kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОВОЛЖЬЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация национально-регионального компонента во внеуроч­ной дея­тельности  предполагает  сохранение существующих самобыт­ных этнических коллективов и упрочение взаимосвязи между ними на общече­ловеческой основе. Поддержание традиций в максималь­ной степени способст­вует формированию этнической идентичности. Именно в школьном возрасте ребенок приобретает впервые фрагментар­ные знания о своей этнической при­надлежности.

       Использование национально-регионального компонента на факуль­тативных занятиях, знакомит учащихся с национальными обычаями и тра­дициями Поволжья в производственных и бытовых сферах, повышает их познава­тельный интерес, расширяет возможность для проявления творческого на­чала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОВОЛЖЬЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОВОЛЖЬЯ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


С.Е.Сосина


Сосина Светлана Евгеньевна, старшая вожатая, МБОУ СОШ №82,

г. Ульяновск


Сегодня как никогда остро встала проблема возрождения национальных традиций. В настоящее время знание и понимание истории, традиций и обычаев родного края – это необходимый элемент человеческой культуры. В Ульяновской области проживает более 80 национальностей, кото­рые принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, имеют свои самобытные культуры, вовлеченные в непрерывное взаимо­действие и коммуникацию. Географическое расположение области, гра­ничащей с республиками Татарстан, Чувашия и Мордовия, объясняет тот факт, что более четверти населения области относится к татарским, чувашским и мордовским этносам.

Национально- регионального компонента выводит изучение технологии на уровень определённой территории, поселения, предприятия, семьи, человека, вследствие чего реализуются цели:

  • воспитание национального самосознания у новых поколений, созда­ние условия для овладения национальными культурами;

  • способность освоению культур народов Среднего Поволжья, т.к. про­блема поликультурности диктуется смешанным составом уча­щихся школ Ульяновской области;

  • обеспечение современного стандарта образования.

Общеобразовательная школа, используя разнообразные формы трудового обучения и воспитания, призвана помочь не только сохране­нию богатства и традиций народного декоративно- при­кладного искусства, но и его развитию.

Принципы конструирования учебной программы предполагают вы­бор наиболее значимых традиций, обычаев, национальных и социокуль­турных особенностей, явлений и процессов в Поволжье, в Ульяновской области в г. Ульяновске или своем населенном пункте.

Одновременно, наиболее яркие декоративно- прикладные ремесла, традиции и прочие этнические особенности местной культуры позволяют организовать поисково-исследовательскую работу учащихся на основе ло­кальных устных, письменных и вещественных источников в форме про­ектной деятельности учащихся. Результатом данной работы может быть выполнение и презентация творческих проектов, формирование учебно-методического комплекса для уроков технологии и факультативных курсов с национально-региональной направленностью, создание школьного музея.

Наиболее привлекательной формой внеурочной деятельности являются факультативные занятия, так как учащиеся могут выбрать факультатив соответственно по своим интересам, поэтому их деятельность на занятиях характеризуется высокой активностью. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности способствует формированию и развитию самостоятельной, творческой и мыслительной деятельности учащихся.

При изучении раздела «Ручная художественная вышивка» учащиеся зна­комятся с народными промыслами регионального компонента (русского, мордовского, чувашского, татарского). В процессе обучения учащиеся знакомятся с истоками возникновения и разви­тия разных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскры­вая их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей (вязанием, изготовлением национальных кукол, старинной одежды, украше­ний, головных уборов на которых выполняются фрагменты вышивки). На этом материале они с большим удовольствием выполняют свои творческие проекты, презентации. Эти занятия не только формируют эстетиче­ский вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду.

Одно из главных условий всестороннего развития детей - творчество.

Вещи, сделанные своими руками с удовольствием и любовью, несут в себе огромный заряд положительных эмоций. Девочкам нравятся заниматься куклами, а особенно сделанными своими руками. Это результат не только труда, но и творчества. Каждый учащийся в процессе работы непроизвольно привнесет в неё свою выдумку: по-своему пришьёт голову, сделает причёску (волосы сделаны из шерстяных ниток). Все куклы сшиты по одной выкройке.



Материалы для работы при желании можно найти в каждом доме. Пересмотрите ваш гардероб, и вы обнаружите старые вещи, которые вы уже давно не носите, а выбросить жалко, приложив к ним руки и терпенье, вы сможете дать им вторую жизнь. И небольшой лоскуток ситца или сатина превратится в симпатичную куклу. Народные костюмы давно вышли из моды – сейчас вживую их можно удивить лишь в пору народных гуляний и в музеях. Но все – таки для нас очень важно не терять связи со своими корнями. Поэтому, если нет возможности поносить эти костюмы самому, можно в них нарядить куклу, сделанную своими руками. Как интересно придумывать образ для каждой куклы – ведь они так похожи на людей! Она способна украсить любой интерьер, быть оберегом, поскольку всегда будет привлекать внимание своей яркостью и самобытностью.

Высота куклы – 100 см. Все детали туловища сделаны из ткани и наполнены светлой халофайбером. Одежда сшита из недорогой ткани, цветных лент и тесьмы, украшена национальной вышивкой.

Кройка и шитьё.

Весь процесс изготовления куклы состоит из следующих этапов:

- подбор материалов по фактуре и цвету,

- подготовка его к работе,

- обрисовка выкройки на материале,

- раскрой деталей, наметка, шитье,

- набивка куклы,

- оформление.

Большое значение имеет аккуратный и правильный раскрой материала. Нужно внимательно следить за тем, чтобы парные детали не были выкроены на одну сторону. Выкроенные детали стачиваем машинной строчкой или шьём в ручную стебельчатым швом. Работа будет выглядеть аккуратнее, если все детали пришивать одной крепкой ниткой, подобранной по основному цвету куклы.

Изготовление головы.

Для вас приготовлена выкройка головы. Вы берёте ситец или сатин телесного цвета и накладываете, на этот отрез выкройку переводите его, вырезаете, смётываете, затем стачиваете, заполняете полученную голову наполнителем. У вас получается довольно плотный шарик. Нос выкраивается из этой же ткани по выкройке, соберите его на двойную нитку швом «через край», слегка подтяните нитку, заполните полученную форму наполнителем и закрепите нос к центру головы.

Основа головы готова.

Оформление лица.

Теперь можно пришить глаза (их можно вышить, или купить в специальном магазине готовые), и от того, каким способ вы это сделаете, будет зависеть настроение куклы: станет она улыбаться или нет.

Карандашом наметьте на голове точки для глаз и точки уголков рта. Затем пришейте рот (можно использовать резинку для волос красного цвета).

Как сделать каркас.

Для каркаса туловища, ног и рук лучше взять толстую, но гибкую проволоку (кукла должна крепко стоять на ногах). Для большей наглядности вместе с выкройками помещены рисунки-схемы прохождения каркаса. Все они даны в натуральную величину.

Набивка.

Для набивки лучше использовать маленькие клочки технической ваты, синтепона и халафайбера. Распределите вату внутри формы таким образом, чтобы проволочный каркас занял правильное положение.

После того как кукла будет готова приступаем к изготовлению её национальной одежды с вышивкой.

Наряды для кукол шить одно удовольствие, которые можно снимать и одевать, так как куклы довольно большие.

После исследовательской работы и изучения поисково-исследовательской работы были выбраны предлагаемые национальные костюмы, но это вовсе не значит, что при пошиве своего наряда для куклы нужно лишь точно выполнять рекомендации автора, и ничего больше. Наоборот, ваша фантазия, ваши творческие находки при выборе материала, при изготовлении отдельных деталей помогут сделать куклу и национальный костюм более ярким и богатым.

Выкройки и образцы кукол в национальных костюмах вам представлены на рисунках 1.2.3,4.

Русский костюм рис.1


Чувашский костюм рис. 2

Татарский костюм рис.3

Мордовский костюм рис.4


Прежде чем приступить к вышивке учащиеся знакомятся с народными вышивками, которые издавна славятся своим разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утончённостью цветовых решений. Создавались веками и зависящие от географического положения страны, её истории, культуры (русской, чувашской, татарской, мордовской).

1. «Русская вышивка»- характерны мотивы геометрического и растительного орнамента, расположенных в виде прямых полос, которые подчёркивают край одежды. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры.

2. «Мордовская национальная вышивка»- мордовки постоянно со­вершенствовали своё мастерство, как в технике исполнения, так и в отборе орнаментальных рисунков, черпая их в окружающей природе. Техника вышивания – ручная роспись, косая стёжка, эрзянские и мокшанские швы, набор, ковровый шов, крестик .

3. «Чувашская национальная вышивка» - В ней использовались гео­метрические узоры, близкие к очертаниям квадрата, ромбов, треугольни­ков, а также крестообразных форм с введением растительных мотивов. В своей вышивке использовали – крестик, роспись, счётную гладь и.т.д.

4. «Татарская национальная вышивка»- татарские рукодельницы владели разными способами вышивки – характерно шитьё золотом, и бисером по бархату, разнообразная гладь, ковровый шов на различных бытовых предметах и одежде.

В процессе практической работы последовательно осваиваются отдельные приёмы и навыки народной вышивки с учетом современной технологии. Далее вы­полнение школьниками вышивки на изделие и сборку национального костюма по приложенным выкройкам на формате миллиметровой бумаги А - 3.

После окончания курса обучения, предусмотренного данной про­граммой, учащиеся должны знать:

- характерные особенности местного народного искусства и историю развития промысла;

- виды и особенности национальной одежды;

- виды и особенности национальной вышивки;

- основы композиции;

- значение символов вышивки на предметах быта и одежды жителей народов Поволжья;

Учащиеся должны уметь:

Делать зарисовки на бумаге и кальке с образцов народной вышивки, выполнять технические рисунки, местные узоры, подбирать традиционные украшения для национальной одежды (вышивку, бисер, бусины и. т. д).









Учебно-тематический план факультатива с элементами национально-регионального компонента «Ручная художественная вышивка»

п/п


Тема занятия


Теоретические сведения


Практическая работа


Объект труда


Формы организа­ции и методы обучения.

Пути и средства реализации НРК


1

2

3

4

5

6

Ручная худо­жественная вышивка.


Знакомство с историей вы­шивки ее применение в оде­жде, в оформлении интерьера с использованием рисунка НРК. Знакомство с тради­циями и обрядами, связан­ными с вышивкой. Подготовка материала для вышивки, под­бор инструментов и приспо­соблений. Правила ТБ и СГН.

Знакомство со способами уве­личения и уменьшения ри­сунка и переводов на ткань.




Подбор ри­сунка.

Выполнение растворной сетки на бумаге рядом с рисун­ком. Увеличе­ние и уменьше­ние рисунка.

Перевод ри­сунка на ткань.



схемы с орна­ментом НРК, образцы вышивок

Коллективный,

словесный, на­глядно- демонст­ративный.


Презентация на мультимедиа,

цветные иллюстра­ции с костюмами, проекты, выполнен­ные учащимися на уроках Технологии.


Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

Виды швов в вышивке

Знакомство со швами: «Ро­коко», «шов узелки».

Вспомнить стебельчатый шов атласная гладь, тамбурный шов, шов штопка. Научить выполнять цветки в технике Рококо





Вышивание об­разцов швов:

стебельчатый , тамбурный и.т.д,

формирование цветков швом «Рококо».

образцы вышивок схемы с орна­ментом НРК,

Индивидуальный, словесный, на­глядно- демонст­ративный

Образцы нацио­нальной вышивки вы­полненные учащимися 8 классов.

Двусторонняя гладь, наклад­ная сетка.

Ознакомить с приемами вы­полнения двусторонней глади. Накладная сетка.

Вышивание. Перевод ри­сунка на ткань. Вышивание элементов дву­сторонней глади.



схемы с орна­ментом НРК образцы вышивок

Индивидуальный, словесный, на­глядно- демонст­ративный.


Образцы нацио­нальной вышивки, выполненные уча­щимися 8-х классов.

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

Гладь художе­ственная.

Знакомство с приемами худо­жественной глади, рекоменда­ции по выполнению. Научить выполнять художественную гладь с правилами цветового перехода в вышивке.





Перевод ри­сунка на ткань, вышивание ху­дожественной гладью.

образцы вышивок схемы с орна­ментом НРК,

Индивидуальный, словесный, на­глядно- демонст­ративный.


Образцы нацио­нальной вышивки,

выполненные уча­щимися 8 классов.

Русская вы­шивка.





Краткие сведения из истории русской вышивки, виды узо­ров, приемы вышивки. Ис­пользование вышивки в со­временной одежде и быту.






Раскрой костюма, перевод ри­сунка на детали, выполнение об­разцов русской вышивки по ри­сунку.

образцы вышивок схемы с орна­ментом НРК,

Индивидуальный, словесный, на­глядно- демонст­ративный.


Презентация на мультимедиа,

цветные иллюстра­ции с костюмами, проекты выполнен­ные учащимися на уроках Технологии.

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

6.



Мордовская вышивка

Краткие сведения из истории мордовской вышивки, виды узоров, приемы вышивки. Ис­пользование вышивки в со­временной одежде и быту.







Перевод ри­сунка на ткань, выполнение об­разцов мордов­ской вышивки по рисунку.

образцы вышивок схемы с орна­ментом НРК,

Индивидуальный, словесный, на­глядно- демонст­ративный.




Презентация на мультимедиа,

цветные иллюстра­ции с костюмами, проекты выполнен­ные учащимися на уроках Технологии.

7


7.

Чувашская вышивка

Краткие сведения из истории чувашской вышивки, виды узоров, приемы вышивки. Ис­пользование вышивки в со­временной одежде и быту.





Перевод ри­сунка на ткань, выполнение об­разцов чуваш­ской вышивки по рисунку.

образцы вышивок схемы с орна­ментом НРК,

Индивидуальный, словесный, на­глядно- демонст­ративный.


Презентация на мультимедиа,

цветные иллюстра­ции с костюмами, проекты выполненные уча­щимися на уроках Технологии.

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

8.

Татарская

вы­шивка.

Краткие сведения из истории татарской вышивки, виды узо­ров, приемы вышивки. Ис­пользование вышивки в со­временной одежде и быту.

Перевод ри­сунка на ткань, выполнение об­разцов татар­ской вышивки по рисунку

. образцы вышивок схемы с орна­ментом НРК,

Индивидуальный, словесный, на­глядно- демонст­ративный.


Презентация на мультимедиа,

цветные иллюстра­ции с костюмами, проекты выполнен­ные учащимися на уроках Технологии.

  1. 9

9.

Вышивание изделия. При­менение эле­ментов вы­шивки НРК в быту и оде­жде.

Знакомство учащихся с со­временными стилями различ­ных эпох. Ознакомить с ос­новными приемами художест­венного оформления одежды. Мода 2007-2008.



Творческая ра­бота по вы­шивке на изде­лиях (картины, салфетки, оде­жде, полотенце и.т.д)

образцы вышивок схемы с орна­ментом НРК,

Индивидуальный, словесный, на­глядно- демонст­ративный.


Изделия с элемен­тами национальной вышивки(полотенце, рубашка, салфетки и.т.д.)

10.

Демонстрация выполненных работ.


Систематизация и обобщение ЗУН учащихся по теме «Руч­ная художественная вы­шивка».

Показ и пред­ставление, об­суждение вы­полненных ра­бот.

Образцы нацио­нальных костюмов, работы учащихся.

Коллективный, словесный, на­глядно- демонст­ративный.


Образцы нацио­нальных костюмов с элементами нацио­нальной вышивки.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОВОЛЖЬЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: Сосина Светлана Евгеньевна

Дата: 26.11.2014

Номер свидетельства: 136133


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства