Участники: родители учащихся, классные руководители.
Цель: Оказание теоретической и практической помощи родителям в повышении уровня компетентности в вопросах нравственного воспитания ребенка в семье.
Структура собрания:
Вступительное слово.
Тест «Какой вы родитель?».
Нравственное воспитание в семье. (доклад).
Работа с ситуациями.
Подведение итогов.
Подготовительная работа:
Оповещение родителей – приглашения.
Планирование собрания.
Обработка материала.
Подготовка теста.
Составление доклада.
Подготовка пословиц и высказываний для оформления кабинета, презентации.
Предполагаемый результат: повышение уровня компетентности родителей в вопросах нравственного воспитания ребенка в семье. Конструктивное сотрудничество педагогов школы и родителей в сфере воспитания детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель:Оказание теоретической и практической помощи родителям в повышении уровня компетентности в вопросах нравственного воспитания ребенка в семье.
Структура собрания:
Вступительное слово.
Тест «Какой вы родитель?».
Нравственное воспитание в семье. (доклад).
Работа с ситуациями.
Подведение итогов.
Подготовительная работа:
Оповещение родителей – приглашения.
Планирование собрания.
Обработка материала.
Подготовка теста.
Составление доклада.
Подготовка пословиц и высказываний для оформления кабинета, презентации.
Предполагаемый результат:повышение уровня компетентности родителей в вопросах нравственного воспитания ребенка в семье. Конструктивное сотрудничество педагогов школы и родителей в сфере воспитания детей.
Вступительное слово.
Я хотела бы начать наше собрание словами Ю.Рюрикова:«К воспитанию детей следовало бы относиться как к самой важной из земных профессий».
Каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Это действительно очень кропотливый, нелегкий труд – быть родителем. Русская пословица говорит:«Не мы на детей походим, а они на нас».
Важнейшими условиями успешного нравственного развития ребёнка является социокультурная среда, а также традиции, обычаи, весь уклад жизни семьи ребёнка.
Работа классных руководителей, учителей, воспитателей может только стимулировать нравственное развитие детей, но главными воспитателями нравственности являетесь в первую очередь вы, родители.
Тест «Какой вы родитель?»
Вам интересно узнать, какой вы родитель? Тогда заполните тест, подсчитайте баллы, а я скажу вам по результатам какой вы родитель, это будете знать только вы, не стесняйтесь, пишите откровенно.
Задание: родителям надо отметить те фразы, которые они наиболее часто употребляют в общении с детьми.
1. Сколько раз тебе повторять!
2
2. Посоветуй мне, пожалуйста.
1
3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)!
1
4. И в кого ты только уродился!
2
5. Какие у тебя замечательные друзья!
1
6. Ну на кого ты похож(а)!
2
7. Я в твое время!
2
8. Ты моя опора и помощник(ца)!
1
9. Ну что за друзья у тебя!
2
10. О чем ты у меня только думаешь!
2
11. Какая ты у меня умница!
1
12. А ты как считаешь, сыночек (доченька)?
1
13. У всех дети как дети, а ты?
2
14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!
1
Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь какой вы родитель, никто не знает лучше вас самих.
7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!
9-10 баллов. Непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви, развития вашего ребенка.
13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушайтесь к его словам!
Вот вы и узнали о себе, какой вы родитель.
3. Нравственное воспитание в семье. (Доклад).
А теперь я вам расскажу к чему нужно стремиться, как воспитать ребёнка добрым, отзывчивым, любящим. Ведь никто из вас не хочет, чтобы ребёнок был злым, агрессивным, жестоким, замкнутым, неуверенным в себе, в итоге - несчастным? (Задать вопрос конкретно 1 -2 родителям) Если не хотите, то прислушайтесь к моим словам и подумайте, всё ли вы делаете верно по отношению к своему ребёнку и что можно исправить.
Так как воспитание нравственности невозможно без семейных традиций, то я хотела бы поговорить с вами именно об этом.
Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые воспитала семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы не старалась школа и педагоги – помочь такому ребёнку жить по законам добра очень трудно.
Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.
История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.
Проблема нравственного воспитания и сегодня остаётся очень актуальной. Есть мнение, что груз сложностей, доставшихся на долю нашего времени, очень тяжёл. Но жить всегда нелегко. В каждом времени есть свои нелёгкие моменты, но всегда нужно много трудиться, соблюдать законы, уметь ладить с людьми, стремиться к гармонии в себе и с окружающим миром. Разве в какие – либо времена этого не нужно делать? Нужно.
Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети... Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Сущность нравственного воспитания
Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания.
Что же представляет собой нравственное воспитание?
Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Итак, семья - ребёнок - нравственность - вот цепочка, интересующая нас.
Чувства - движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.
Чувства - источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.
Чувства - источник силы. Любовь к человеку, например, может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.
Чувства - действенные помощники воспитания. Запрет, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка.
Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман.
Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания - понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.
Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.
Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.
Нравственные потребности начинаются
1. С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.
3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.
Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.
Работа с ситуациями.
1 ситуация: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.
Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?
Закон: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
2 ситуация: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?
Закон: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.
3 ситуация: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?
Закон: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.
4 ситуация: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?
Закон: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.
5 ситуация: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?
Закон: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.
6 ситуация: В конце учебной четверти вы получаете дневник ребёнка и видите, что результат учения весьма и весьма успешный. Вы рады, хвалите ребёнка за достигнутые успехи, но через пару дней вас приглашают в школу для серьёзного разговора и там вы узнаёте, что ваш сын или дочь исправили оценки в дневнике и расписались за классного руководителя. Результаты учения плохие и ваш ребёнок вас обманул.
Закон:
ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность гармонично развитая и как следствие – счастливая в будущем.
Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие...
Воспитать развитые нравственные потребности - главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
Развивать самим в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
Знать методы нравственного воспитания
В педагогике принята такая классификация методов нравственного воспитания детей:
- методы формирования навыков и привычек поведения;
- методы формирования нравственных представлений, суждений, оценок;
- методы коррекции поведения.
I. Методы формирования навыков и привычек поведения.Эта группа методов обеспечивает накопление у детей практического опыта общественного поведения.
Сюда относитсяМетод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения(здороваться и прощаться, благодарить за услугу, и т. п.). К этому они приучаются с помощьюУпражнений в общение со сверстниками и взрослыми.
Метод поручения дает наибольший эффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать.
Большое значение имеетМетод целенаправленного наблюдения, организованного. Например, если вы что – то делаете и говорите своему ребёнку делай так же. Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.
Очень важенМетод организации деятельности, носящей общественно полезный характер. Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания.
2. Методы формирования нравственных представлений, суждений, оценок включают:
Беседы на этические темы,
Чтение художественной литературы,
Рассказ,
Рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов;
Метод убеждения.
Эти методы широко используются как на занятиях, так и в повседневной жизни детей.
Методы коррекции поведения.
Если методы первых двух групп относятся к основным методам нравственного воспитания, то методы этой группы - вспомогательные. ЭтоМетоды поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка.
Поощрение может проявляться в разных формах: одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, рассказ о положительных поступках ребенка в кругу семьи или перед сверстниками, совместный труд детей и взрослых, поручение ответственного дела, поход в кино, парк и др.
Поощряя, нужно учитывать следующие требования:
1. Поощрять нужно своевременно и умело.
2. Поощрение предусматривает конкретные определения, например: "добрый", "вежливый" и др. Этими словами подчеркивается нравственный смысл поступков.
3. Поощрение должно быть заслуженным. Поощрять нужно только те поступки, которые требуют физических, умственных, нравственных усилий.
4. В любом поощрении нужно знать меру, не следует захваливать одних и тех же детей.
6.Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
Наказание. Нельзя рассматривать как обязательней метод воздействия. В воспитании можно обойтись без наказаний при условии индивидуальным особенностям. Современная педагогика исключает физические наказания, запугивания, обидные характеристики; наказания, унижающие достоинство личности ребенка; наказания трудом, лишением еды, сна, прогулки.
Наказание может осуществляться в следующих формах: замечание, лишение ласки, временный отказ от бесед и разговора с ребенком, запрет заниматься любимым делом, лишение общения со сверстниками и обещанных удовольствий, предупреждения, что про поступок узнают другие, обсуждение поступка всеми членами семьи или в коллективе сверстников.
Требования к использованию наказаний:
1. Прежде чем наказать, нужно выяснить причину непослушания. Наказание должно быть справедливым, за аморальный поступок,
2. Наказание не является обязательным методом воспитания.
3. Наказание требует большого такта, терпения, осторожности.
4. Наказания нужно сочетать с требовательностью. Взрослый должен быть непоколебим в своем решении, иначе ребенок будет надеяться на его отмену.
5. Взрослому надо предусматривать реакцию детей на наказание, стараться, чтобы они осознали неприемлемость их действий.
6. Наказание базируется на уважении к личности ребенка.
7. Взрослым нужно помнить о мере наказания. Вред частых наказаний очевиден: ребенок начинает обманывать, чтобы избежать наказания или перестает реагировать на него. Частые наказания говорят о беспомощности.
Ребёнок всегда подражает вам, родителям.
Помните, если:
- ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
- ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;
- ребёнка хвалят, он учится быть благородным;
- ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;
- ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
- ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других;
- ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;
- ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей;
- ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным;
- ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
5. Подведение итогов.
Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.
Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего - Родины».
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
Педагог может только объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Скажите, а каким вы хотите видеть своего ребёнка?
И мы этого тоже очень хотим! Так давайте работать вместе: если у вас есть какие – то вопросы, обращайтесь. У нас есть психолог, социальный педагог и мы – классный руководитель и воспитатель. Спасибо, что вы все пришли и прослушали такую важную информацию, но этого очень мало, еще я предлагаю вам взять приготовленную мной информацию и ознакомится с ней самостоятельно.
А закончить наше собрание я хочу стихотворением Себастьяна Бранта:
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример тому.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
6. Рефлексия.
А теперь я вас попрошу оценить наше собрание, его нужность, по пятибалльной системе.