, можно использовать опросно – ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей учащихся считаются следующие виды вопросов: Тренинговые вопросы (учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач), конструктивные вопросы (требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировкой ответа), альтернативные вопросы (используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его), вопросы – ловушки (учащиеся доказывают, что вопрос не имеет ответа), наводящий вопрос (вопрос – подсказка с помощью которого ученик быстрее ориентируется и формирует ответ), Вопрос – внушение (направляет в нужное русло, сокращает время и зону поиска ответа), контрольный вопрос (требует, чтобы ученик задал встречный, уточняющий вопрос ).
Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся.
Вывод: Главная цель компетентностного подхода в преподавании литературного чтения и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции, способностей, овладение культурой речевого общения.
Список использованной литературы:
ГОСО РК по 12 летнему образованию.
Гос.стандарты по литературе 2010 г.
nkj.ru/news/2126 . Журнал «Наука и жизнь».
Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1974г.