Развитие одаренности на занятиях прикладным творчеством
Развитие одаренности на занятиях прикладным творчеством
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие одаренности на занятиях прикладным творчеством»
Развитие одаренности на занятиях прикладным творчеством
Одаренность человека — это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы
он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидно то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то сосем немного. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Умения и навыки по бисероплетению на занятиях у детей формируются через творческие способности.
Развитые творческие способности влияют на качество будущей профессиональной деятельности, потому что цель образования на современном этапе – развитие не исполнительских качеств, а инициативного работника, умеющего творчески подойти к любой деятельности.
Творческие способности – это умение:
сочетать различные материалы и техники;
организовать творческий процесс при работе над художественным образом;
мыслить нестандартно;
применять приемы обработки материалов в новых условиях;
проявлять изобретательность в выборе инструментов и приспособлений;
способность к импровизации;
умение предвидеть результаты работы.
Наличие творческих способностей, творческой одаренности сказывается на более успешном формировании практических умений и навыков, таких как:
разработка композиции;
выбор техники;
отбор материала;
творческий подход в соединении различных техник.
Чем лучше будут развиты творческие способности, одаренность, тем легче будет проходить процесс обучения практическим умениям и навыкам.
Умения выполнять задания по бисероплетению (по образцу или самостоятельно) развивают глазомер, моторные навыки: точность движений, их скорость; а так же творческое воображение, художественный вкус.
Исходя из вышесказанного, определяется перечень умений и навыков, формируемых на занятиях по бисероплетению.
К ним относятся:
общетрудовые умения;
художественные умения;
специфические умения.
Формирование умений и навыков – процесс более сложный и длительный, чем процесс усвоения знаний. Этим и объясняется тот факт, что знаний у человека всегда больше, чем умений и навыков.
Процесс творческого обучения опирается на следующие принципы:
от простого к сложному;
посильности;
систематичности;
общественной значимости работ.
Правильный выбор методов обучения влияет на качество формирования общетрудовых, художественных и специфических умений и навыков. Так же занятия по бисероплетению способствуют как эстетическому воспитанию детей, так и развитию творческой одаренности. Творческие способности развиваются через знакомство с конкретным видом декоративно-прикладного искусства и народных ремесел в целом, зарождая в них интерес к народной культуре, традициям, активизируя их воображение, пробуждая их творческий потенциал.
Помимо вышесказанного нужно учитывать:
создание условий работы в кабинете;
личность педагога;
использование культурного наследия того народа, который живет в конкретном регионе;
содержание программы;
наличие литературы;
использование наглядных пособий.
Все это влияет на качество обучения.
На занятиях не только углубляются знания детей и совершенствуются практические навыки, но и развивается мастерство.
Занятия влияют на профессиональную ориентацию учащихся и даже если они не связывают свою дальнейшую жизнь с декоративно-прикладным искусством, приобретенные знания об истории народных традиций, о культуре народов, о свойствах материалов, умения работать с инструментами, составлять орнаменты, стилизовать, одним словом, творческие способности пригодятся в любой профессии. Кроме того, у учащихся формируется эстетический вкус.
Развитие творческой одаренности у учащихся напрямую зависит от развития творческих способностей педагога.
К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:
поощрять самостоятельные мысли и действия ребят, если они не причиняют вреда окружающим;
не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-нибудь по-своему;
уважать точку зрения учащегося, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» – не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;
предлагать детям больше делать свободных рисунков, интересных движений и других творческих проявлений в ходе занятий;
безоценочность в отношении к детскому творчеству, т.е. не применять явной системы оценок работ ребенка, не сравнивать с другими детьми, а только с ним самим, с его прошлыми опытами;
творить и играть вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса;
не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, а наоборот пытаться понять логику воображения ребенка;
больше внимания уделять организации творческого процесса созидания чего-либо, поддержанию этого процесса, а не результатам;
развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия разминки;
поддерживать на занятиях положительные эмоции, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка.
На занятиях по бисероплетению стремлюсь создать ситуацию успеха для каждого ребенка: подобрать оптимальные приемы и методы, способствующие включению ребенка в активную деятельность на уровне потенциальных возможностей, расширяющие эти возможности, воздействующие на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности ребенка, потому что:
переживание успеха внушает ребенку уверенность в собственных силах;
у ребенка появляется желание достичь хороших результатов и в другом виде деятельности, чтобы вновь ощутить радость успеха, признание сверстников;
положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение благополучия, что в свою очередь благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
В результате таких занятий с детьми четко прослеживается положительная динамика по уровню сформированности навыков учебной деятельности, стремления довести начатое до конца, принять нестандартное решение при изготовлении изделий.