Роль истории и краеведения в решении проблем патриотического воспитания подрастающего поколения
Роль истории и краеведения в решении проблем патриотического воспитания подрастающего поколения
Автор обозначает роль исторического краеведения и образования как важного фактора гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи; анализирует основные элементы системы гражданского и патриотического воспитания в сельской школе, раскрывает содержание факультативных курсов гражданско - патриотической направленности, основывающихся на краеведческом материале об уникальном историко-культурном наследии г. Мариинска. Основной акцент сделан на интеграции учебной и внеучебной деятельности, комплексном подходе в решении проблем гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Автор обозначает роль исторического краеведения и образования как важного фактора гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи; анализирует основные элементы системы гражданского и патриотического воспитания в сельской школе, раскрывает содержание факультативных курсов гражданско - патриотической направленности, основывающихся на краеведческом материале об уникальном историко-культурном наследии г. Мариинска. Основной акцент сделан на интеграции учебной и внеучебной деятельности, комплексном подходе в решении проблем гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения мы несможем уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свой духовно-нравственный стержень - Любовь к своей Родине. Однако нельзя рассчитывать, что необходимые для общества нравственные качества сами «произрастут» в сознании подрастающего поколения, их надо активно формировать. В связи с этим проблема гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи приобретает особую актуальность.
Как же можно усилить целенаправленное влияние на процесс социализации ребенка, в ходе которого и происходит формирование ценностных ориентаций?
В организационном плане элементами системы гражданского и патриотического воспитания являются:
учебный процесс;
внеклассная воспитательная работа;
внешкольная работа.
Гражданское и патриотическое воспитание включено в содержательное поле учебной и воспитательной работы в средней общеобразовательной школе и в социуме села Суслово Мариинского района. (Рис.1)
Каждый общеобразовательный предмет располагает немалым патриотическим потенциалом. Однако приоритет в решении проблем патриотического воспитания принадлежит урокам истории, где обучающиеся получают историческую, социальную, географическую информацию, на основе которой идёт формирование гражданских черт личности воспитанников. Практически каждая тема, каждый урок используются для того, чтобы зародить в душе воспитанников зерно любви к Родине, Отечеству, чему способствует и систематическая целенаправленная работа по разъяснению сущности и значения государственных символов Российской Федерации, Флага РФ, герба РФ, гимна РФ, знакомство с Конституции РФ.
Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории?
Мой предмет открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, я должна быть готовой всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул. Поэтому одним из важнейших звеньев в организации гражданского и патриотического воспитания в школе является научное общество «Поиск», где обучающиеся приобретают навыки исследовательской работы, проявляют свой интеллект в олимпиадах, краеведческих конференциях. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки, он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Чтобы понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. В этой связи в свои уроки включаю элементы краеведения, и считаю, что только тот человек, который относится с уважением к культуре и истории других народов, является настоящим патриотом и гражданином своей страны.
С целью формирования социальной зрелости учащихся, их самоопределения в культуре, выработке на этой основе жизненной позиции, позволяющей пониманию принадлежности к родному народу и осознанию себя гражданином страны, в школе введен факультативный курс «История Сибири». Этот курс открывает ранее неизвестные сюжеты из жизни предшествующих поколений родного края, показывает особенности исторического развития Сибири, формирует и систематизирует знания о ценности микромира, наследия, о проблемах жизни края, о взаимосвязи человека с окружающей средой, развивает умение самостоятельной познавательной деятельности по изучению края.
Весь курс построен на следующих принципах:
интегративности - активное использование межпредметных связей, новейшей методологии;
непрерывности-преемственности – каждый блок курса, имея самостоятельную ценность, неразрывно связан теоретически и дидактически с другими блоками;
линейного подхода – линейное движение от одной познавательной проблемы к другой.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
Сформировать знания об истории Сибири, основных этапах становления культуры.
Создать условия, способствующие осознанию учащимися своей сопричастности к делам своих предков и развитию ответственности за будущее своей земли: воспитание гражданина и патриота.
Развить потребность и навык к самостоятельному получению знаний.
Основан факультатив на конкретном местном материале, используются сведения из местной печати, рассматриваются близкие каждому жителю поселка проблемы.
Предусматривается самостоятельная работа учащихся с разнообразными источниками знаний - дополнительной литературой, периодикой, справочными картографическими материалами.
Учащиеся подготавливают опережающие задания, иллюстративные материалы, составляют каталоги литературы по истории Сибири.
Таким образом, система факультативных занятий дает возможность расширить кругозор учащихся, выявить их интересы и способности, усилить нравственное, политическое, эстетическое, а тем самым гражданское и патриотическое воспитание школьников. Чем больше воспитывается у учащихся потребность узнавать, исследовать, объяснять, тем богаче их духовная жизнь, тем глубже убеждения.
Для приобщения детей к глубокому традиционному наследию своего народа, своего районного центра разработана программа «Знакомьтесь, Мариинск». Необходимость введения данной программы обусловлена тем, что существующая традиция построения курсов отечественной истории основана только на материалах европейской части России. В насыщенной сложным материалом программе по истории отводится ограниченное время на изучение родного края и лишает учащихся возможности детально проанализировать исторические события, роль народа в становлении и развитии города. Требуется немало усилий, чтобы суметь изложить их достаточно полно.
Новизна курса состоит в том, что основной акцент делается на изучение истории Мариинска, он является источником знаний, который расширяет и углубляет знания по истории города, родного края, обеспечивает интеграцию необходимой информации не только исторического, но и культурного характера. Программа отличается гуманитарной ориентированностью. В центре внимания постоянно находится человек: крестьянин, купец, ремесленник, строитель, писатель, художник. Гуманитарная нацеленность курса позволяет ему органически вписаться в систему школьного образования. Курс тесно связан с такими школьными предметами как история, обществоведение. Отличительной особенностью являются названия разделов и тем, в основу которых легли строки из стихотворений кузбасских (В.Баянова, И. Киселева) и мариинских (Г. Воронкина, Н. Терентьева, Ю. Голубева, В. Симонова) поэтов.
Теоретическое обоснование: изучение прошлого своей семьи, села, школы, района, округа, области дает возможность будить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. А это помогает становлению гражданина, патриота великой России.
Вместе с учащимися мы оформляем наш краеведческий уголок в кабинете истории, который называется “Историческая страничка”. На этом стенде ребята оформляют страницы: “Моя страна”, “Мой край”, “Мое село”, “Это интересно”.
Дети готовят сообщения, анализируют события, которые происходили в истории страны и получили отражение в истории края и села. Большое внимание уделяют работе “Я - гражданин России”. В этом учебном году мы с ребятами определили следующие этапы внешкольной работы:
Символика страны и края.
Моя родословная.
История моей школы.
Ими гордится наше село.
Современные проблемы нашего села.
Большую роль в структуре гражданского и патриотического воспитания занимает музей школы «Память». Вокруг него формируется актив школьников, создается орган самоуправления. Педагогический коллектив видит в музее эффективную форму становления системы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, потому что школьный музей может от простой созерцательной экскурсии «продвигать» ребенка к осмыслению серьезных проблем села, города, области и страны в целом. В деятельности музея школы «Память» отмечаются многообразные формы работы: поиск и сбор материалов, встречи с людьми, записи их воспоминаний, организация экспозиций, праздников, викторин, уроков мужества, дней памяти Виктора Александрова и Александра Горбачёва, выпускников, погибших в Афганистане и Чечне, музейных уроков, акций «Письмо солдату», «Памятник».
В ходе теоретического осмысления роли истории и краеведения в решении проблем гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения, и обобщения собственного опыта в данном направлении удалось установить следующие:
Историческое краеведение позволяет осуществлять комплексный подход в воспитании учащихся. Большинство эффективных форм, используемых в работе, тоже носит комплексных характер.
Организация общения детей с культурно-исторической средой родного края позволяет в комплексе решать задачи не только патриотического и гражданского воспитания, но обеспечивает развитие эстетических чувств, укрепляет здоровье детей.
История как обществоведческая дисциплина тесно связана с краеведением, поэтому у учащихся расширяется диапазон знаний о родном крае.
Уроки истории становятся уроками общения. В ход урока включаются элементы внеурочной деятельности (игры, викторины, краеведческие интервью).
Осуществляется интеграция учебной и внеучебной деятельности.
Краеведческая работа дает учащимся реальную возможность увидеть собственный рост, а самое главное – пропускать весь краеведческий материал через душу и сердце, уметь слушать и слышать… Поэтому главным достоинством каждого ученика становится уважение к родной истории, культуре, к судьбам родителей и дедов, обеспечивающее прочную связь поколений.
Систему гражданского и патриотического воспитания школы можно представить в виде следующей схемы. (Рис.2)
Сегодня мы переживаем трудное, но прекрасное время возрождения личности, обновления всей нашей жизни, восстановления гуманистических общечеловеческих ценностей и идеалов. История еще раз доказала, что они бессмертны, что они одно общество, ни один человек, если хочет нормально жить, не может обойтись без них. Но воплощать эти идеалы в жизнь можно только на основе добрых дел друг друга. Наших с вами добрых дел.
Подумайте над этими словами, если хотите счастья себе и своей отчизне. С такими словами я иду на урок к своим дорогим ученикам, юным гражданам России, нашей будущей смене. Как будут ребята готовы к нему, зависит от меня и от нас с вами.
Литература
Агатова, И.А. Патриотическое воспитание в школе [Текст] / И.А. Агатова. – М., 2002;
Бондаренко, Е. Урок гражданина [Текст] / Е.Бондаренко // Начальная школа: Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября». – 2004. - № 4;
Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития // Воспитание школьников. – 2002. - № 7
Жиренко, О.Е. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитании: 1-4 классы [Текст] / О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. М., 2008
Зубарева, С. Край родной, Югория. Воспитание гражданина, патриота [Текст] / С.Зубарева – Народное образование № 4. – 2001. – с. 138.
Исламшин, Р. Национально-региональный компонент обогащает содержание школьных курсов [Текст] / Р.Исламшин – Народное образование № 6. – 1999. – с.53.