kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие личности через импровизацию на основе народной педагогики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество требует от человека способного адаптироваться в быстро меняющемся мире, которая позволяет осваивать новые виды деятельности, новые формы поведения и развивает коммуникативную гибкость. Обращает на себя внимание импровизация, которая оказывается наиболее востребованной во времена социальных перемен, когда демократические тенденции преодолевают статику автократической общественно-экономической формации, когда открываются новые горизонты социального и государственного развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие личности через импровизацию на основе народной педагогики»

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МО «Верхоянский район»

МБОУ «Батагайская средняя общеобразовательная школа»















Развитие личности через

импровизацию

на основе народной педагогики

















Выполнила: учитель истории МБОУ «Батагайская средняя общеобразовательная школа» МО «Верхоянский район»

Стручкова Мария Афанасьевна





Батагай-2015 г.









План

Введение

Глава I. Творческая импровизация

Глава II. Формирование импровизационной культуры учащихся

  1. Народная педагогика

  2. Педагогика олонхо

Заключение

Использованная литература




























Введение


Современное общество требует от человека способного адаптироваться в быстро меняющемся мире, которая позволяет осваивать новые виды деятельности, новые формы поведения и развивает коммуникативную гибкость.

Обращает на себя внимание импровизация, которая оказывается наиболее востребованной во времена социальных перемен, когда демократические тенденции преодолевают статику автократической общественно-экономической формации, когда открываются новые горизонты социального и государственного развития.

Латинское слово improvisus означает «непредвиденный, неожиданный, внезапный». Импровизировать – значить играть, одновременно сочиняя, или сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное. Также импровизация присутствует в различных видах деятельности человека, в том числе в повседневной жизни. Умение сымпровизировать собственные способы решения любых жизненных задач, найти выход даже из «безвыходных» ситуациях.

Все это позволяет делать вывод, что изучение и развитие импровизационных способностей на основе народной педагогики в наши дни становится актуальной проблемой и необходимой частью развития современного человека.

По теме импровизация работали исследователи Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, Е.А. Ямбурга - идея «очеловечивания», личностно-гуманного подхода к ребенку; концепция гуманизации дошкольных образовательных учреждений (А.В. Петровский, В.В. Давыдов); М.К. Мамардашвили о самосовершенствовании субъектов в сотворчестве; интонационная теория Б.В. Асафьева; основы возрастной педагогики и психологии (Д.И. Фельдштейн, А.С. Белкин, Л.П. Качалова); личностно-деятельностный подход Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; культурологические основы образования Н.Б. Крыловой, И.Е. Видт; педагогика творческого саморазвития В.И. Андреева; теория исследования проблем социального воспитания В.Д.Ширшова; основы художественно-творческого развития младших школьников Н.А. Терентьевой; теория общего художественного развития А.А. Мелик-Пашаева и З.Н. Новлянской; теории и концепции педагогического творчества и педагогической импровизации В.И. Загвязинского, Л.Ю. Берикхановой, В.Н. Харькина, В.А. Кан-Калика, А.А. Никитина; исследования А.И. Савенкова и Г.М. Цыпина.

Наше время – это время новых отношений. Сейчас нашему обществу особенно нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие рационально и трезво мыслить, вследствие чего создана и стала работать концепция этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в современной школе. Основой научной школы Лаборатории этнопедагогики является этнопедагогическая концепция, созданная Геннадием Никандровичем Волковым на основе сравнительного анализа развития и функционирования традиционных культур воспитания у различных этносов. И работы Лебедевой Надежды Николаевны – формирование экологического сознания у детей.

Цель исследования выявить и определить сущность народной педагогики как условия детской импровизации.

Исходя, из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Прочитать определенную литературу.

2. Выявить функции, методы и приемы использования народной педагогики; определить условия, способствующие реализации детской импровизации.

3. Обосновать критерии и показатели сформированности импровизационных способностей.

Методологической основой исследования явились концептуальные положения философии, психологии и искусствоведения, раскрывающие народную педагогику олонхо и природу импровизации; исследующие проблему импровизационного начала человека.

Новизна исследования заключается в том, что конкретизировать научное представление о содержании понятий «способность импровизации», «импровизационное умение». Способность к импровизации, способствующей развитию творческого мышления и нахождению неординарных решений в различных ситуациях на основе народной педагогики.

Структура работы состоит из введения, заключения, двух глав и списка использованной литературы.













Глава I. Творческая импровизация


Импровизация (франц. Improvisation, итал. Improvvisazione, от лат. Improvisus – непредвиденный, неожиданный, внезапный) – это создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. Импровизация возможна в поэзии, музыке, танце, театральном искусстве и др. Истоки импровизации в искусстве восходят к народному творчеству.

Импровизация – первичный и самый древний вид творчества. Она присутствует в повседневной жизни человека, искусстве, игровом спорте, политике. Белла Ахмадулина удивительно тонко подмечает, что импровизация есть остроумие, «мгновенная удача ума», а Борис Пастернак назвал импровизацию творчеством «навзрыд». Например, в живописи это кроки — наброски, рисунки с натуры, выражающие первичную мысль, первичные впечатления. В актерском мастерстве – сценическая игра, не обусловленная зафиксированным драматическим текстом и не подготовленная на репетиции. В музыкальном и литературном искусствах – сочинение непосредственно в процессе исполнения.

Характерным признаком импровизации является совпадение во времени моментов создания и воспроизведения творческого замысла. Это сложно и привлекательно, и потому не случайно во все времена в импровизации видели высшее проявление творческих способностей музыкантов, художников, танцоров, поэтов, актеров, ораторов, спортсменов.
Импровизация проявляется в различных видах искусства и сущность ее в них рассматривается различно. Так, музыкальная импровизация берет начало в глубокой древности, в устном народном творчестве. Обычно музыканты (певцы и исполнители) передавали песни и инструментальные наигрыши по слуху. Такие импровизации опирались на единожды выработанные формы музыкального мышления и устоявшийся круг интонаций, попевок, ритмов. Простейшим импровизационным методом было свободное варьирование – так народные музыканты добивались постоянного обновления и обогащения найденного музыкального образа.

Речевая импровизация, свойственная ораторскому искусству, использовалась еще в античные времена. В Древней Греции существовали целые школы, в которых обучали искусству оратора. Как вид творчества речевая импровизация рассматривается и в контексте театрального искусства. Ею славился итальянский театр «Буратино», ведущий свое происхождение от античных кукольных театров с их пьесами на тему последних событий дня, импровизировавшихся во время самого действия.

Музыкальная импровизация в профессиональном художественном творчестве сформировалась под влиянием народного импровизирования и претворила его черты. Ранние её формы в Европе связаны со средневековой вокальной культовой музыкой. Поскольку записи этой музыки были неполными, приблизительными, каждый исполнитель должен был в той или иной мере импровизировать свою партию. Постепенно методы импровизации становились всё более регламентированными. Профессиональная квалификация музыканта, например органиста, долгое время определялась его мастерством в так называемой свободной импровизации полифонических музыкальных форм (прелюдий, фуг и др.). Ряд музыкальных жанров носит названия, указывающие на их частичную связь с импровизацией (например, «Фантазия», « Экспромт», «Прелюдия», «Импровизация»). В современной музыкальной практике импровизация имеет существенное значение, особенно в джазовой музыке, которой органически присущи элементы импровизации, и в некоторых модернистских течениях, широко применяющих произвольную импровизацию.

Импровизация в театре - это игра актёра, основанная на его способности строить сценический образ, действовать и создавать собственный текст на заданную тему или в обстоятельствах, предусмотренных сценарием, творя без предварительной подготовки, во время представления.

Зародившись в народном театральном творчестве, свойственная народному искусству в разных его формах, импровизация была одним из существенных элементов сценического действия древнего театра Востока (существует и в настоящее время), присутствовала в античном, средневековом и ренессансном театре. Высокого уровня искусство импровизации достигло в народной итальянской комедии дельт арте (16-18вв.) и французском фарсе (15-16 вв.). Позднее импровизация сохранилась на сцене как стилистический приём (например, у К. Гоцци).

Импровизация в танце с древнейших времён является неотъемлемой частью народных обрядов, игр и празднеств. В странах Востока и Азии импровизация в танце сохраняется не только в народных представлениях, но и профессиональном искусстве. Импровизация варьируется от примитива до высокого профессионализма. Во многих народных танцах в ответ на «вызов» продемонстрировать силу, ловкость, удаль, импровизатор выходит за пределы устойчивых танцевальных форм (мужские грузинские, армянские и др. танцы). Импровизация в народном танце проявляется также и в соревновании (русский перепляс и др.).


Глава II. Формирование импровизационной культуры учащихся

1. Народная педагогика


В суровых климатических условиях проживания, каждый народ создал свой неповторимый уклад жизни, язык, самобытную культуру и пронес его через века. Этот уникальный культурный опыт на протяжении веков был накоплен и сформирован в естественной природной среде обитания народов и передавался из поколения в поколение. Традиционная педагогика якутов имеет специфические инварианты – условия, содержание, формы и методы воспитания. Они получают обоснование в таких приоритетных идеях воспитания, как идеи игры, труда, общения, сочетания слова и дела, взаимосвязь физического и духовного роста, примера-идеала, «воспитания всем миром». Помимо традиционного искусства и быта, народное воспитание якутов черпает свой материал из эпоса олонхо.

Якутская народная традиция воспитания передает нормы, составляющие ценностную основу жизни людей в их отношениях друг к другу и к родной природе, которая рассматривается человеком как особая персонификация себе подобного. Это обнаруживается в стремлении прививать молодежи такие нравственные качества, как чувство глубокого уважения к людям, особенно к родителям и старшим, бескорыстное гостеприимство; проявлении взрослыми безграничной любви и уважения к личности ребенка и, как правило, отсутствии жесткости в методах; широком использовании возможностей трудового воспитания как способа передачи детям не только производственных навыков родителей, но и развития в них общечеловеческих деловых, интеллектуальных и нравственно-эмоциональных качеств; привитие с младенчества любви, привязанности к родным местам и на этой основе – бережного, мудрого отношение к животному и растительному миру, людям.

Воспитательные цели достигались не только в играх и упражнениях, где дети воспроизводили действия охотников, рыболовов, что было необходимо для выживания в природно-климатических условиях Севера и, в целом, характерно для традиционных культур. Сказания, предания, загадки также были неотъемлемой частью воспитательного процесса.

Народная практика показывает, что создание микроклимата, благоприятных условий для творческой деятельности с помощью эмоционального взаимодействия в процессе общения и интересующего детей содержания проблемных ситуаций дает положительные результаты. У детей пробуждается естественное желание и потребность в творчестве, в достижении успехов. Это, в свою очередь, сказывается на развитии ребенка в целом, на повышении его продуктивности.

Создание такой обстановки, формируют импровизаторские способности и творческую активность детей.

Импровизация – это особый жанр, особое направление. Ее развитие в наши дни становится необходимой частью развития современного человека


2. Педагогика олонхо


Импровизация, интенсивно развивалось, и особенности проявилась в народном искусстве. Фольклор – вот источник богатейшей фантазии и вот почему одни и те же песни имеют так много разных интерпретаций. С древнейших времен у различных народов существовали особые категории певцов-импровизаторов (древнегреческие аэды, западногерманские шпильманы, русские сказители, украинские кобзары, казахские и киргизские акыны, якутские олонхосуты и др.). Например якутскими певцами-импровизаторами сочиняются тойук (развернутая эпическая импровизация), алгысы (благопожелания), запевы массового кругового танца осуокай, а также песенные эпизоды олонхо. Тойук сочинялся певцами-импровизаторами (олонхосутами и тойуксутами), среди них: С.А.Звереы, У.Г.Нохсоров, П.П.Ядрихинский, В.О.Каратаев, из Верхоянского района Д.А.Томская-Чаайка, А.Н.Томский и др. Они передавали свое искусство в устной форме, играя на слух. В процессе передачи своих песен другим исполнителям они меняли, переделывали, добавляли, обогащая эпос. Порой одно и тоже олонхо могла меняться до неузнаваемости. Нередко среди олонхосутов устраивались конкурсы запевал, это своего рода импровизаторские «дуэли».

Эмоционально-образная ситуация создавалась олонхосутами, и вызывало восхищение слушателей и придавало олонхо необыкновенно яркий, живописный характер. И изображая различные события из олонхо в ролях, дети творчески отражают действительность и становятся импровизаторами, то интерес других к происходящему неизменно активизируется.

Конечно, чтобы научиться импровизировать, надо ребенку с детских лет привить навыки слушания, развить импровизационное мышление, знать значение слов олонхо. Чтобы развить импровизационное мышление надо во время исполнения научиться думать и воплощать те идеи, которые приходят в голову, применяя все теоретические знания и богатую фантазию.

Создание эмоционально-образной ситуации на основе тематического принципа обеспечивает цельность системы творческих занятий через интегрированные уроки студии и кружки олонхо. Тематика олонхо в свою очередь, определяют образную направленность развития импровизации детей.
































Заключение


Делая вывод можно сказать, что обучение творческой импровизации на основе народной педагогики позволяет воспитать в их способность адаптироваться к социальной действительности. Народная педагогика олонхо является великолепным средством адаптации к окружающей социальной действительности, преображает, оказывает воспитательное и психолого-оздоровительное воздействие на личность ученика.

Выявлено, что импровизационное умение как показатель способности к импровизации включает в себя три компонента: коммуникативный, поведенческий, адаптационный.

Коммуникативный компонент импровизационного умения проявляется как спонтанность, наблюдаемая в общении.

Поведенческий компонент импровизационного умения проявляется в таком качестве, как уверенность в себе. Умение сымпровизировать собственные способы решения любых жизненных задач; способность проявлять инициативу, брать на себя ответственность по собственной инициативе.

Адаптационный компонент импровизационного умения мы рассматриваем как способность ученика подстраиваться под изменяющуюся ситуацию. Умение анализировать новые, непривычные ситуации

Исходя из структурных компонентов импровизационного умения, выделены критерии развитости способности к импровизации: спонтанность общения; уверенность в себе; способность подстраиваться под изменяющуюся ситуацию; интуитивность в действии; умение сымпровизировать собственные способы решения любых жизненных задач; способность проявлять инициативу, брать на себя ответственность по собственной инициативе; умение анализировать новые, непривычные ситуации





.






Использованная литература:

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция на основе сравнительного анализа. М., 2001.

  2. Лебедевой Н.Н. Этнопедагогические условия формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста. Якутск, 2002.

  3. Бирюков С.Н. Импровизационность в музыке и ее стилевые типы. М., 1980.

  4. Гальперин П.Я. Формирование Творческого мышления //Деятельность и психологические процессы: Тез.докл.V Всесоюзного съезда психологов. М., 1977.

  5. Ямбург Е.А. Творческая импровизация. М., 2000.

  6. Загвязинский В.И. Импровизация как средство творческого развития личности. М., 1992.

  7. Кан-Калик В.А. Творческое развитие личности. М., 1990.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие личности через импровизацию на основе народной педагогики

Автор: Стручкова Мария Афанасьевна

Дата: 14.09.2015

Номер свидетельства: 230593

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(112) "ispol-zovaniie-fol-klora-kak-effiektivnogo-sriedstva-povyshieniia-urovnia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406235"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ФОЛЬКЛОР КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(88) "fol-klor-kak-effiektivnoie-sriedstvo-povyshieniia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132771"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406865"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Статья "Сюжетно - ролевые игры на уроках физической культуры" "
    ["seo_title"] => string(67) "stat-ia-siuzhietno-rolievyie-ighry-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "118842"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413273162"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Творческий отчет по теме самообразования «Роль хореографии в  творческом развитии детей» "
    ["seo_title"] => string(98) "tvorchieskii-otchiet-po-tiemie-samoobrazovaniia-rol-khorieoghrafii-v-tvorchieskom-razvitii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "118933"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413295629"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства