Рекомендации. Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.
Рекомендации. Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.
Проектная деятельность на современном этапе невозможна без применения ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). По мнению старшеклассников, уроки, на которых используются презентации, созданные самими учениками, повышают интерес к учению, стимулируют творчество, развивают умение анализировать различные источники, а также объективно оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, что способствует повышению качества обучения литературе и развивают компьютерную грамотность.
Создание компьютерных презентаций я предлагаю обучающимся, как зачётную работу по темам элективных курсов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации. Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Тогурская средняя общеобразовательная школа»
Рекомендации.
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету
и в воспитательной работе.
подготовила
учитель русского языка и литературы
Зинова Ольга Георгиевна
с. Тогур 2017
.
Рекомендации.
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету
и в воспитательной работе.
Деятельность – единственный путь к знанию.
Б. Шоу
Современному обществу, как никогда, требуется интеллектуально развитая, деятельная личность. Выпускник школы должен иметь не только хорошее образование, но обязан уметь самостоятельно принимать обоснованные решения, успешно сотрудничать с командой. Поэтому задача школы и каждого педагога заключается в создании условий, позволяющих личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, как интеллектуальные, так и коммуникативные.
В проекте нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образованиясти обучающихся по предмету с использованием ИКТ.та а (либо учителя-руководителя проекта).ние необходимых пол заявлено: «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в образовательном процессе современных образовательных технологий с учетом особенностей каждой ступени образования, активных и интерактивных форм проведения учебных занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся».
С этой позиции очевидна актуальность таких современных образовательных технологий, как технология проектно-исследовательской деятельности, технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии.
В течение последних лет в мою педагогическую практику прочно вошел проектный метод. Это хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят вопросов, это выход на творческую деятельность обучающихся, связанную как с урочной, так и с внеклассной работой.
Опыт подготовки обучающихся к участию в конкурсах стал основой элективного курса «Поэзия серебряного века», составленного мною в 2010 году и представленного на РМО. Данный курс является межпредметным, т.к. предполагает интеграцию различных видов искусства в целях развития креативных способностей обучающихся, а также формирования у них эстетически-ценностных ориентаций, поэтому его программу можно использовать и для ведения кружковой работы.
Цели курса:
- развитие способности эмоционального восприятия и сопереживания как основы для полноценного восприятия искусства;
- формирование художественно-творческого потенциала обучающихся.
- способствовать формированию коммуникативной компетенции как одной из ключевых компетенций обучающихся;
- формирование положительной Я-концепции обучающихся;
- развитие креативных способностей обучающихся;
- развитие чувства уверенности в себе и своих способностях.
Курс имеет ярко выраженную практико-ориентированную направленность, т.к. литературно-музыкальная композиция дает возможность обучающимся испытать себя в разных видах художественной практики (художественное чтение, музицирование, пение, создание иллюстраций, компьютерных презентаций и т.п.).
Обучающиеся классов, где я работаю, с удовольствием включаются в этот вид внеурочной деятельности. Ежегодно в подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций принимают участие от 8 до 16 ребят (что составляет 18% – 35% от числа обучающихся). В первые годы мы выступали только на районном конкурсе и перед коллективом учителей и родителей нашей школы.
Так, в 2011 году проектно-исследовательская работа: «Образ дерева в лирике Есенина» была отмечена дипломом победителя на районной научно-практической конференции школьников «Юность. Наука. Культура»
В 2012 году на V Областной научно - практической конференции «Проектный метод на уроках русского языка и литературы» работа «Поэты серебряного века-адресаты лирики М.Цветаевой» отмечена Дипломом I степени.
В 2015 году дети создают электронное пособие «Поэты серебряного века-адресаты лирики М.Цветаевой», которое представлено на Всероссийском конкурсе – II место.
В 2016 -2017 г.Электронный сборник «Души серебряный родник»;
Электронный сборник «Образ еды в литературе и кинематографе»;
Проектно-исследовательская работа «Писатели родного края»;
Электронное пособие «В. Липатову посвящается…».
Что касается использования метода проектов на уроках, то это, в первую очередь, создание обучающимися мультимедийных презентаций к уроку.
Таким образом, проектная деятельность на современном этапе невозможна без применения ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). По мнению старшеклассников, уроки, на которых используются презентации, созданные самими учениками, повышают интерес к учению, стимулируют творчество, развивают умение анализировать различные источники, а также объективно оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, что способствует повышению качества обучения литературе и развивают компьютерную грамотность.
Создание компьютерных презентаций я предлагаю обучающимся, как зачётную работу по темам элективных курсов.
Использование ИКТ в процессе обучения и во внеурочной деятельности не исчерпывается созданием проектных работ обучающихся самостоятельно или под руководством учителя.
Для меня владение компьютером – это:
возможность создавать иллюстративный и учебный материал к урокам в форме авторских презентаций;
создавать и тиражировать собственный дидактический материал с учётом индивидуальных способностей обучающихся класса;
проводить тестовый контроль знаний обучающихся;
разрабатывать учебные пособия к отдельным разделам курса или к авторскому элективному курсу;
использовать имеющиеся электронные учебные пособия по русскому языку и литературе («Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», «Страна Лингвиния. Русская орфография», «1С: Репетитор. Русский язык. Варианты ЕГЭ» и др.).
Также обязательным в моей практике является обращение к видеоматериалам по биографии писателей, к видеофрагментам из художественных фильмов и спектаклей по произведениям русской классики, что повышает интерес обучающихся к изучаемому материалу, «приближает эпоху», в которой жил и творил художник, даёт возможность сопоставить видение произведения учениками и режиссёром.
Использование медиаресурсов на уроке позитивно воспринимается обучающимися, что подтверждается их оценкой урока на этапе рефлексии. Ученики отмечают, что «презентация одноклассников заставила оценить свои возможности, подумать, как это получилось бы у меня», что «просмотр фильма помог лучше представить ту эпоху, в которую жил поэт», что «интересно было работать с электронным тестом». Как правило, обучающиеся оценивают свою работу и работу учителя на таких уроках высокими оценками. К созданию медиапроектов одобрительно относятся 89% десятиклассников и 83% одиннадцатиклассников. По их мнению, такие медиауроки повышают интерес к учению, стимулируют творчество, заставляют учиться, анализировать различные источники, дают возможность «получить хорошую оценку», развивают компьютерную грамотность.
Использование современных технологий на уроке и в организации внеурочной деятельности обучающихся позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности обучающихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости по русскому языку и литературе и сохраняет устойчивый интерес к предметам на протяжении всех лет их изучения.
Таким образом, активное вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность по русскому языку и литературе как неотъемлемую часть образовательного процесса есть эффективный способ достижения приоритетных целей образования:
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений;
воспитание ответственности учащегося за успех учебной деятельности;
формирование способности к объективной самооценке – рефлексии.
Список использованной литературы:
1.Агафонова М.А. Метод проектов. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35
2. Баскаков В.Ю., Бахтеров В.Е, Резниченко И.Л. Некоторые проблемы использования компьютера в обучении русскому языку. // Русский язык в школе. 1988. №2, с.7-12.
3. Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. — Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.
4. Львов В.В. Компьютеры на уроках русского языка. // Русский язык в школе. 1986. №3, с.3-7.
5.Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог. – Москва, 2006.
6.Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
7. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Школьные технологии. – 2006. - №6 – с. 43 - 47
8.Степанов, С. В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу.2011