Развитие интеллектуально – познавательных способностей учащихся при использовании нетрадицион ных техник рисования
Развитие интеллектуально – познавательных способностей учащихся при использовании нетрадицион ных техник рисования
Я – педагог изобразительного искусства. Моя педагогическая деятельность направлена на формирования устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала. На протяжении последних лет актуальна проблема развития интеллектуально – познавательных способностей учащихся при использовании нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительного и декоративно - прикладного искусства. Я убеждена, что изобразительное искусство в силу своей многогранности, как никакой другой предмет, позволяет формировать и совершенствовать компетентностные умения и навыки учащихся. А, как известно, именно личностные компетенции ставятся сегодня в образовании во главу угла. Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного, приобщения к мировой художественной культуре
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие интеллектуально – познавательных способностей учащихся при использовании нетрадицион ных техник рисования»
Развитие интеллектуально – познавательных способностей учащихся при использовании нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительного и декоративно - прикладного искусства
Я – педагог изобразительного искусства . Моя педагогическая деятельность направлена на формирования устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала. На протяжении последних лет актуальна проблема развития интеллектуально – познавательных способностей учащихся при использовании нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительного и декоративно - прикладного искусства. Я убеждена, что изобразительное искусство в силу своей многогранности, как никакой другой предмет, позволяет формировать и совершенствовать компетентностные умения и навыки учащихся. А, как известно, именно личностные компетенции ставятся сегодня в образовании во главу угла.Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного, приобщения к мировой художественной культуре, овладения элементарными основами рисунка. Изобразительное искусство дает возможность расширить кругозор, научиться видеть и ценить в простых вещах прекрасное, преобразовывать увиденное в яркие фантазийные образы. Итак, рисование содействует эстетическому воспитанию и освоению действительности, обогащает эмоциональную сферу ребёнка, улучшает зрительные процессы, развивает точность движения руки, мелкую моторику пальцев. Рисование – это средство педагогического воздействия, психолого-педагогического изучения ребёнка, способ коррекции психики, важный фактор формирования личности. В последнее время всё большее распространение получают интегративные процессы в образовании. Предпринимаются подходы по объединению различных составляющих знания, что даёт эффект, превосходящий известные результаты. Поэтому сочетание чувственной и рациональной форм познания способствует гармоничному развитию ребёнка. Тесное взаимодействие художественного и логическогосоздаёт возможности для интеллектуального развития учащихся и позволяет успешно продвинуться в познании мира. Свойства данного феномена в полной мере раскрываются универсальным языком изобразительного искусства.
Во-первых, наглядность является фактором обеспечения умственного развития ребёнка. Как фраза складывается из слов, так и художественное произведение составляется из символов. На своих занятиях я учу детей использованию символов ИЗО - точки, линии, пятна.
Во-вторых, занятия ИЗО способствуют развитию чувственной сферы. Ведь в жизни человек оперирует преимущественно зрительными образами. Одни несут к нашему сердцу красоту, другие навевают грусть. А.Толстой говорил о том, что изобразительное искусство, как на клавиатуре, разыгрывает на рефлексах и эмоциях человека дивную музыку образов и через эту систему образов приводит к осмыслению явлений жизни. (настроение в рисунке и рисунок передает настроение художника)
В-третих, не забудем и про эстетико-воспитательную направленность предмета. Творческий процесс зависит от многих обстоятельств: учебных, мотивационных, личностных. Изобразительное искусство даёт возможность вариативного отбора основного материала – рисование с натуры, тематическое рисование и иллюстрирование, декоративная работа, элементы дизайна, беседа об изобразительном искусстве и многое другое.
В-четвёртых, изобразительное искусство стимулирует образное мышление и развивает художественное восприятие учащихся. Присутствие эстетических элементов в научном познании мира ставит главной целью обогащение жизни детей новым содержанием – человеческими чувствами, нравственными отношениями. «Без впечатлений, восторгов, вдохновения, без жизненного опыта – нет творчества» - писал Д.Шостакович.
В-пятых, занятия ИЗО при грамотном подходе оказывают, в том числе и терапевтическую помощь. Ведь условия жизни в отсутствие необходимых выходов для психологического расслабления, отдыха, недостаток общения, физическая ослабленность неблагоприятно сказываются на восприимчивой, легко возбудимой психике ребёнка.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности младших школьников. Она позволяет ребенку отразить в изображаемых образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним.
Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд и важно стимулировать и поддерживать ученика, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют быстро достичь желаемого результата. На слайдах представлены детские работы, выполненные в нетрадиционных техниках ИЗО.
Например, оттиск – поролоном, листьями, нитками, жгутиками, пуговицами;
рисование набрызгом, пальцами, ладошкой;
монотипия, кляксография, печать по трафарету и др.
Желаю ярких мыслей, творческих идей, воплощения интересных планов, достижения поставленных целей и отличного настроения!