Реализация моделей внеурочной деятельности в образовательной системе провинциальной школы
Реализация моделей внеурочной деятельности в образовательной системе провинциальной школы
В условиях маленького провинциального города или села наиболее реальной, на мой взгляд, является оптимизационная модель.
Почему? Это модель на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. То есть в ее планировании и реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения: учителя-предметники, педагог-организатор, социальный педагог, педагог- психолог, старший вожатый, тьюторы и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Реализация моделей внеурочной деятельности в провинциальной школе.
Что такое модель внеурочной деятельности?
На данном этапе различают следующие модели внеурочной деятельности:
1.Модель дополнительного образования
2. Оптимизационная модель
3.Модель « школы полного дня»
4.Инновационно-образовательная модель.
В условиях маленького провинциального города или села наиболее реальной, на мой взгляд, является оптимизационная модель.
Почему? Это модель на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. То есть в ее планировании и реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения: учителя-предметники, педагог-организатор, социальный педагог, педагог- психолог, старший вожатый, тьюторы и др.Конечно, роль главного координатора будет и здесь отведено классному руководителю. Он взаимодействует с педагогическими работниками, а так же с учебно-вспомогательным персоналом. Организует систему отношений в классном коллективе через разнообразные формы воспитывающей деятельности.
Классный руководитель при этом самое пристальное внимание уделяет образовательному процессу. Организует социально-значимую творческую деятельность обучающихся.В чем же преимущества этой модели? По единому мнению это:
а) Минимальные финансовые расходы на ее реализацию.
б) Создание единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении.
в)Организаторское и содержательное единство всех структурных подразделений школы.
В настоящее время, когда в нашем государстве не сформулирована национальная идея, когда нет единой детской организации со своим уставом и традициями, на долю образовательного учреждения ложится огромная ответственность за будущее подрастающего поколения. Поэтому на первое место в современной школе выходит вопрос об эффективной организации внеурочной деятельности. И, если в определенной школе выбрана оптимизационная модель внеурочной деятельности, то главной целю работы коллектива в этом направлении должно стать: создание условий для проявления и развития обучающимися своих интересов на любой ступени общего образования. При этом будет решено множество задач. Например,
а)педагогический коллектив изучит и проанализирует научные подходы к содержанию и организации внеурочной деятельности, б)разработает программу внеурочной деятельности, в)наметит стратегию ее реализации,
г) овладеет формами и методами организации внеурочной деятельности в соответствии с документами ФГОС нового поколения ,д)определит критерии эффективности внеурочной деятельности на каждой ступени общего образования и т. д.
Однако стоит задуматься и о трудностях, проблемах и рисках на этом пути. Изучая нормативно-правовую базу, пришла к выводу, что она единообразно не сформирована, есть разночтения. Нет стабильности. Нормативная база бесконечно меняется. Надо так же учесть, что возрастает объем бюрократической отчетности при любом начинании. Отсюда недопонимание сути требований. Вся эта работа в основном на общественных началах, нет четкой тарификационной нагрузки. Сложно так же подготовить информационный отчет для органов управления, т. к. так же нет четкой формы отчетности. Сталкиваемся мы и с авторитарными родительскими установками, с несоответствием интересов ребенка и родителя.
Надо отметить , что отсутствует достаточное финансирование. Поэтому необходимо привлекать на законодательной базе средства из дополнительных фондов. В провинциальных школах недостаточное количество необходимых специалистов. Все равно придется обращаться к специалистам дополнительного образования, например, в ДЮСШ, поэтому вышестоящие организации должны этому всячески содействовать.
Раньше испытывали дефицит учебно-методических пособий. Теперь эта проблема отпала, т. к. появилось Интернет-пространство. Да и на недостаточную методическую подготовку педагогов жаловаться не приходиться, т. к. педагоги участвуют в Интернет-форумах, проходят курсовую подготовку, в том числе и дистанционную. В маленьких провинциальных школах иногда не достаточно свободных мест для проведения внеурочной деятельности, т.к. есть школы, в которых обучающиеся занимаются в две смены. Это пожалуй самая насущная проблема на сегодняшний день.
При внедрении любой модели внеурочной деятельности следует учесть, что может возникнуть перегрузка учащихся. Поэтому надо помнить о принципе добровольности и количестве недельных часов, отводимых на внеурочную деятельность. И, конечно, постоянно поддерживать связь с родителями. Современное образовательное учреждение должно тщательно учитывать потребности и запросы всех участников образовательного процесса.
Литература.
Крылова О., Кузнецова Т. Рабочая программа педагога. Методические рекомендации для разработки. КАРО, 2014.
Татарченкова С. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности. КАРО, 2014.
Цветкова М, Богомолова О. Информатика. Математика. 7-9 классы. Программы внеурочной деятельности для основной школы. Бином. Лаборатория знаний, 2015.