Просмотр содержимого документа
«Роль школьного музея в формировании компетенций учащихся»
Роль школьного музея в формировании компетенций учащихся.
Одной из важнейших задач современного образования и всего общества является формирование патриотизма у подрастающего поколения.
По ФГОС ООО «Портрет выпускника основной школы» ориентирован на становление таких личностных характеристик как любовь к своему краю и Отечеству, уважение к своему народу, его духовным традициям, социальная активность, уважение закона , соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьёй, обществом, Отечеством.
Нельзя не согласиться со словами председателя Союза краеведов России С.О. Шмидта: Необходимо, чтобы школьники сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, чтобы они сумели испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и страшим товарищам. В этом - суть их становления...»
Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, потребовали. формирования не просто умений, а компетенций т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.
Огромную воспитательную роль в формировании компетенций играют школьные музеи. Потенциал для становления и развития той или иной компетентности заложен в содержательных элементах образовательной среды школьных музеев. Наш школьный музей – уникален. Он посвящен истории аэроклуба, людям легендарных судеб, это дань уважения Героям военного и трудового и подвига. Выпускники саранского аэроклуба – участники ВО войны За героизм и мужество 16 –соколам из Мордовии были присвоено высокое звание Героя Советского Союза из них 11 – выпускникам саранского аэроклуба
ценностно-смысловые компетенции включают:
- владеть способами самоопределения, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- определение логики, последовательности выполнение работы
Опыт моей работы показывает, что одной из перспективных технологий краеведческой работы со школьниками является организация их научно-исследовательской деятельности. Метод проектов позволяет реализовать принцип личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать в соответствии со своими способностями и интересами, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные знания.
Используя материалы музея, были разработаны интересные исследовательские работы учащихся, назову лишь некоторые: «Новые факты ВО войны», «ВО война глазами современников», « История школы», «Племя крылатых» - работа получила 2 место на городской научной конференции и республиканской конференциях, работа «История саранского аэроклуба» - 2 место в республиканской конкурсе в номинации» История Мордовии», работа « История моей семьи в истории России» -2 место в городском конкурсе « Растим патриотов».
-Учащиеся выступают устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации) и др.
Информационные компетенции:
- работа с первоисточниками, архивными документами, музейными экспонатами. Составление и демонстрация мультимедийных презентаций по патриотическим темам с включением краеведческого материала, в частности музея « О племени крылатых», они широко применяются на уроках мужества, внеклассных мероприятиях приведу некоторые из них проведены: «200 лет Бородинскому сражению», «Мордовия в Отечественной войне», «Битве на Курской дуге - 70 лет», «Вклад ВВС в дело Победы в ВО войне» и др. используются и видео материалы документальные фильмы: « Догнать и уничтожить» про М. Девятаева, «Преодоление» про М Попович, « Гибель воздушного титаника» - про стратонавтов. После просмотра идет обсуждение.
-Ученики, члены актива музея участвуют в краеведческих олимпиадах. В прошлом году Е Чигаева заняла 2 место в республиканской, занимала призовые места и моя ученица Андронова В.
Общекультурные компетенции:
- экскурсии по историческим местам;
- экскурсии в музеи республики сотрудничество с ними;
- виртуальные экскурсии
- работа школьного краеведческого кружка
Коммуникативные компетенции:
- уметь представлять свою школу, страну, наши ученики могут представить музей, наших земляков. владеют способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, событиями;
- выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности
- владеть способами совместной деятельности в группе.
Организуют экскурсии, экспозиции, участвовали в конкурсе поисковых отрядов.
- работа исследовательских групп участников школьного кружка «Поиск»
социологического опроса, интервьюирование. Опрашивают ветеранов, записывают воспоминания родственников, старожилов и просто интересных в познавательном плане людей.
Это даёт возможность ребёнку получать возможность непосредственного общения с ветеранами войны и труда, участниками локальных конфликтов и др.,. Результаты исследований сопровождаются фотографиями, грамотами, газетами и журналами прошлых лет. Собирая материал для школьного музея, умений развиваются социальные умения ( умение ставить цель, планировать время, умение принимать решение), коммуникативные (умение вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение находить компромисс)
Мы активно сотрудничаем с республиканским музеем военного и трудового подвига 1941-1945 и с музеем Полежаева члены кружка уже множество раз выступали там на различных республиканских мероприятиях с рассказами о наших земляках, героях, летчиках, о развитии авиации читали стихи, посвященные героям и т. д, даже не раз можно было видеть по телевизору. Юные экскурсоводы в ходе экскурсий приобретают презентационные компетентности: навыки монологической речи, умение уверенно держаться во время выступления, умение использовать различные средства наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.
Компетенции личностного самосовершенствования:
При выполнении краеведческого задания, творческих работ, поисково-исследовательских и презентационных проектов школьники учатся работать с информационными каталогами и медиаресурсами, получать информацию из сети Интернет, учатся приобретают культуру работы с текстовыми и графическими документами, создают электронные хронологические таблицы ( Школьная Книга Памяти).
Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы представляется на тематических классных часах, на научно-практических конференциях и конкурсах.
В музее ученики погружаются в атмосферу действительности, становятся как бы очевидцами далёких событий. Благодаря этому историческое прошлое приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью.
Социально-трудовые компетенции реализуются через приобщение к общественно полезной деятельности Музей восстанавливался на общественных началах Я помню как мы до позднего вечера работали, я, дети, родители; кто пилил, кто клеил, делали все воодушевленно, осознавая полезность дела. Ветеранов становиться все меньше, уходят из жизни и наши ветераны аэроклуба, приближается 12 апреля, невольно вспоминаешь, как мы с детьми участвовали в захоронении первой парашютистки Мордовии В. В. Лазоревой, которая была частой гостьей нашего музея. Наши ученики выезжали на вахту Памяти в Калужскую область, где воевала наша мордовская дивизия и там поднимали из под земли солдат, погибших в бою, они при помощи их обретали могилы и др. Помню как ездили после уроков и помогали выверять списки в «Поиск», посещаем на дому ветеранов, записываем воспоминания, а это живые страницы истории.
Заключение.
Школьный музей обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение.
сближает историю страны с историей, города, семьи. Знакомит ученика не с отвлеченными событиями, а с конкретными действиями, в которых принимали участие его предки. Это позволяет лучше осмыслить события, происходившие в стране, понять их истинный смысл, воспитывает чувство гордости как за всю страну, так и за конкретный уголок, где живет ученик, способствует развитию творческих, поисково-исследовательских способностей.
Нужно отметить, что краеведение подразумевает не только знания о местном крае, но и пути познания, поиска и распространения этих знаний. Это не только способ сохранения и освоения исторического опыта, но и обретение личного опыта, возможность социализации подростка, вовлечение ребёнка в деятельность наравне с взрослыми. Другими словами, это способ сохранения и освоения исторического опыта. В этой связи краеведение является мощным воспитательным фактором, средством развития патриотизма, любви к своей «малой родине». Школьные музеи позволяют приблизить историю страны к уровню зримых, конкретных её проявлений о родном крае, наполнить, её персоналиями, показать, что каждый человек является объектом и субъектом истории, воспитывать уважение к истокам нашим