Развитие ценностного отношения к семье у младших школьников
Развитие ценностного отношения к семье у младших школьников
Семья - это основа воспитания. Именно на семейных устоях, традициях нужно воспитывать подрастающее поколение. А связь поколений в сердцах детей именно то ценное и дорогое, которое они должны знать и беречь. Я, как учитель, поняла, что необходимо воспитывать детей на историческом прошлом их предков: прапрадедов, прадедов, дедов и отцов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие ценностного отношения к семье у младших школьников »
Лукашова О.А., учитель начальных классов
МБОУ СОШ№1, г. Кандалакша
Развитие ценностного отношения к семье у младших школьников
Многие жизненные ценности, правила поведения человека в обществе, с другими людьми, духовные качества, проявляющиеся в этом поведении, закладываются в человеке с раннего детства. Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для себя и в себе делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни.
С давних пор известно, что формирование моральных качеств ребёнка происходит в раннем детстве.
Задача духовно-нравственного воспитания является, прежде всего, главной задачей семейного воспитания. Ведь функции семьи многогранны. Важнейшая из них – воспитание детей. Родные люди всегда ближе и дороже ребёнку. А их влияние на него глубже и сильнее, нежели влияние учителя.
Уклад семейной жизни всегда находил отражение в нравственном облике человека. Царящая в семье эмоционально-нравственная атмосфера, внимание членов семьи друг к другу, стремление разделить ответственность, уровень взаимопонимания и взаимоуважение, родительская любовь и ответные чувства детей, семейные традиции, отношение к труду, - все это закладывает фундамент нравственности.
Духовно-нравственное воспитание детей невозможно представить без участия родителей. И не простого одобрения или стороннего наблюдателя, а активного участия в становлении, развитии своего ребёнка, в тесном сотрудничестве и сотворчестве с ним.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок. И в первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения.
Взаимоотношения семьи и школы очень важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы пребывания детей в школе.
Взаимодействие учителя и семьи окажется эффективнее, если будет реализовываться в новых активных формах совместной работы, в формах проектно-исследовательской деятельности.
Одной из ярких форм совместной работы у нас послужило родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети», которое вели сами ребята. Они были в роли взрослых. Это и учёные, и учителя, и психологи… На собрании была выведена для родителей и детей формула законов семьи. Другими словами, семейным ценностям учились и дети, и взрослые.
Привлечение родителей к школьной жизни своего ребёнка расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к самой школе. Совместные дела со своими детьми способствуют пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания познать ребёнка. Только в этом случае можно говорить о целостном подходе в воспитании ребёнка.
В первом классе мы вместе с детьми работали над социальным проектом «У кого мы учимся доброте», в основу которого легли материалы о старшем поколении – наших бабушках.
Почти целый год ребята собирали информацию о самых близких и родных им людях. На занятиях детской журналистики дети сочиняли стихи о своих бабушках, рисовали их портреты. На основе этой работы получился фильм «Бабушка – лучшая подружка!» Но на этом не остановились… Решили узнать и о бабушках их бабушек. Ребята с большим интересом узнавали у своих родителей и у бабушек историческое прошлое своей семьи. Они разыскивали старые фотографии, и в итоге у нас получился удивительный фильм «Нашим бабушкам посвящаем…» , который предлагаю вашему вниманию.
Завершением этого проекта был семейный праздник «У кого мы учимся доброте».
Также была создана рукописная добрая книга о наших бабушках, которая на Международном конкурсе заняла первое место.
Во втором классе мы начали работу над проектом «Пять поколений». Данный проект включил в себя пять воспитательных блоков: мальчики и братья, отцы, деды, прадеды, прапрадеды. Работа строилась по принципу прошлого проекта, но уже на более углублённом содержании.
Оттолкнулись от размышлений детей «Для чего я живу на земле?». Затем ребята решили узнать историю своей родословной, своей фамилии, семейных реликвиях и традициях.
Дальше размышляли о Родине, с чего она начинается. И уже только потом пошла работа над связью пяти поколений.
В ходе исследования работали не только дети, но и их родители. И вот результат – это целых пять фильмов по каждому поколению.
Итогом работы послужил большой семейный праздник «Пять поколений», который остался не только в душе каждого ребёнка, но и в сердце каждого взрослого.
И я, как учитель, и наши родители понимаем, что сплочённость и дружба семьи и школы – вот успех любого воспитания!
Сейчас мы с детьми работаем над созданием рукописной книги «Пять поколений».