kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль школьного музея в формировании компетенций учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнейших задач современного образования и всего общества является формирование патриотизма у подрастающего поколения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль школьного музея в формировании компетенций учащихся»

Роль школьного музея в формировании компетенций учащихся.


Одной из важнейших задач современного образования и всего общества является формирование  патриотизма у подрастающего поколения.

По ФГОС ООО «Портрет выпускника основной школы» ориентирован на становление таких личностных характеристик как  любовь к  своему краю и Отечеству, уважение к своему народу, его духовным традициям, социальная активность, уважение закона , соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьёй, обществом, Отечеством.

Нельзя не согласиться со словами председателя Союза краеведов России С.О. Шмидта: Необходимо, чтобы школьники сумели испытать радость познания нового о своей семье, о  своей малой Родине, чтобы они сумели испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и страшим товарищам. В этом - суть их становления...»

Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, потребовали. формирования  не просто умений, а компетенций т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.  

Огромную воспитательную роль в формировании компетенций играют школьные музеи.
Потенциал для становления и развития той или иной компетентности заложен в содержательных элементах образовательной среды школьных музеев. Наш школьный музей – уникален. Он посвящен истории аэроклуба, людям легендарных судеб, это дань уважения Героям военного и трудового и подвига. Выпускники саранского аэроклуба – участники ВО войны За героизм и мужество 16 –соколам из Мордовии были присвоено высокое звание Героя Советского Союза из них 11 – выпускникам саранского аэроклуба

ценностно-смысловые компетенции включают: 

- владеть способами самоопределения, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; 

- определение логики, последовательности выполнение работы

Опыт моей работы показывает,  что одной из перспективных технологий  краеведческой  работы со школьниками является организация их научно-исследовательской деятельности. Метод проектов  позволяет реализовать принцип личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать в соответствии со своими способностями и интересами, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные знания.

Используя материалы музея, были разработаны интересные исследовательские работы учащихся, назову лишь некоторые: «Новые факты ВО войны», «ВО война глазами современников», « История школы», «Племя крылатых» - работа получила 2 место на городской научной конференции и республиканской конференциях, работа «История саранского аэроклуба» - 2 место в республиканской конкурсе в номинации» История Мордовии», работа « История моей семьи в истории России» -2 место в городском конкурсе « Растим патриотов».

-Учащиеся выступают устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации) и др.

Информационные компетенции

- работа с первоисточниками, архивными документами, музейными экспонатами. Составление и демонстрация мультимедийных презентаций по патриотическим темам с включением краеведческого материала, в частности музея « О племени крылатых», они широко применяются на уроках мужества, внеклассных мероприятиях приведу некоторые из них проведены: «200 лет Бородинскому сражению», «Мордовия в Отечественной войне», «Битве на Курской дуге - 70 лет», «Вклад ВВС в дело Победы в ВО войне» и др. используются и видео материалы документальные фильмы: « Догнать и уничтожить» про М. Девятаева, «Преодоление» про М Попович, « Гибель воздушного титаника» - про стратонавтов. После просмотра идет обсуждение.

-Ученики, члены актива музея участвуют в краеведческих олимпиадах. В прошлом году Е Чигаева заняла 2 место в республиканской, занимала призовые места и моя ученица Андронова В.

Общекультурные компетенции: 

- экскурсии по историческим местам; 

- экскурсии в музеи республики сотрудничество с ними; 

- виртуальные экскурсии

- работа школьного краеведческого кружка

Коммуникативные компетенции: 

- уметь представлять свою школу, страну, наши ученики могут представить музей, наших земляков. владеют способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, событиями; 

- выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести диалог; 

- владеть разными видами речевой деятельности

- владеть способами совместной деятельности в группе.

Организуют экскурсии, экспозиции, участвовали в конкурсе поисковых отрядов.

- работа исследовательских групп участников школьного кружка «Поиск» 

социологического опроса, интервьюирование. Опрашивают ветеранов, записывают воспоминания родственников, старожилов и просто интересных в познавательном плане людей.

Это даёт возможность ребёнку получать возможность непосредственного общения с ветеранами войны и труда, участниками локальных конфликтов и др.,.
Результаты исследований сопровождаются фотографиями, грамотами, газетами и журналами прошлых лет. Собирая материал для школьного музея, умений развиваются социальные умения ( умение ставить цель, планировать время, умение принимать решение), коммуникативные (умение вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение находить компромисс)

Мы активно сотрудничаем с республиканским музеем военного и трудового подвига 1941-1945 и с музеем Полежаева члены кружка уже множество раз выступали там на различных республиканских мероприятиях с рассказами о наших земляках, героях, летчиках, о развитии авиации читали стихи, посвященные героям и т. д, даже не раз можно было видеть по телевизору.
Юные экскурсоводы в ходе экскурсий приобретают презентационные компетентности: навыки монологической речи, умение уверенно держаться во время выступления, умение использовать различные средства наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.

Компетенции личностного самосовершенствования: 

 При выполнении  краеведческого  задания, творческих работ, поисково-исследовательских и презентационных проектов  школьники учатся работать с информационными каталогами и медиаресурсами, получать информацию из сети Интернет, учатся приобретают культуру работы с текстовыми и графическими документами, создают электронные хронологические таблицы ( Школьная Книга Памяти).

 Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы представляется на тематических классных часах, на научно-практических конференциях и конкурсах.

  В музее ученики погружаются в атмосферу действительности, становятся как бы очевидцами далёких событий. Благодаря этому историческое прошлое приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью.

Социально-трудовые компетенции реализуются через приобщение к общественно полезной деятельности Музей восстанавливался на общественных началах Я помню как мы до позднего вечера работали, я, дети, родители; кто пилил, кто клеил, делали все воодушевленно, осознавая полезность дела. Ветеранов становиться все меньше, уходят из жизни и наши ветераны аэроклуба, приближается 12 апреля, невольно вспоминаешь, как мы с детьми участвовали в захоронении первой парашютистки Мордовии В. В. Лазоревой, которая была частой гостьей нашего музея. Наши ученики выезжали на вахту Памяти в Калужскую область, где воевала наша мордовская дивизия и там поднимали из под земли солдат, погибших в бою, они при помощи их обретали могилы и др. Помню как ездили после уроков и помогали выверять списки в «Поиск», посещаем на дому ветеранов, записываем воспоминания, а это живые страницы истории.

Заключение.

Школьный музей обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции.    помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение.

сближает историю страны с историей, города, семьи. Знакомит ученика не с отвлеченными событиями, а с конкретными действиями, в которых принимали участие его предки. Это позволяет лучше осмыслить события, происходившие в стране, понять их истинный смысл, воспитывает чувство гордости как за всю страну, так и за конкретный уголок, где живет ученик, способствует развитию творческих, поисково-исследовательских способностей.

Нужно отметить, что краеведение подразумевает не только знания о местном крае, но и пути познания, поиска и распространения этих знаний. Это не только способ сохранения и освоения исторического опыта, но и обретение личного опыта, возможность социализации подростка, вовлечение ребёнка в деятельность наравне с взрослыми. Другими словами, это способ сохранения и освоения исторического опыта. В этой связи краеведение является мощным воспитательным фактором, средством развития патриотизма, любви к своей «малой родине». Школьные музеи позволяют приблизить историю страны к уровню зримых, конкретных её проявлений о родном крае, наполнить, её персоналиями, показать, что каждый человек является объектом и субъектом истории, воспитывать уважение к истокам нашим
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Роль школьного музея в формировании компетенций учащихся

Автор: Гасинюкова Ирина Павловна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133322

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Пояснительная записка к рабочей программе кружка "Память", работающего на базе школьного музея"
    ["seo_title"] => string(80) "poiasnitiel_naia_zapiska_k_rabochiei_proghrammie_kruzhka_pamiat_rabotaiushchiegh"
    ["file_id"] => string(6) "385197"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1485699768"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Формирование коммуникативной компетентности школьников через духовно-нравственное воспитание"
    ["seo_title"] => string(103) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-shkol-nikov-chieriez-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "252591"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447414449"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Формирование ключевых компетентностей учащихся через организацию жизнедеятельности класса» "
    ["seo_title"] => string(114) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientnostiei-uchashchikhsia-chieriez-orghanizatsiiu-zhizniedieiatiel-nosti-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "153135"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420976419"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся". "
    ["seo_title"] => string(160) "kursovaia-rabota-po-tiemie-modiel-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov-napravliennaia-na-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "167135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423053856"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Проект по историческому краеведению "Рисуем историю" "
    ["seo_title"] => string(59) "proiekt-po-istorichieskomu-kraieviedieniiu-risuiem-istoriiu"
    ["file_id"] => string(6) "131570"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416165356"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства