kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие познавательной самостоятельности с использованием дидактического материала на занятиях по техническому моделированию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта работы о развитии познавательной самостоятельности с использованием дидактического материала  на занятиях по техническому моделированию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной самостоятельности с использованием дидактического материала на занятиях по техническому моделированию»

11











Хандорин Николай Владимирович


муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества №2», г.Новокузнецк



педагог дополнительного образования
















«Развитие познавательной самостоятельности

с использованием дидактического материала

на занятиях по техническому моделированию»


История человечества, развитие человека всегда были тесно связаны с техникой. Именно техническое творчество дает толчок и возможность для развития всего прочего искусства. Кроме передачи чувств автора перед продуктом технического творчества обычно ставятся технические задачи, удовлетворяющие целый ряд потребностей человека, которые являются основными, при этом искусство обычно является подчиненным. В этой связи продукты технического творчества обладают рациональностью, а искусство, создаваемое ими соответственно становится рациональным.

 В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и др.  Известно, что детское техническое творчество, одно из важных средств политехнического образования и профессиональной ориентации, способствующих формированию у детей устойчивого интереса к технике, развитию рационализаторских и изобретательских склонностей, технического мышления, содействующих повышению научного уровня образования. Школьники вовлекаются в творческую работу в связи с изучением основ наук, знакомством с достижениями науки и техники.  Детское техническое творчество проявляется при конструировании моделей, приборов, механизмов, несложных машин и др. технических объектов.

Значение технического моделирования в воспитании учащихся в том, что оно расширяет технический кругозор детей, формирует конструкторские знания и умения, навыки проектирования, развивает техническое и технологическое мышление и интерес к технике. В процессе работы дети осваивают приемы работы с гаечным ключом и отверткой, изучают «правило винта», у детей имеется возможность узнать интересные сведения о технике, наблюдать физические явления, и различные свойства материалов. Уроки технического моделирования позволяют формировать представления о новейших достижениях технического прогресса, обобщенное представление об устройстве машин и механизмов, овладевать технической терминологией. Модели бывают как статические, так же и динамические. Моделью в техническом моделировании называют трехмерное изображение предметов или их частей в уменьшенном масштабе при некоторой схематизации и условности изобразительных средств, однако, с обязательным соблюдением внешнего сходства и пропорций частей. Часто модель выступает как обобщение определенного класса логически общих предметов и явлений и позволяет изучать и наблюдать основные признаки явлений, их функции и особенности протекания (физические процессы, протекающие в реальных объектах, электрические процессы, аэродинамические законы и др.) или предметов целого класса (модель автомобиля, парусника, самолета, подъемного крана и др.

Техническое моделирование отличается от других предметов тем, что большую часть работы ученику приходиться выполнять самостоятельно. Даже, если члены группы все вместе начинают, а педагог последовательно показывает все этапы предстоящей работы, ученики не одновременно приходят к «финишу». Это объясняется и разным темпераментом, и различными физическими данными детей, и рядом других субъективных причин. А в старшем возрасте каждый юный техник выбирает свою единственную модель, для которой нужно составить чертеж, подобрать материалы и т. п. Поэтому, с одной стороны, моделисту необходимы навыки самостоятельности, с другой – позитивное сотрудничество, когда можно учиться не только у педагога, но и у своего одногруппника. Именно поэтому данная тема, на мой взгляд, показалась мне наиболее интересной и актуальной.

В педагогической литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца XVIII в. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся — центральный в педагогической системе К.Д Ушинского, который обосновал пути и средства организации самостоятельной работы учащихся на уроке с учётом возрастных периодов обучения. В 70- 80-е гг. методисты-естественники А. Н. Бекетов, А. Я. Герд предложили систему организации разнообразных практических самостоятельных работ (опыты, наблюдения и пр.).

Теоретики трудовой школы (Г. Кершенштейнер, А. Ферьер и др.) решали проблему повышения самостоятельности учащихся путём стимулирования их «умственной самодеятельности», применяя в качестве основного воспитательного средства ручной труд.

В 20-х гг. XX века определённую роль в развитии теории самостоятельности учащихся сыграли комплексная система обучения и другие формы индивидуализации обучения.

Появление потребности в самостоятельности свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре эмоциональных, информационных, профессиональных и прочих связей с другими людьми.

Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.

Самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, а также возможность существовать без посторонней помощи или поддержки. Самостоятельность может быть качеством, свойством, как отдельного человека, так и какого-либо сообщества. Стремление действовать самостоятельно не исключает возможности или даже желательности посторонней помощи, так как человек зависит от множества обстоятельств и других людей, влияющих на него. Но одни в своем сознании переплавляют эти влияния, и в итоге получается что-то свое, неповторимое и особенное; другие же слепо копируют чужой опыт, подражают всем и вся, не имеют собственного лица и определенной позиции.

«Определяя степень самостоятельности воспитанников, педагоги, как правило, учитывают, способен ли он опереться на собственные силы, имеет ли личное мнение, может ли действовать по собственной инициативе, умеет ли правильно оценивать себя».

Эффективная самостоятельность включает такие дополнительные компоненты, как умение правильно оценить свои возможности при постановке и принятии цели, активность и инициатива в поиске путей ее реализации, настойчивость в достижении; чувство ответственности за выполненную работу и стремление сделать ее хорошо: уверенность в себе и в достигнутых результатах, адекватная самооценка, привычка и умение анализировать причины успеха и неудачи в работе.

Воспитание самостоятельности невозможно без развития мотивации к самостоятельной деятельности и к последовательному повышению ее уровня. По мнению 3. Ф. Пономаревой, формирование самостоятельности в общественно полезной деятельности опосредуется соответствующими мотивами. Воспитание самостоятельности должно опираться на мотивы, связанные с осознанием индивида результатов своего труда.

В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимули­рования и направления педагогом познавательных интересов уча­щихся». Значение этой формы организации обучения столь велико, что существует тенденция рассматривать весь педагогический про­цесс как педагогику сотрудничества.

Проблема учебного сотрудничества (коллективных, коопе­ративных, групповых форм работы) активно и всесторонне раз­рабатывается в последние десятилетия в нашей стране и за ру­бежом (Х.Й. Лийметс, В. Дойз, С.Г. Якобсон, Г.Г. Кравцов, А.В. Петровский, Т.А. Матис, Л.И. Айдарова, В.П. Панюшкин, Г. Магин, В.Я. Ляудис, Г.А. Цукерман, В.В. Рубцов, А.А. Тюков, А.И. Донцов, Д.И. Фельдштейн, И. Ломпшер, А.К. Маркова и др.).

Для обозначения учебной работы, основанной на непосредст­венном взаимодействии обучаемых, исследователи употребляют такие наименования, как «групповая работа», «совместная учеб­ная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и др. В настоящее время в отечествен­ной педагогической психологии чаще используется термин «учебное сотрудничество» как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий по отношению к другим терминам, обозна­чающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой. Сотрудни­чество как совместная деятельность, как организационная сис­тема активности взаимодействующих субъектов характеризует­ся: 1) пространственным и временным соприсутствием, 2) един­ством цели, 3) организацией и управлением деятельностью, 4) разделением функций, действий, операций, 5) наличием по­зитивных межличностных отношений.

Учебное сотрудничество в учебном процессе представляет со­бой разветвленную сеть взаимодействий по следующим четырем линиям: 1) учитель — ученик (ученики), 2) ученик — ученик в па­рах (диадах) и в тройках (триадах), 3) общегрупповое взаимодей­ствие учеников во всем учебном коллективе, например, в языко­вой группе, в целом классе и 4) учитель — учительский коллек­тив. Г.А. Цукерман добавляет еще одну важную генетически производную от всех других линий — сотрудничество ученика «с са­мим собой» (а может быть, это справедливо и для учителя).

Анализируя в целом специфику учебного сотрудничества с разными людьми на примере его осуществления детьми млад­шего школьного возраста, Г.А. Цукерман подчеркивает его важ­ные особенности.

Построение учебного сотрудничества со взрослыми тре­бует создания таких ситуаций, которые блокируют возмож­ность действовать репродуктивно и обеспечивают поиск новых способов действия и взаимодействия.

Построение учебного сотрудничества со сверстниками тре­бует такой организации действий детей, при которой сторо­ны понятийного противоречия представлены группе как пред­метные позиции участников совместной работы, нуждающи­еся в координации.

Для того чтобы возникло учебное сотрудничество с самим собой, нужно учить детей обнаруживать изменения собствен­ной точки зрения.

Учащиеся при анализе своей самостоятельной работы часто указывают на потребность в самоконтроле за этой работой, на необходимость в снабжении их развернутым комментарием всех сложностей, встречающихся при выполнении заданий, на затруднения в самостоятельной ориентации в теоретическом материале. В результате опроса, в частности, выяснилось, что некоторые учащиеся, не имея собранных в одном пособии всех необходимых им сведений, в поисках нужной информации чаще обращаются к преподавателю, чем к учебнику или грамматическому справочнику. Таким образом, возникает необходимость в создании специальных дидактических материалов, предназначенных для самостоятельной работы учащихся в ходе реализации проекта. Многие педагоги предпочитают использовать в своей деятельности дидактические материалы исключительно контролирующего характера. Учитывая то, что в основе любого проекта лежит, прежде всего, самостоятельная деятельность учащихся, а также то, что главное назначение дидактических материалов – использование их при самостоятельной работе, мы можем сделать вывод о том, что дидактические материалы в проекте должны играть несколько иную роль. Если это материалы контролирующего характера, то они должны обязательно предусматривать возможность самопроверки и самоконтроля. Система дидактических материалов в проекте должна также предполагать последовательное, поэтапное обучение учащихся различным приемам или способам учебной деятельности, а также использование заданий различного уровня (репродуктивного, преобразующего или творческого).

Современные информационные технологии позволяют разработчикам дидактических материалов оперировать таким комплексом вербальных и невербальных средств, какого в их распоряжении никогда еще не было. Эти средства позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым повысить мотивацию и познавательный интерес учащихся. Эта психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания учащегося, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, на формирование оценок описываемого, создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса.

В задачу учителя входит помощь обучаемому наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач.

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:

  • принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);

  • принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);

  • принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);

  • принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);

  • принцип познавательной мотивации;

  • принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).

Можно отметить следующее значение дидактического материала в проекте:

  • Самостоятельное овладение учащимися материалом и формирование умений работать с различными источниками информации.

  • Активизация познавательной деятельности учащихся.

  • Формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал.

  • Условные заменители, схемы и рисунки в дидактическом материале способствуют развитию творческого воображения, позволяют «опредметить» абстрактные понятия.

  • Контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок (появление на компьютере соответствующих комментариев) по результатам деятельности и оценкой результатов.

  • Самоконтроль и самокоррекция.

  • Тренировка в процессе усвоения учебного материала.

  • Высвобождение учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ.

  • Усиление мотивации обучения.

  • Развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического).

  • Формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры общества.

  • Активизация взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.


Представленный дидактический материал используется в процессе обучения на занятиях по программе «Техническое моделирование» 1-го года обучения, для детей 9-12 лет. Часть материала разработана самостоятельно, другая часть адаптирована с учетом возрастных особенностей и условий работы в объединении. Это оформленные на листах формата А-4 чертежи, рисунки, схемы с текстовым описанием (инструкцией) для изготовления различных моделей по всем основным темам учебно-тематического плана 1-го года обучения. Например, после объяснения теоретического материала по теме 3 «Элементы графической грамоты», обучающимся предлагается самостоятельно перечертить детали некоторых моделей по размерам, используя инструкционные карты-задания: «Модель лодочки-плоскодонки», модель планера «Полет», затем вырезать эти детали из плотной бумаги, согнуть и склеить модели.

Для освоения темы 4 «Модели из бумаги и картона» предлагается изготовить несколько бумажных моделей, постепенно усложняя задания и вводя новые материалы.

Здесь используются карты-задания:

  • Парусный катамаран из бумаги

  • Лодка под парусом

  • Катамаран с парусом-крылом

  • Автомобиль-газель

  • Модель планера «Летающее крыло»

Этот дидактический материал, используемый совместно с раздаточным (выкройки, шаблоны) позволяет проводить занятия фронтально и индивидуально. А имеющиеся образцы готовых изделий позволяют обучающимся наглядно увидеть будущий результат своей работы, а так же продемонстрировать возможности действующей модели.

К теме 5 «Модели из фанеры и дерева» имеется дидактический материал в виде инструкционных карт и шаблонов для изготовления контурных моделей. Это:

  • Контурная модель яхты

  • Контурная модель ладьи

  • Контурная модель сухогрузного судна

  • Контурная модель автомобиля

  • Настольная модель полуконтурной парусной яхты

Работы различаются по уровню сложности количеством деталей и других материалов в объекте.

Описания по изготовлению «Модели лодочки из фанеры» и «Контурной модели сторожевого корабля» к теме 6 «Модели с резиномотором» оформлены в виде инструкционно-технологических карт, что дает возможность познакомить обучающихся с такими понятиями, как последовательность операций, технологичность и попробовать себя в самостоятельной работе.

Следующие карточки-задания к этой теме:

  • Модель вертолета «Малыш»

  • Вертолет «Летающее крыло»

  • Модель речного катера

так же содержат информационный материал с названием терминов отдельных деталей моделей, указанием их размеров, схемы, рисунки, чертежи. Все это, несомненно, помогает педагогу в работе с детьми при реализации образовательной программы, а обучающимся дает возможность быстрее и проще усвоить учебный материал и приобрести необходимые ЗУНы.

Дидактический материал к теме 7 «Модели с электродвигателем», наиболее сложной в программе 1-го года обучения, представлен чертежами действующих моделей:

  • Модель бронекатера

  • Модель патрульного катера

  • Модель прогулочного катера

Работа по этой теме может быть как групповой, так и индивидуальной.

Обучающийся имеет возможность раньше познакомиться и работать с чертежом, размерами, терминами и т.п. Построив любую из предлагаемых моделей, юный техник может выступить с ней на соревнованиях по судомодельному спорту городского и областного уровней.

Таким образом, данный дидактический материал подобранный и классифицированный по каждой теме образовательной программы «Техническое моделирование» 1-го года обучения, позволяет эффективно работать над содержанием знаний, структурировать и организовывать их в системе, что является хорошим подспорьем, как для руководителя объединения, так и для обучающихся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Хандорин Н.В.

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377312

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Использование дидактических игр на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(68) "ispol-zovaniie-didaktichieskikh-ighr-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "240462"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445014545"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Пути активизации познавательной деятельности на уроках физики в условиях  УКП "
    ["seo_title"] => string(84) "puti-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-fiziki-v-usloviiakh-ukp"
    ["file_id"] => string(6) "105897"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402922435"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Пути использования возможностей ИТ-технологий в эпоху информатизации общества с целью развития творческого потенциала учащихся"
    ["seo_title"] => string(137) "putiispolzovaniiavozmozhnostieiittiekhnologhiivepokhuinformatizatsiiobshchiestvastsieliurazvitiiatvorchieskoghopotientsialauchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "275937"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452656546"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Разработка открытого занятия “Плетение кустика землянички” "
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka-otkrytogho-zaniatiia-plietieniie-kustika-ziemlianichki"
    ["file_id"] => string(6) "125396"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414965425"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Использование инновационных методов на уроках технологии. "
    ["seo_title"] => string(64) "ispol-zovaniie-innovatsionnykh-mietodov-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "206999"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430316730"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства