Роль нравственного воспитания в процессе формирования морально-этических качеств личности ребенка с проблемами в развитии.
Роль нравственного воспитания в процессе формирования морально-этических качеств личности ребенка с проблемами в развитии.
Цели и задачи обучения и воспитания всех детей - содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для детей с особыми потребностями эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль нравственного воспитания в процессе формирования морально-этических качеств личности ребенка с проблемами в развитии.»
Роль нравственного воспитания в процессе формирования морально-этических качеств личности ребенка с проблемами в развитии.
Сущность концепции в вопросах формирования личности ребенка с проблемами в развитии, которой руководствуется российская психология, состоит в том, что личность формируется под влиянием той общественной сферы, тех общественных отношений, в которых происходит развитие ребенка, т.е. под влиянием воспитания в самом широком смысле этого слова, организованной взрослыми собственной деятельности ребенка.
Следовательно, хотя состояние и свойства нервной системы входят составным элементом в комплексе условий, от которых зависит полноценное развитие личности ребенка, их не следует рассматривать как определяющее развитие личности. Определяют развитие личности общественные условия его воспитания, конкретная историческая среда, в которой он развивается, его образ жизни.
Это краткое напоминание принципиальных положений общей психологии необходима для того, чтобы понять, как формируется личность детей с нарушениями интеллекта.
Первая особенность высшей нервной деятельности таких детей – слабость замыкательной функции коры головного мозга. У этой категории детей с большим трудом значительнее медленнее, чем в норме формируются новые условные связи, особенно это, касается сложных связей.
Трудность выработки дифференцировок и их малая стойкость – втораяособенность высшей нервной деятельности детей с проблемами в развитии.
Третья особенность – склонность к частому охранительному торможению. Она выражается в том, что после небольшой нагрузки дети впадают в состояние торможения, которое длиться часы, дни, месяцы и даже годы. Пока нервные клетки коры головного мозга находятся в таком состоянии, умственная работоспособность резко снижена. Понятно, что такое снижение отрицательно влияет и на другие высшие психические функции.
Недоразвитие познавательной деятельности – основной признак нарушения интеллекта. Нарушения касаются, прежде всего, процессов непосредственного отражения деятельности – ощущений и восприятия. У детей с пораженной нервной системой эти психические процессы формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков.
Остановимся на некоторых особенностях мышления. Слабость обобщенияили конкретность мышления – специфическая черта детей с нарушениями интеллекта. В связи с этой особенностью они с трудом и сравнительно поздно начинают разбираться в понятиях морали. Их представления о том, что плохо, что хорошо, носят весьма поверхностный характер. С большим трудом им удается овладение умением давать правильную оценку своего или чужого поступка, устанавливается связь между внешней стороной поведения и его побудительными мотивами. Всем детям с проблемами в развитии присуща непоследовательность мышления. Она может выражаться в прекращении выполнения порученного ребенку дела. И происходит это не всегда от нежелания или безответственности, а от беспрерывно колеблющегося тонуса и его психической активности.
Некритичность мышления – следующая черта наших воспитанников. Эта особенность приводит к тому, что дети довольно часто совершенно не сомневаются в правильности своих только что возникших предложений. Они даже не предполагают, что их суждения могут быть ошибочными. Поэтому и случается, что такие дети легко могут поддаваться дурным влияниям и часто совершать неправильные поступки.
Неправильное развитие нравственной сферы, обусловленное названными выше особенностями познавательных процессов, частое, но не обязательное вторичное осложнение у детей с проблемами в развитии. Напряженный и вдумчивый труд учителей и воспитателей коррекционной школы обеспечивает адекватное развитие личности ребенка с нарушенным интеллектом на основе предупреждений или преодоления этих осложнений.
Трудности в эмоционально- волевой сфере обусловлены слабостью воли детей со специальными потребностями. В основе этого явления лежат два основных фактора: слабое сознание целей и отсутствие необходимых побуждений к их достижению. Отсюда следует, что смысл индивидуального подхода в процессе формирования эмоционально – волевой сферы состоит не только в правильной, четкой постановке целей и доведения их до сознания ребенка, но и формирования побуждений.
Говоря о слабости воли, следует сказать, что она является далеко не всегда и не во всем. Как правило, умственно отсталые дети обнаруживают достаточно большую настойчивость и умение добиваться цели, если речь идет об удовлетворении относительно элементарных потребностей.
Сложность формирования воли у детей с проблемами в развитии во многом обусловлена особенностями воспитания их нравственных чувств. На пути достижения этой цели перед учителями и воспитателями коррекционных школ встает много трудностей, вызванных незрелостью личности наших воспитанников, которая в первую очередь связана с характером развития их потребностей и интеллекта. У них долгое время господствуют элементарные чувства. Объясняется это слабостью интеллектуальной регуляции чувств, что идет о таких чувствах, как чувство долга, совесть, ответственность. Значение воспитания этих чувств огромно, т.к. они занимают ведущее место в нравственном облике человека.
Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся коррекционной школы высших психических функций посредством коррекционно - развивающего обучения.
Современное направление организации помощи детям с проблемами в развитии и олигофренопедагогики представляет собой результат развития взглядов на слабоумие и возможности его лечения. Как известно, взгляды эти менялись в разные периоды развития медицинских и педагогических знаний. Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.
Чтобы правильно определить содержание коррекционной работы в коррекционной школе, необходимо увязать коррекцию со всеми основными компонентами системы образования и только после этого рассматривать внутренние структуры подсистемы и их содержательно- педагогическую роль.
Образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса - воспитание, обучение и развитие – выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно, да и нецелесообразно.
Во многих работах по дефектологии и специальной педагогике, коррекцию, как правило, связывают чаще всего с развитием ребенка. Это обоснованно, поскольку она нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии аномальных детей. Но когда говорят о коррекционно- педагогической работе, она не может вычленяться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие.
В практическом осуществлении учебно – воспитательной работы во вспомогательной школе коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процессе неразличим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.
Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.
Любое обучение и воспитание одновременно в какой- то мере развивают, что и относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.
Исходя из концепции специального образования, коррекционно- педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе; так как она определяет дефектологическую направленность учебно- воспитательного процесса в специальной школе.
Вся система коррекционно- педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать ребенка в проблеме развития к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со весьма людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
Л.С.Выготский пишет: «Основной вопрос, который встает перед нами, когда мы говорим о воспитании глубоко отсталого ребёнка, заключается в следующем: имеет ли смысл затрачивать такие колоссальные усилия на обучение и воспитание глубоко отсталого ребенка и особенно идиота, если результаты этих усилий оказываются по сравнению с результатами, достигнутыми нормальным ребенком, такими ничтожными? Диспропорция между усилиями и результатами работы уже не раз внушало самые пессимистические выводы многим исследователям, подходившим к этой проблеме с практической стороны… Этот взгляд и теоретически, и практически неправильный, и центральное значение книги Е.К.Грачевой мы видим, прежде всего, в том, что она красноречивым языком фактов, тщательно подбираемых в течение почти полувека, опровергает эту пессимистическую минималистскую теорию и выдвигает идею педагогического оптимизма по отношению к глубоко отсталым детям… Воспитание нужно отсталому ребенку больше, чем нормальному, - вот основная идея всей современной педагогики».
Цели и задачи обучения и воспитания всех детей - содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для детей с особыми потребностями эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.
Цель коррекционно- воспитательной работы с детьми с проблемами в развитии, в конечном счете,- их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды.
Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми коррекционной школы:
Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.
Воспитание детей с проблемами в развитии, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание.
Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.
Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.
Реализация поставленных задач подразумевает идею гуманизма коррекционно - развивающего обучения в качестве основополагающего. Другими словами, нельзя всерьез ожидать какого- либо эффекта от обучения ребенка в режиме коррекции, если педагог не будет следовать нравственным идеям гуманизма в своей работе.
Для построения продуктивных отношений детей друг с другом, формирования коллектива, познания состояний «вместе», резонанса ощущений самочувствия души, рождения дружбы, товарищества, братства, референтности коллектива необходима систематическая содержательная воспитательная работа, предполагающая использование в учебной и внеклассной работе форм общения в диадах, триадах, групповых, классных форм и т.д.; помощь учителя в поиске друга, реализации симпатий детей использование в учебном процессе активных методов обучения: игровых, тренинговых, театрализации- импровизации, деловых игр, обучающих многим социальным навыкам, сотрудничеству. Очень важно обратить внимание на подбор учебного материала. Изучая литературу, ребенок получает необходимые элементы человекознания. Вспомогательными средствами обучения общению являются рисование, музыка, движение.
Формирование адекватного самовосприятия является также самостоятельным направлением воспитательной работы педагога. Известно, что когда ребенок счастлив и находится в мире с самим собой, он переносит эти чувства на окружающий мир. Позитивные мысли и чувства рождают самоуважение, достоинство. Осознание «портрета неповторимости», развитие чувства причастности и личной ответственности, стимулирование самоуважение, формирование самостоятельности, самокритичности, чувства «Я есть!», развитие чувства внутреннего контроля, интереса к своей духовной жизни, рефлексирования и т.д. – эти качества формируются всей организацией жизни ребенка в школе и дома, использованием традиционных и нетрадиционных форм воздействия на его природу. Большое значение мы придаем проблеме самовоспитания, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе, обучению приемам самоконтроля, самовнушения, самоубеждения, самоотчета и т.д. Важно научить ребенка постигать самого себя, сравнивать себя с собой вчерашним, увидеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности, манеры поведения, узнать черты характера.
Велико при этом влияние личных качеств педагога. Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными.
Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, но радоваться успехам каждого.
Во–вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка - и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
В-четвертых, педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Стремиться быть таким воспитателю очень важно. Он - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально – этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты воспитателя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними как образец человечности. Для ребенка знания не существует педагога, только через любовь к своему воспитателю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. Зачастую для детей, обучающихся в режиме коррекции, самый высокий авторитет- педагог.
В жизни детей, как и взрослых, много проблем - сложных, трудноразрешимых, и они заставляют детей страдать, переживать, бороться, развиваться. То, что нам может показаться пустяком, для ребенка вовсе не мелочь, а скорее, смысл жизни. Настоящее детство- это движение вперед, это непрекращающийся процесс взросления. Задача коррекционного воспитания заключается в том, чтобы помогать детям в их взрослении, поддерживать даже малейшее продвижение на этом пути. Обучаясь в школе, ребенок хочет учиться, хочет стать взрослым. Однако это не означает, что ему безразлично, какими способами, в каком педагогическом процессе мы будем его воспитывать, развивать и обучать. Педагогический процесс в основном направлен на выработку у детей дисциплины и послушания, точного выполнения указаний взрослых. В этих условиях школьники, слепо подчиняясь инструкциям, находятся в состоянии постоянного напряжения, боязни ошибиться, недоверия к собственным мыслям. Каждый воспитатель, проявляя строгость и требовательность, разумеется, руководствуется самыми высокими целями, однако нужно, чтобы их реализация происходила в доброй, гуманной атмосфере, чтобы педагогический процесс был наполнен чуткостью и заботливостью, отзывчивостью и доброжелательностью, переживанием успехов и утверждением достоинства каждого ребенка.
Какие же принципиальные требования нужно соблюдать, чтобы педагогический процесс приобрел личностно-гуманную направленность? Прежде всего, следует учитывать психологические особенности детей, обучающихся в режиме коррекции.
I.Педагогический процесс должен постоянно поощрять сознательную самостоятельную воспитательно- познавательную деятельность, побуждать детей к сотворчеству, сотрудничеству с учителем.
II.Педагогический процесс коррекционного обучения должен характеризоваться ярко выраженной развивающей тенденцией. Необходимое условие и источник развития – трудности. Если эти трудности выходят за пределы возможностей воспитанника, а мы требуем, чтобы он преодолел их, то они могут породить лень, недисциплинированность, грубость. В педагогическом процессе, построенном на личностно-гуманных началах, трудности в познании и обретении жизненного опыта, навыков нравственного поведения приобретают для ребенка совершенно иной психологический смысл: посильная трудность создает условие для переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания, веры в свои силы.
III. Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни.
Каждое занятие или беседа должна обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать время, чтобы поговорить о его проблемах, о семье или увиденном фильме, обсудить дела. Суть этих минут заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать ребятам положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с негатива который им присущ. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если царит духовная общность между воспитателем и детьми.
Ребенок – целостная личность, прежде всего надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными стремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению.
Самое главное для воспитателя – проявлять мудрое терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства в требованиях к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к ним исключительную чуткость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную помощь сопереживать в неудачах, вселять уверенность в успехе. Имея девятилетний опыт работы в коррекционной школе я как воспитатель все больше убеждаюсь в том, что влияние одного человека на другого при раскрытии лучших человеческих черт – самая благоприятная обстановка для воспитания личности. Чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при условии, когда можно вкладывать частицу своих духовных сил в другую личность, стремится сделать ее лучше. Воспитатель сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей. Воспитание, тем самым, представляет собой единство духовной жизни воспитателя и воспитанников. Это действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство, если они на какой-то ступени развития обоюдных отношений становятся единомышленниками в утверждении высоких нравственных ценностей.
Педагог коррекционно - развивающего обучения, воспитатель призван чувствовать в каждом ребенке духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость. Недопустимо нанесение нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства; не представляет сомнение уважении личности воспитанника. Только уважая достоинство другого, человек может снискать уважение и к себе. Нет большого зла в человеческих отношениях, чем повышенное внимание к своей персоне и равнодушие (или – еще хуже - высокомерие) к окружающим. Важно, чтобы дети научились чувствовать душевное состояние товарища, распознать чужое горе, переживать его, как свое личное. Детство, школьные годы должны быть годами воспитания сердечности. Она не наследуется генетически, она приобретается вместе с другими чертами характера, формируется процессом воспитания. Детство - важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы и юношеские, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребенок.
Огромную роль в процессе формирования характера и высоких нравственных качеств ребенка, обучающегося в режиме коррекции, отводится общению с природой. Все то, что приходит в ум и сердце ребенка из прочитанной книги, из увиденного фильма, приходит лишь потому, что рядом с книгой окружающий мир, и мир общения людей и природы. Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры.
Такое человеческое качество, как тонкость, эмоциональность натуры, выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горе, страдания, несчастья другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Эмоциональную чуткость нужно воспитывать с раннего детства.
Детские годы – тот возраст, который считается возрастом беззаботной радости, игры, сказки,- это истоки жизненного идеала. Перед взором ребенка открывается многогранный мир с его противоречиями и сложностями. Чтобы заложить в годы детства основы человечности, надо дать ребенку правильно видение добра и зла. Правильное видение добра и зла означает, что ребенок принимает близко к сердцу то, что он познает. Добро вызывает у него радостную взволнованность, восхищение, стремление следовать нравственной красоте, зло пробуждает негодование, непримиримость, прилив духовных сил для борьбы за правду и справедливость.
Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий,- это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. В этом отношении, очевидно, неблагополучными выглядят большинство воспитанников коррекционной формы обучения. В этом смысле задача школы и воспитателя – по возможности дать каждому ребенку то, что недополучено им в семье. Несомненно, это – крайне тяжелая, хотя и весьма благородная, цель.