Развитие конструкторской одаренности детей на занятиях по робототехнике
Развитие конструкторской одаренности детей на занятиях по робототехнике
В статье проанализоированы современные подходы к таким понятиям как "Одаренность", "Одаренный ребенок", "Признаки одаренности", обобщен труд отечественных специалистов опубликованный в рабочей концепции одаренности. В контексте рассмотренных понятий рассматривается конструкторская одаренность, как интегрированный вид одаренности, объединяющий в себе несколько традиционных видов. Отдельное внимание уделяется возможности развития конструкторской одаренности на занятиях по робототехнике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие конструкторской одаренности детей на занятиях по робототехнике»
Развитие конструкторской одаренности детей на занятиях по робототехнике
Вопросу одаренности посвящено очень много трудов и исследований. Можно сказать, что еще с XIX века на развитие одаренности стали обращать внимание как в России, так и за рубежом. Если брать философскую концепцию, то мы видим одаренность – как «божий дар», который либо есть, либо его нет. С другой стороны, мы делим всех людей на тех, кто «может» и тех, кто «не может», что противоречит педагогическому подходу к детям, который предполагает неограниченные возможности у каждого ребенка. Это заставляет глубже взглянуть в суть одаренности.
Начиная с 1994 года, когда состав целевых программ, входящих в президентскую программу «Дети России», был расширен за счет включения в нее ряда новых программ, в том числе «Одаренные дети», началось поступательное признание одаренности в качестве стратегического государственного ресурса. В самом деле, если задуматься, у любого государства есть количественные ресурсы, исчисляемые миллиардами, тоннами, баррелями и т.д., но только качественные ресурсы – люди, обладающие достаточными талантами, смогут достойно воспользоваться количественными ресурсами. 1 сентября 2015 года, в Сочи, на праздновании дня знаний с педагогами и воспитанниками образовательного центра для одаренных «Сириус», президент Российской федерации, Путин В.В., уделил много внимания студентам, детям, всему подрастающему поколению, которые станут «непосредственными участниками строительства, будущего». Но как узнать, какой ребенок сможет добиться выдающихся результатов, сможет сделать то, что не каждому под силу? С этим вопросом попробовало разобраться много достойных и умных людей, сконцентрировав свои труды в «Рабочей концепции одаренности». На данный момент существует второе, расширенное и переработанное издание Концепции, в котором одаренность понимается как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. При этом само понятие «Одаренный ребенок» рекомендуется заменить на «Ребенок с признаками одаренности», в виду того, что сам статус «Одаренный» делит людей на «Первый» и «Второй» сорт, со всеми вытекающими последствиями. Кроме того, такое емкое системное качество зависит от многих факторов, которые могут меняться с течением времени, а значит, «Одаренный» ребенок может превратиться в «Заурядного» студента или взрослого. Давайте более подробно рассмотрим, какие признаки одаренности принимаются в современной рабочей концепции одаренности.
Инструментальный аспект. Под инструментальным аспектом подразумевается наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка, которые обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. Иными словами, инструментальный аспект должен показывать то, насколько ребенок «может» быть одаренным. Под определенным углом, эту сторону одаренности можно назвать «Креативность». Данное понятие широко раскрыто в многих источниках и, даже, поддается диагностике. Сюда входят такие интеллектуальные качества, как беглость, разработанность, оригинальность и т.д.
Мотивационный аспект. Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия. Можно сказать, что данный аспект показывает то, насколько ребенок «хочет» заниматься тем, в чем может выражаться его одаренность.
Вид одаренности. Сама одаренность часто понимается как асинхронное развитие. Есть, конечно, общая одаренность, которая прослеживается во всех видах деятельности ребенка. Но, чаще всего, мы имеем дело с определенным видом одаренности. В нашем случае удобнее всего взять классификацию видов одаренности по содержанию деятельности (основанную на видах интеллекта Х.Гарднера):
вербальная,
музыкальная,
логико-математическая,
пространственно-визуальная,
телесно-кинестетическая,
внутриличностная,
межличностная,
Каждый из предложенных аспектов, включая виды одаренности, скрывает под собой множество тонкостей и нюансов. В целом, сочетание ярко выраженного инструментального и мотивационного аспектов с существенными результатами в одном или нескольких видах деятельности, позволяет нам говорить о признаках одаренности у ребенка.
Можно ли выделить конструкторскую одаренность, как отдельный вид одарённости? Какую роль занимает конструкторская деятельность в развитии одаренности? На что нужно обращать внимание при совместной конструкторской работе с детьми? Давайте попытаемся ответить на эти вопросы, потому что от них зависит реализация потенциала наших детей.
Во-первых, я считаю, что на занятия по робототехнике насыщены такими видами деятельности, как логико-математическая (программирование, составление алгоритмов, поиск ошибок), пространственно-визуальная (выполнение по чертежу, работа с реальными конструкциями) и межличностная (работа в команде). Таким образом, конструкторские способности – интегративный вид нескольких видов интеллекта, что позволяет нам говорить о конструкторской одаренности как об отдельном виде, который, при ярко выраженном инструментальном и мотивационном аспекте, можно обнаружить и развивать.
Во-вторых, развитие способностей происходит в деятельности. Пойдем по порядку. Можно ли развить инструментальный аспект? Креативность, умение быстро переключаться, находить что-то новое, выходить за рамки. Все это можно реализовать, создавая условия, в которых ребенок не будет бояться ошибиться. Свободное творчество, неограниченное количество вариантов достижения цели, возможность экспериментировать – это все позволяет ребенку выработать свою эффективную стратегию действий в условиях поиска решений в заданной ситуации.
Обратим внимание на мотивационный аспект одаренности. Что заставляет ребенка посещать занятия по робототехнике? Может быть, поначалу, это интерес к новому виду деятельности. Возможно ему интересно, что будет дальше, а может он пошел за компанию. В любом случае, может ли педагог заинтересовать ребенка так, чтобы он регулярно посещал каждое занятие? Конечно может, хотя это зависит не только от педагога. Если ребенок, в течении года, посещает занятия дополнительного образования, при этом активно работает, выполняет задания, хочет узнать что-то новое, можно говорить о ярко выраженном мотивационном аспекте конструкторской одаренности.
Развиваются ли логико-математический, пространственно-визуальный и коммуникативный интеллект? Ховард Гарднер связывал развитие различных сторон множественного интеллекта с возрастом и особенностями головного мозга. Безусловно, у кого-то легко получается считать в уме и ориентироваться в пространственных моделях, другим это делать сложнее. Но у каждого эти способности не статичны. Есть определенный процент потенциала, который можно реализовать через пробы и тренировки. Этот потенциал есть всегда и на его развитие и нужно ориентироваться.
Таким образом, можно подвести итог. Конструкторская одаренность – это системное понятие, которое можно выделить в структуре общей одаренности. Занятия по робототехнике являются удобным и эффективным инструментом развития конструкторской одаренности, если уделять внимание каждому её аспекту.