kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль творчества в формировании духовно-нравственной культуры обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития личности в творческой деятельности. Проблема эта обусловлена качественными изменениями потребностей общества в связи с его развитием и возрастающей информационной напряжённостью, что в свою очередь требует подготовки творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Самые широкие и глубинные проблемы общественного развития не могут не затрагивать тему творчества, ибо всегда для их решения требуются люди, обладающие оригинальным мышлением.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль творчества в формировании духовно-нравственной культуры обучающихся»

Роль творчества в формировании духовно-нравственной культуры обучающихся

Без памяти – нет традиций, 
без традиций – нет культуры, 
без культуры – нет воспитания, 
без воспитания – нет духовности, 
без духовности – нет личности, 
без личности – нет народа как исторической личности.

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития личности в творческой деятельности. Проблема эта обусловлена качественными изменениями потребностей общества в связи с его развитием и возрастающей информационной напряжённостью, что в свою очередь требует подготовки творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Самые широкие и глубинные проблемы общественного развития не могут не затрагивать тему творчества, ибо всегда для их решения требуются люди, обладающие оригинальным мышлением.

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании".

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Я, как многие педагоги, изучая всё лучшее, что наработано, пытаюсь воспитывать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, которой обладает творчество и живопись в частности. Занятия изобразительной деятельностью позволяют обучающимся раскрывать себя, свое мировоззрение и более открыто и свободно воспринимать окружающую среду. Через познание и изучение живописи прививаются такие ценности как семья, Родина, культура, религия.

Огромная роль в нравственном становлении личности младшего обучающегося принадлежит педагогу, и его мастерству. Методика работы со сказками обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Здесь педагогу необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объём умений, концентрирующий внимание детей на главном в “сказочном мире”, умение выделить в рисунке сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти.

Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога , систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

В нравственном воспитании учащихся младших классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них двойственных нравственных чувств. В теме “Строим город” учащиеся развивают не только художественно-пространственное мышление, воображение, формируют представление о пространственной композиции, но и учатся работать в коллективе. Необходимым условием формирования нравственной сферы обучающегося становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребёнок получает представление о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. В ходе первого урока ребята познают конструктивную деятельность, учатся “строить” дома сами, фантазируют, погружаясь в тему, воображают себя в роли архитекторов. На втором уроке пока учитель компонует домики, нарисованные учащимися, в единую композицию “Город”, они создают рисунок улиц. Выступая в роли ландшафтных дизайнеров, учащиеся украшают созданный ими город деревьями, цветами, создают микрорайоны, дворы. Созданное в результате полотно радует, поражает и удивляет зрителей. Анализируя работу двух уроков, прихожу к выводу, что создаётся и укрепляется классный коллектив, выявляются лидеры, раскрываются новые таланты.

Не случайно также обращение меня, какпедагога, к проблеме использования краеведения на уроках изобразительного искусства. Чтобы повысить познавательный интерес учащихся к истории своей Родины, к истории своего края мною разрабатываются уроки по декоративному рисованию. Декоративное рисование способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся, хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству. Использование приёмов и методов дифференциации и индивидуализации на различных этапах урока, позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребёнка, достичь более высоких результатов обучении и развитии интереса к народному искусству.

Частично-поисковые задания, на установление сходства и различия, на выявление какой-либо закономерности, правила, которые используются на уроке, формируют наблюдательность, анализ и синтез материала.

  1. Игра “В гостях у народных мастеров”. Народные мастера прислали рисунки своих изделий и узоры к ним. Все таблички и узоры выпали и перепутались. Задание: распределить узоры к изделиям и расставить таблички.

  2. “Подбери пару”. На доске – чашки и блюдца по видам росписи. Учащимся предлагается соединить пары предметов.

Творческие задания.

Здесь дети воспроизводят по памяти все знания, проявляется выдумка, инициатива.

  1. Карточки с узорами, где допускается ошибка.

  2. Сочинить свой узор.

Ознакомление учащихся с богатством родного края в соединении с обучением орнаментальному рисунку, помогают воспитывать чувство красоты и любви к народным художественным ремёслам и родной природе.

Для многих педагогов остается нерешенным вопрос о роли религии в духовно-нравственном воспитании человека. Обратимся к мыслям классиков.

К.Д.Ушинский называл религию корнями векового дерева. А.С.Пушкин писал: “Религия создала искусство и литературу. Всё, что было великого, в самой глубокой древности, всё находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как идея красоты вместе с идеей добра”. Поскольку, как замечал К.Д.Ушинский, “христианство имеет сильное влияние на возвышение уровня народной нравственности”, он предлагал: “Воспитывайте детей не вне Церкви и не рядом с нею, а в самой Церкви и вместе с нею”. Его последователь К.В.Ельницкий советовал: “Воспитывайте юношество в духе евангельского учения. Это учение удовлетворяет высшим сторонам духовной природы человека. К тому же оно открывает человеку истинный путь к его духовному совершенствованию, открывает ему конечную цель его жизни и указывает средства к достижению этой цели”.

Как видим, религия направляет человека к познанию добра, что важно для общества.

В программе Б. М. Неменского в 7 классе рекомендуются “Библейские темы в изобразительном искусстве”. На этих уроках учащиеся знакомятся с вечными темами в искусстве, с особым языком изображения в христианском искусстве Средних веков, с особенностями византийских мозаик, с великими русскими иконописцами Андреем Рублёвым, Феофаном Греком. В ненавязчивой, ознакомительной форме учащиеся погружаются в мир добра, посредством Библейских тем. Как вариант работы может быть выполнена иллюстрация к Библии или рисунок городского храма по имеющимся изображениям.

Одна из основных составляющих духовной культуры – искусство, отражение в художественной форме представлений человека о мире, об окружающей действительности. Искусство – способ ценностной социализации человека, его эмоционального и интеллектуального развития, приобщения к опыту человечества, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Искусство играет огромную роль и в передаче человеку моральных ценностей.

Особая роль творчества состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой.































































Список литературы:

  1. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков “Духовно-нравственное воспитание российских школьников”.

  2. Н. В. Морозова, Л. Б. Пыстина “Воспитание художественным творчеством”.

  3. Б. М. Неменский “Мудрость красоты”.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль творчества в формировании духовно-нравственной культуры обучающихся

Автор: Гордеева Ольга Владимировна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250295


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства