Просмотр содержимого документа
«Результаты адаптации учащихся 5-х классов специальной коррекционной школы 8 вида к условиям средней школы»
Справка по результатам адаптации 5-х классов к условиям средней школы
Время исследования: сентябрь, октябрь 2014 года
Цель: изучение индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, диагностика уровня адаптированности учащихся 5 класса, выявление детей с дезадаптацией, детей «группы риска».
В рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся пятого класса мной осуществляются следующие направления деятельности:
Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников.
Развивающая психологическая и педагогическая работа. Она осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.
Консультативная работа с педагогами и родителями.
диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психического самочувствия.
Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется педагогами совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса учащихся.
Коррекционно-развивающая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребенка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Для эффективного решения поставленных задач мною используется ряд психолого-педагогических средств:
Проведение адаптационных занятий в самом начале года (первую четверть) с целью содействия школьной адаптации учащихся посредством проработки потенциально проблемных зон в различных сферах школьной жизни.
Проведение индивидуальных или групповых консультаций для родителей по проблеме адаптации, по возрастным особенностям детей.
Изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации.
Проведение индивидуальных и групповых консультаций для педагогов и классных руководителей с целью создания ситуации сотрудничества, рекомендаций по оказанию помощи
Проведение диагностических обследований адаптации в школьной среде с целью и поддержки учащимся, испытывающим трудности в процессе адаптации.
Ведение индивидуальной и групповой коррекционно - развивающей работы с детьми «группы риска» с целью коррекции психологических проблем, которые выявлены психодиагностическим исследованием в период адаптации, а также по запросам педагогического коллектива.
Для создания условий психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы, поддержания и развития интереса к обучению была введена программа «Первый раз в пятый класс!». Данная программа позволяет сформировать умения и навыки, определяющие успешность адаптации: умение осознавать требования учителей, устанавливать межличностные отношения с педагогами и одноклассниками, навыки общения и достойного поведения с одноклассниками.
С целью изучения уровня адаптированности учащихся были проведены следующие диагностики:
Тест «Непроизвольный рисунок».
Тест школьной тревожности Филипса.
Анкета Н.Г. Лускановой «Уровень адаптации/мотивации к обучению».
Экспресс-методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации»
Аудиовизуальная диагностика.
По результатам психодиагностического обследования на начало учебного года были получены следующие данные:
5 «а» класс:
Проявление агрессивных тенденций:
Высокий уровень – 0 %;
Средний уровень – 28,5 %; (2)
Низкий уровень – 71,5 %. (5)
Уровень тревожности:
Высокий уровень – 0 %;
Повышенный уровень – 28,5% (2 чел)
Средний уровень – 57,2 %; (4 чел)
Низкий уровень – 14,3 %. (1 чел)
Уровень адаптации/мотивации к обучению:
Высокий уровень – 14,3 %; (1)
Средний уровень – 57,2%; (1)
Низкий уровень – 28,5 %. (2)
5 «б» класс:
Проявление агрессивных тенденций:
Высокий уровень – 0 %;
Средний уровень – 14,3 %;
Низкий уровень – 85,7 %.
Уровень тревожности:
Высокий уровень – 0
Повышенный уровень – 14,3%
Средний уровень – 28,5 %;
Низкий уровень – 57,2 %.
Уровень адаптации/мотивации к обучению:
Высокий уровень – 42,8 %;
Средний уровень – 57,2 %;
Низкий уровень – 0 %.
Диагностика школьной мотивации (адаптированности) в 5-х классах показала, что большинство детей с удовольствием ходят в школу.
На момент тестирования хорошая школьная мотивация (положительное отношение к школе, интерес к учению) отмечена у 28,6% учащихся
Средняя школьная мотивация (положительное отношение к школе, но она привлекает внеучебными сторонами) – 57,1%
Негативного отношения к школе, как одного из признаков дезадаптации, не выявлено.
Высокого уровня агрессии не наблюдается, средний уровень – (Истифоров М., Мануилов Д., Докучаев С., Банщикова К.) низкий уровень – у всех остальных.
Высокий уровень тревожности не зафиксирован, повышенный уровень – Соловьева В., Шевцов К., Комарова Э., средний уровень тревожности – Истифоров М. Базалий Л., Данилова Н., Мануилов Д., Савело Н., Банщикова К., низкий уровень тревожности – Докучаев С., Дьяченко Э., Князюк К., Савинков З., Захаров К., Фадеев Д.
Результаты проведенных диагностик, наблюдений за учащимися показали, что большинство подростков успешно прошли период адаптации, не пропускали уроков без уважительных причин, поведение учащихся адекватно возрастным особенностям.
Педагог-психолог С.В. Дроган
Рекомендации педагогам и воспитателям:
Классному руководителю и воспитателю пятиклассников с низкой школьной мотивацией запланировать мероприятия, направленные на вовлечение данных учеников в жизнь класса, воспитателю организовывать динамические паузы с элементами терапевтических игр, направленных на сплочение класса.
Учителям необходимо четко прояснять учебный материал при возникновении трудностей в усвоении учебной задачи. При планировании форм работы на уроках обращать внимание на межличностные отношения в классе, учитывать лидерские проявления, отвергаемых детей, конфликтные пары и взаимноположительные пары.
Тревожных детей следует спрашивать в середине урока. Проводить опрос не нагнетая обстановку в классе. Не следует торопить и подгонять их с ответом. Чаще называть ребят по имени. При неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не отчитывать в присутствии всего класса. Не сравнивать результаты выполнения задания одних детей с другими. Если педагог все-таки хочет провести сравнение, то лучше сравнить результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг некоторое время назад. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.
Активно использовать игровые и исследовательские формы заданий. В работе с учащимися комбинировать вид деятельности, в связи с быстрой утомляемостью и быстрой потерей интереса к работе.
Работа по повышению самооценки – это только одно из направлений в работе с тревожными детьми. Очевидно, что быстрых результатов такой работы ожидать нельзя, поэтому взрослые должны запастись терпением, а чувство юмора поможет в некоторых ситуациях снять напряжение в классе.
Педагогу-психологу, посредством психокоррекционных мероприятий развивать психическо-познавательные процессы (память, внимание, мышление), формировать волевые качества через игровые тренинги, проводить психокоррекционные занятия для снятия психоэмоционального напряжения (тревожность, агрессия). Ученикам с повышенным уровнем тревожности и агрессии порекомендовать индивидуальные психокоррекционные занятия.