Просмотр содержимого документа
«Реализация системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности через моделирование и анализ жизненных ситуаций.»
Знание – это конечный продукт познавательной деятельности людей.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность является важнейшим механизмом реализации основных образовательных программ общего образования. [1]
В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. [2]
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
Использование активных и интерактивных методик;
Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.
Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Учащиеся:
работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
анализируют современные общественные явления и события;
осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)
аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
выполняют творческие работы и исследовательские проекты.[3]
Продемонстрирую реализацию системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности через моделирование и анализ жизненных ситуаций.
(Мастер- класс был представлен на районной конференции педагогов «Мои новации»)
«Мне понадобится ваша помощь, побыть учениками 4 класса и помощниками.
- ВЫ поможете???
- Прошу выйти 4 помощника (человека). У меня есть 4 листочка, я вам даю листочки. Вы –учителя.
– Прочитайте – это будут ваши фамилии, но пока никому не показывайте.
- Остальные - дети, учащиеся 4 класса. Для вас ситуация следующая: Вы с родителями сменили место жительства и, соответственно, пойдете в новую школу. Вы с мамой пришли в школу подавать документы. Вам необходимо выбрать любого из 4-х учителей, преподающих в 4 классах на данный момент, но проблема в том, что вы о них не знаете ничего, кроме фамилии. У мамы много дел после переезда, а времени мало, Вам нужно быстро выбрать учителя только по фамилии.
Инструкция. Сейчас помощники повернут таблички, в течение 15 -20 секунд, должны подумать и выбрать одного учителя, т.е., подойди к выбранному учителю и молча встать у него за спиной.
- Помощники, поворачивайте таблички. Итак, мы видим фамилии:
- Дети – у вас есть максимум 20 секунд на выбор фамилии из представленных. Приступайте.
- Спасибо, за выбор!
-Подведем итог выбора без выбора. Учителя с фамилией
ДУБИЛА И.Н. - выбрали __2__ человека
ЗАДВОЙКИНА О.А. - выбрали __3__ человека
ЦАРАПУЛЬКО Е.Н. - выбрали __4__ человека
ВСЕЗНАЙКА Я.С. - выбрали __6__ человек
- Прошу каждого аргументировать свой выбор, основываясь на фамилии выбранного учителя (выслушиваются мнения учеников 4 класса).
-Обсудим, учителя с какой фамилией выбрало большинство? Почему, аргументируйте основываясь на фамилии?
-Учителя, с какой фамилией выбрало меньшинство? Почему, аргументируйте основываясь на фамилии?
-Вспомним, как мы относимся к людям редких и необычных фамилий?
-Сразу все улыбнулись!
- Как чувствовали себя те, кто примерил на себя роль с определенной фамилией, какие чувства и мысли вас посещали во время игры?
-Хорошо, а какой вывод можно сделать на основе увиденного, в ходе проигрывания ситуации? Кок вы думаете, что я хотела проверить, дав вам такое задание? Какую я задачу себе ставила?
-Правильно, этим педагогическим вызовом, я хотела проверить, работает ли стереотипность мышления в наше время.
Раньше, люди оценивали так, как кто-то однажды уже оценил по фамилии. т.е., применяли шаблонное, стереотипное мышление. Мы видим, что с годами картина не изменилась.
Зачастую, делая выбор по жизни, мы делаем выбор без выбора, т.е., нам приходится делать выбор без учета личностных предпочтений и общепринятых стереотипов о фамилиях, но иногда, как и в нашей ситуации, нас заставляет делать выбор общепринятый стереотип о фамилиях, что «фамилия говорит сама за себя»
Выводы:
в ходе моделирований и анализе таких жизненных ситуаций у ребят формируются социально-личностные положительные качества: доброжелательность, эмоциональность,
ребята учатся:
адекватному принятию решения в ситуации выбора (по принципу вариативности обучения)
аргументированию своей позиции.
осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах моделирующих ситуации из реальной жизни.