Концепция дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребенка. Отсюда вытекает, что необходимо помочь дошкольнику формировать культурные потребности, индивидуальные интересы и способности. Развитие творческих способностей современного дошкольника – это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества. Основная цель моей брошюры – показать, какие формы работы с дошкольниками я выбрала, чтобы раскрыть их потенциальные возможности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Развитие творческих способностей дошкольников"»
ГУ «Комсомольская СШ»
Развитие творческих способностей дошкольников в процессе урочной и внеурочной деятельности
2016 год
Аннотация
Гении не падают с неба,
они должны иметь возможность
образоваться и развиться. А. Бебель
Концепция дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребенка. Отсюда вытекает, что необходимо помочь дошкольнику формировать культурные потребности, индивидуальные интересы и способности. Развитие творческих способностей современного дошкольника – это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества. Основная цель моей брошюры – показать, какие формы работы с дошкольниками я выбрала, чтобы раскрыть их потенциальные возможности.
Творческие способности – это индивидуальные особенности, качество человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В дошкольный период у детей уже достаточно развиты познавательная активность, яркость, конкретность представленных образов и лёгкость манипулирования ими. Конкретные образы –овощи, фрукты, животные и другое изготавливаются на занятиях детского художественного творчества - лепки, изобразительной деятельности, труда. Это - деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, лепных поделок, художественных композиций и пр.
Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Психологи выделяют основные направления в развитии творческих способностей детей. Первое – развитие воображения. Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи. Оно развивается во время игровой деятельности. Второе – развитие качеств мышления, которые формируют креативность, смекалку – способность решать задачи, используя предметы и ситуации необычным образом. Их можно развивать, не используя специального оборудования: рисую круг и предлагаю ребёнку что – то дорисовать, чтобы получился предмет или просто прошу назвать, на что это похоже. Также на занятиях изобразительной деятельности дети рисуют по замыслу, по образу.
По мнению психологов и педагогов, детей следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. Более того, некоторые исследователи указывают на необходимость органичной связи обучения и творчества, при этом творчество они рассматривают как один из методов освоения учебного материала.
На развитие творческих способностей плодотворно влияет художественное воспитание. Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе. Это происходит в процессе подготовки к традиционным мероприятиям.
Задача воспитателя - стимулировать и направлять творческую фантазию. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» - Песталоцци. Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей.
Творческие способности детей развиваются и на основе театрализованной деятельности. Который год использую персонажей кукольного театра. Роль театрального искусства в воспитании детей известна давно. Театр - одно из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие персонажи (медведь, заяц, собака и др.), которые оживают, говорят и необычность зрелища захватывает ребенка, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, и все возможно. Это путь эмоционального раскрепощения, формирования чувств и художественного воображения. При этом развивается память, мышление и речь.
Дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть не похожими на отрицательных.
Процесс наблюдений за детьми позволил мне выделить такой факт: самое яркое отражение спектакля проявляется в творческих играх, когда малыши устраивают театр, и сами или при помощи игрушек разыгрывают увиденное. Такие игры развивают творческие силы и способности детей.
Сказочные герои появляются и на интегрированных занятиях. Я использовалатакиесредства как игровые приемы, ситуации с элементами театрализации (этюды), малые фольклорные формы (потешки, считалки, дразнилки и т.п.), упражнения психо- и дыхательной гимнастики, техники речи и т.д., направленные на создание в воспитательно-образовательном процессе непринужденной благоприятной обстановки, что непосредственно влияет на развитие творческих способностей.
Инновационность моей работы состоит в том, что вопрос развития разносторонней личности ребёнка я глубоко изучила со стороны раскрытия природного таланта в нём и продолжения формирования.
Результаты развития творческих способностей моих воспитанников.
Кочнева Софья награждена Грамотой за 2-е место в районном конкурсе рисунков, посвященного Дню независимости РК.
Кочнева Софья и Дехтярёв Кирилл удостоены Грамотами за 2-е место в районном конкурсе чтецов и певцов.
Вальчук Никита удостоен Грамоты за 2-е место в районном конкурсе стихов .
Творчество вызывает у детей положительные эмоции, стимулирует увлеченность дошкольника, располагает детей к свободе и открытиям, к приключениям и оригинальному выражению.
ТЕЗИСЫ К МАТЕРИАЛАМ БРОШЮРЫ, ПРЕДСТАВЛЕННОЙ НА ВЫСТАВКУ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ – 2016 г.
Тема выступления «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе урочной и внеурочной деятельности»
Язык: русский
ФИО: Жукова Марьям Асхабовна
Место работы: ГУ Комсомольская средняя школа отдела образования Есильского района»
Должность: учитель предшкольного класса
Содержание тезисов
Методические материалы брошюры содержат урочные и внеурочные мероприятия.Основная цель моей брошюры – показать, какие формы работы с дошкольниками я выбрала, чтобы раскрыть их потенциальные возможности.
Творческие способности – это индивидуальные особенности, качество человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В дошкольный период у детей уже достаточно развита познавательная активность, яркость, конкретность представленных образов и лёгкость манипулирования ими. Конкретные образы –овощи, фрукты, животные и другое изготавливаются на занятиях детского художественного творчества - лепки, изобразительной деятельности, труда. Это - деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, лепных поделок, художественных композиций и пр.
Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Психологи выделяют основные направления в развитии творческих способностей детей. Первое – развитие воображения. Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи. Оно развивается во время игровой деятельности. Второе – развитие качеств мышления, которые формируют креативность, смекалку – способность решать задачи, используя предметы и ситуации необычным образом. Их можно развивать, не используя специального оборудования: рисую круг и предлагаю ребёнку что – то дорисовать, чтобы получился предмет или просто прошу назвать, на что это похоже. Также на занятиях изобразительной деятельности дети рисуют по замыслу, по образу.
По мнению психологов и педагогов, детей следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. Более того, некоторые исследователи указывают на необходимость органичной связи обучения и творчества, при этом творчество они рассматривают как один из методов освоения учебного материала.
На развитие творческих способностей плодотворно влияет художественное воспитание. Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе. Это происходит в процессе подготовки к традиционным мероприятиям.
Задача воспитателя - стимулировать и направлять творческую фантазию. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» - Песталоцци. Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей.
Творческие способности детей развиваются и на основе театрализованной деятельности. Который год использую персонажей кукольного театра. Роль театрального искусства в воспитании детей известна давно. Театр - одно из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие персонажи (медведь, заяц, собака и др.), которые оживают, говорят и необычность зрелища захватывает ребенка, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, и все возможно. Это путь эмоционального раскрепощения, формирования чувств и художественного воображения. При этом развивается память, мышление и речь.
Дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть не похожими на отрицательных.
Процесс наблюдений за детьми позволил мне выделить такой факт: самое яркое отражение спектакля проявляется в творческих играх, когда малыши устраивают театр, и сами или при помощи игрушек разыгрывают увиденное. Такие игры развивают творческие силы и способности детей.
Сказочные герои появляются и на интегрированных занятиях. Я использовалатакиесредства как игровые приемы, ситуации с элементами театрализации (этюды), малые фольклорные формы (потешки, считалки, дразнилки и т.п.), упражнения психо- и дыхательной гимнастики, техники речи и т.д., направленные на создание в воспитательно-образовательном процессе непринужденной благоприятной обстановки, что непосредственно влияет на развитие творческих способностей.
Инновационность моей работы состоит в том, что вопрос развития разносторонней личности ребёнка я глубоко изучила со стороны раскрытия природного таланта в нём и продолжения формирования.
Брошюра предназначена для начинающих и практикующих учителей предшкольной подготовки.