РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ ДЕТЕЙ
РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ ДЕТЕЙ
Развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучению их конструированию через создание простейших моделей и управлению готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ ДЕТЕЙ»
РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ ДЕТЕЙ
Еримеева С.Г.
МБОУ «Сулгачинская СОШ им. Константинова И.И.-Дэлэгээт Уйбаан» Амгинского улуса
Амгинский улус село Сулгаччы
Аннотация
Целью использования «Робототехники» в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе. Развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучению их конструированию через создание простейших моделей и управлению готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ.
Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
По мере развития и совершенствования робототехнических устройств возникла необходимость в мобильных роботах, предназначенных для удовлетворения каждодневных потребностей людей: роботах – сиделках, роботах – нянечках, роботах – домработницах, роботах – всевозможных детских и взрослых игрушках и. т. д. И уже сейчас в современном производстве и промышленности востребованы специалисты, обладающие знаниями в этой области. Начинать готовить таких специалистов нужно с самого младшего возраста. Поэтому, робототехника приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время.
В нашей школе по ФГОС во внеаудиторной деятельности ведется занятие «Робототехника» в 1-3 классах.
Целью использования «Робототехники» в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.
Цели работы курса:
Организация занятости школьников во внеурочное время.
Всестороннее развитие личности учащегося:
Развитие навыков конструирования
Развитие логического мышления
Мотивация к изучению наук естественно – научного цикла: окружающего мира, краеведения, физики, информатики, математики.
Познакомить детей со способами взаимодействия при работе над совместным проектом в больших (5-6 человек) и малых (2-3 человека) группах
Развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их конструирования через создание простейших моделей и управления готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ. Вырабатывается навык работы в группе.
Основными задачами занятий являются:
• обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;
• развивать творческие способности и логическое мышление детей;
• развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
• развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
• развивать умения творчески подходить к решению задачи;
•развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Работа в данном направлении ведётся первый год, в занятии занимаются учащиеся 1-3 классов, которые на занятиях по робототехнике знакомятся с законами реального мира, учатся применять теоретические знания на практике, развивают наблюдательность, мышление, сообразительность, креативность.
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающийся должен владеть универсальными учебными действиями, способностью их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, уметь самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, использовать ИКТ.
Для достижения требований стандарта к результатам обучения учащихся, склонных к естественным наукам, технике или прикладным исследованиям, важно вовлечь их в такую учебно-познавательную деятельность уже в начальной школе и развить их способности на следующих этапах школьного образования.
Формы и приемы работы с учащимися:беседа, ролевая игра,познавательная игра, задание по образцу (с использованием инструкции), творческое моделирование (создание модели-рисунка), викторина, проект.
Технологии образовательной робототехники способствуют эффективному овладению обучающимися универсальными учебными действиями, так как объединяют разные способы деятельности при решении конкретной задачи. Использование конструкторов значительно повышает мотивацию к изучению отдельных образовательных предметов на ступени основного общего образования, способствует развитию коллективного мышления и самоконтроля.
На занятиях обучающиеся учатся на конструкторах LEGO и LEGO WeDo .
Применение конструкторов LEGO во внеурочной деятельности в школе, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений младшие школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.
Образовательная система предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения.
Обучение основам робототехники осуществляется на базе конструктора LEGO WeDo и его Ресурсного набора. В состав конструкторов входят детали, которые позволяют сделать модель более маневренной и «умной»: это кирпичики, оси, шкивы, кулачки, зубчатые колеса, USB LEGO- коммутатор, мотор, датчик наклона и датчик расстояния. Программирование моделей осуществляется с помощью программы LEGO® EducationWeDo, где с помощью блоков задаётся программа работы модели.
ПервоРоботWeDo предоставляет средства для достижения целого комплекса образовательных целей:
-развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели;
-установление причинно-следственных связей;
-анализ результатов и поиск новых решений;
-коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них;
-экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов;
-проведение систематических наблюдений и измерений;
-использование таблиц для отображения и анализа данных;
-построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам;
-логическое мышление и программирование заданного поведения модели;
-написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности.
Последовательная работа с конструктором выглядит следующим образом:
РАБОТА С КОНСТРУКТОРОМ
РАЗВИТИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
КОНСТРУИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
Установление взаимосвязей. Работа над каждой моделью начинается
с просмотра анимированной презентации с участием фигурок героев Маши и Макса. Это побуждает учеников к действию - обсуждению темы занятия.
Следующий этап - непосредственно само конструирование и программирование. Здесь учащиеся дискутируют, проявляют свою фантазию, пробуя различные варианты программирования.
Рефлексия. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, ребята выступают в разных ролях:- исследователей, наблюдающих за тем, какое влияние на поведение модели оказывает изменение её конструкции; - инженеров, заменяя детали, проводя расчёты и измерения, оценивая и сравнивая возможности собранной модели.
Развитие. Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В структуру каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.
Учебная программа по робототехнике включает в себя следующие разделы:
Начальное конструирование (воспитанники учатся собирать модели из конструктора LEGO);
Изучение конструктора LEGO® EducationWeDo и его программного обеспечения (сборка 12 базовых моделей и 4 моделей с помощью ресурсного набора);
Просмотр фильмов и мультфильмов о робототехнике;
Проведение конкурсов и соревнований как внутри группы, так и между группами;
Проектирование и создание новых моделей.
Внедрение «робототехники» на внеучебных занятиях только началось. Существует ряд проблем в освоении и развитии курса, такие как: дороговизна оборудования, недостаток дидактических и методических разработок, но мы уверенно шагаем вперёд и довольны результатами работы за первый год его существования:
- Освоили конструктор LEGO® Education We Do;
- научились проектировать и программировать различные модели;
Обучающая среда позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия помогают в усвоении математических и логических задач, связанных с объемом и площадью, а так же в усвоении других математических знаний, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты и сделать чертежи. У учащихся, занимающихся конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику).
Литература:
1.Учебно-методический комплект "Первый шаг в робототехнику" под авторством Копосова Д.Г.
2.Образовательная робототехника во внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО: учебно-методическое пособие