Просмотр содержимого документа
«Роль дополнительного образования в развитии креативности и творческих способностей обучающихся»
Роль дополнительного образования в развитии креативности
и творческих способностей обучающихся
Важной и актуальной задачей современного образования является ориентация на развитие творческой личности, способной осознанно строить свои отношения в различных жизненных ситуациях, становиться «автором» собственной жизни. Актуальность развития креативности в условиях дополнительного образования диктуется самой целью этого образования: развитием мотивации детей к познанию и творчеству, содействием их личностному самоопределению, адаптацией к жизни в обществе, приобщением к здоровому образу жизни и т. д. Тем не менее, высокие показатели креативности у детей вовсе не гарантируют их творческих достижений в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями.
Что же такое творческие способности?
Креативность — системное психологическое образование, представляющее собой, как способности к творческой деятельности, так и наличие творческого потенциала личности. Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального
напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел,
продолжительности занятий одним делом и т. д.
5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
- самостоятельным видением проблемы, т. е. аналитическим мышлением;
- умением перенести знания, умения, навыки в новую ситуацию;
-видением новой стороны в знакомом объекте, т. е. альтернативным мышлением;
-умением комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые, т. е. синтетическим, комбинационным мышлением.
Кому нужны творческие способности?
В настоящее время встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возрастов наиболее благоприятно и эффективно происходит при личностно - ориентированном подходе к детям.
Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.