Роль педагога дополнительного образования в становлении личности учащихся
Роль педагога дополнительного образования в становлении личности учащихся
В современном мире огромное значение имеет роль педагога, который обучает детей. От умения выстроить образовательный маршрут зависит каким будет Ребёнок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль педагога дополнительного образования в становлении личности учащихся»
МБУ ДО «Центр детского юношеского технического творчества «Меридиан»
РОЛЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Выполнила:
Теслевич Алевтина Ивановна,
педагог дополнительного образования,
руководитель учебного объединения
«Основы журналистского мастерства и литературного творчества»
ДИА Центра «Меридиан»
г. Новокузнецка
(8-950-265-55-48)
г. Новокузнецк, 2020 год.
Роль педагога дополнительного образования в становлении личности учащихся.
Содержание:
Вступление
Роль педагога дополнительного образования в становлении ребенка
Значение дополнительного образования в творческом развитии личности ребенка
Современные педагогические технологии в учреждениях дополнительного образования детей
Заключительная часть
Список литературы
1. Вступление
Современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. С детьми надо работать только по призванию, только если дети – часть жизни.
Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Педагог должен «вести ребенка по жизни»: обучать, воспитывать, направлять духовное и телесное развитие, влияние которого порой выше влияния родителей. Он способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Показывает формы, такой работы, когда взаимодействие учителя с учениками идет на информационном уровне. В деятельности педагога важно широко применять методы диалога и дискуссии, развивать тенденцию к индивидуальному выбору школьниками форм и содержания собственного учения, включать детей в процесс.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного гражданина России (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России).
В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой и обществом.
Педагогическая наука рассматривает влияние образования на творческое развитие личности как одну из центральных проблем. С.Т.Шацкий, П.П.Блонский и другие педагоги отмечали важность единства обучения и воспитания в образовательном процессе с учетом интересов, способностей, возможностей и потребностей ребенка.
Одной из приоритетных задач педагогической науки в настоящее время является изучение качественно новых отношений между личностью и обществом, поиск наиболее оптимальных путей воспитания, обучения, творческого развития детей.
Дополнительное образование, не являясь частью системы общего, выступает как сфера неформального образования (по терминологии ЮНЕСКО), цель которого — помочь адаптироваться ребенку в жизни. Это есть самодостаточное образование ( Федеральный закон об образовании Российской Федерации от 1 сентября 2013 года).
Дополнительное образование — это творческое образование, которое мотивирует личность к познанию, через разнообразие видов деятельности. Развитие ребенка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободой смены вида деятельности. Именно дополнительное образование призвано удовлетворять постоянные запросы детей, помочь снизить негативные последствия незанятости детей во внеурочное время, рост преступности, бродяжничества, усилить внимание к социально обездоленным детям.
Критериями эффективности деятельности педагога в развитии личности и познавательных возможностей учащегося выступают: организация активной деятельности учащегося в учебно-воспитательном процессе;
формирование мотива предстоящей деятельности;
использование различных, в том числе и технических, источников знаний;
обучение учащихся различным способам переработки информации;
личностно-ориентированный подход;
опора на сильные стороны учащегося;
опора на самостоятельность и самодеятельность учащегося.
2. Роль педагога дополнительного образования в становлении ребенка
Реализация личностно-ориентированного обучения выдвигает ряд требований к педагогу: высокого профессионализма, психолого-педагогической компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям, понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, авансируя его успех, давая возможность к развитию, безоговорочно верить в ребенка и, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, осуществлять педагогический процесс, опираясь на сильные стороны каждого ученика.
Педагог, реализующий личностно-ориентированный подход, должен быть готов создать для учащегося возможность занимать активную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый материал, а познавать мир, вступать с ним в диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном, как на окончательной истине.
В настоящее время перед педагогическим образованием выдвигаются новые задачи и, в первую очередь, ставится задача подготовки педагога-гуманиста. Современная модель педагога предполагает воспитание у него профессионализма, компетентности, творчества, духовно нравственных и гуманных качеств. Педагог должен иметь свой почерк педагогической деятельности, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения. Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в учебно-воспитательном процессе. Огромное внимание уделяется Гуманной педагогике (Шалва Амонашвили) Ее цель – помочь «молодому росточку» поддержать, наполнить силой, не навредить, сохранить, дать созреть и вырасти в прекрасное «деревце», окруженное любовью... Это, конечно метафора, но она раскрывает суть гуманного обучения.
Педагог, на мой взгляд, должен обладать актерским мастерством, от его умения преподать, преподнести предлагаемый материал и зависит степень восприятия этого самого материала… И еще, в педагогике дополнительного образования, проще быть на «одной волне» с воспитанниками, впускать их в «зону безопасности», так как количество детей в группах дает возможность более тесного общения с обучающимися.
На занятиях, особенно индивидуальных, очень часто ребята «открывают душу» педагогу, а это особенно ценно! По моему глубокому убеждению, педагог дополнительного образования должен быть еще и тонким психологом, чувствующим ребенка. Важно вовремя заметить проблемы и помочь подростку, если таковая помощь потребуется… Педагог-воспитатель также должен умело выстраивать отношения с семьями обучающихся или лицами их заменяющими, если такая связь устанавливается, то от этого «выигрывают» все участники воспитательного процесса: педагог — ребенок — родитель. Организация досуговой деятельности совместно с родителями, способствует более глубинному пониманию личности воспитанников. Это и совместные походы в театры, библиотеки, привлечение для участия в конкурсах, и просто приглашение на занятия «клуба по интересам», с обязательным чаепитием... Я в своей практике это использую.
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, умственной активности, а также потребности личности в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество — есть особое состояние, которое свойственно одухотворенной личности, каковой и является педагог дополнительного образования. Чтобы ребенок раскрыл свой творческий потенциал, важно педагогу м направить его способности в нужное русло.
Развитие личности – активный саморегулирующий процесс, самодвижение от низших - к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание действуют через внутренние условия. С возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его личностном развитии.
Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. Он занимается ею до тех пор с увлечением и упорством, пока не освоит ее настолько, что ценность этого вида деятельности будет исчерпана. Нужен новый, более сложный вид деятельности, и найти его помогают детям взрослые.
Это и определяет успех личностного развития. Педагог дополнительного образования может прилагать много сил и труда, но его вклад в развитие личности ребенка будет минимальным, если он не сумеет включить детей в самостоятельную результативную деятельность.
Усложнение, введение новых видов деятельности, развитие требований к ребенку, расширение круга его самостоятельных действий – все обеспечивает продвижение вперед в его становлении. При этом важно видеть ростки нового в психике ребенка и, учитывая их, своевременно вносить коррективы в работу с ним, не оставаться на уровне прежних отношений, исчерпавших свои возможности приемов. Если ребенку, стоящему на пороге нового этапа становления жизненных сил, предлагать прежние виды деятельности, это остановит его развитие. Если же в силу каких – либо неблагоприятных обстоятельств переключить ребенка на виды деятельности, соответствующие более низкому уровню развития, чем тот, который уже достигнут это приведет к деградации, спаду развития, интеллектуальному, эмоциональному обеднению личности. Эффективно вести воспитательную работу можно, лишь строя ее таким образом, чтобы она максимально содействовала развитию личности. Её расцвет – это цель, результат, к которому устремлен воспитатель. Нацеленность на максимальное развитие жизненных сил, способностей детей побуждает строить работу с ними более продуманно, постоянно внося в нее элементы нового.
Итак, наша задача, как педагога дополнительного образования, заключается в том, чтобы показать воспитанникам «другую картину мира», с ее многообразием выбора, многоликостью красок, огромной палитрой мыслей и чувств, прекрасными людьми, наконец, которым не безразлична судьба и становление маленького гражданина. При организации обучения, педагог должен учитывать мотивацию, предвидеть влияние деятельности на направленность личности ученика, учитывать противоречие, которое содержится в самой деятельности учения. Если учебная деятельность и жизнедеятельность ребенка в целом построены с учетом мотивационной сферы, а значит, и с учетом формирования направленности личности, то учебная деятельность постепенно приведет к положительному нравственному воспитанию – к становлению личности или повышению устойчивости ее положительной направленности. Правильно организованное воспитание неотделимо от естественного течения жизнедеятельности человека.
Личность характеризуется мерой ответственности перед другими людьми, ответственностью за выполняемую деятельность. А это значит, что педагог должен систематически формировать у детей ответственное отношение к выполняемой ими деятельности. Но ответственное выполнение деятельности предполагает не только положительную мотивацию у ребенка – желание что – то сделать, но и умение реализовать имеющиеся намерения, и помощником здесь должна стать семья, которая будет «работать» в тандеме педагог – родители. Умело выстраивая отношения с ними, правильный педагог найдет тот самый «ключик», который «откроет сердце и душу» ребенка и будет вести его за собой, увлекая в красочный мир открытий, свершений, интересных находок .
Роль педагога в формировании личности ученика очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог, воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение педагога-наставника- максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.
3. Значение дополнительного образования в творческом развитии личности ребёнка.
В современном образовании происходят значительные преобразования, меняются не только отдельные его стороны, но и общие концептуальные подходы. Одним из эффективных путей решения проблемы творческого развития личности ребенка выступает интеграция основного и дополнительного образования, реализация личностно-ориентированного, личностно-деятельностного подходов, способных сыграть в жизни ребенка значительную роль в достижении им вершин своего творческого развития, определении жизненного пути (Ш.А.Амонашвили, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, И.А.Зимняя, В.А.Караковский, В.М.Коротов, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, А.В.Петровский, В.А. Петровский, И.С.Якиманская, Е.А.Ямбург и другие).
Необходимо подчеркнуть, что эта взаимосвязь способна решать стратегические задачи современного образования:
обеспечивать непрерывность образования;
развивать в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования;
осуществлять программы социально-психологической адаптации;
проводить профориентацию;
развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности и творческой активности ребенка.
Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Сущность педагогической профессии состоит во взаимодействии с людьми, направленное на улучшение, преобразование, формирование личностных качеств человека. Будучи связана с человеком, эта профессия требует особой ответственности и чувства долга. Педагог должен обладать определенным типом мышления, что объясняется характером его деятельности. Особенностью педагогической профессии является ее двойственность: с одной стороны педагог должен обладать знаниями о человеке, его возрастных психологических особенностях, закономерностях развития, с другой стороны, он должен в полной мере владеть предметом своей специализации. Первоначальной задачей педагога является налаживание контакта с обучающими, далее – передача знаний, формирование умений и навыков, соответствующих конкретной предметной области, а так же выявление целей и концентрация детей на их достижение. Так, в профессии педагога дополнительного образования детей, умение общаться становится профессионально необходимым качеством.
В процессе развития педагогической профессии, у нее обозначились две социальные функции: адаптивная и гуманистическая. Адаптивная функция связана с приспособлением человеческой личности к полноценному функционированию в сложившемся социуме. Содержание адаптивного воспитания человека зависит от времени и различных политических и общественных состояний. Гуманистическая направлена на гармоничное, полноценное развитие человека с учетом его индивидуальных особенностей, с позиции гуманистической направленности, педагог является хранителем человеческой личности, как величайшей ценности, остающейся неизменной при любых условиях. Обе эти функции должны реализовываться в комплексе, каждая из них играет важную роль в формировании личности.
Коллективный характер педагогической профессии имеет свои особенности. В отличие от других профессий, подразумевающих работу с людьми, педагог должен не только руководить и управлять, но так же сотрудничать. То есть конечный результат работы педагога зависит не только от его действий, но и от воздействий на ученика или ученический коллектив других педагогов, родителей, товарищей и множества окружающих факторов. Для организации активного и целенаправленного функционирования ученического коллектива требуется много усилий и педагогический опыт.
Творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее особенностью. Доля творчества в работе педагога определяет его вклад собственных возможностей, способностей и усилий в свою деятельность.
Педагогическое творчество имеет обширную область применения и охватывает такие стороны педагогической деятельности, как планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. Опыт исследований в этой области показывает, что наибольшее творчество проявляют педагоги опытные, имеющие большое количество накопленной информации для исследований, анализа и выработки на основе этого нестандартных решений. Существуют некоторые наиболее общие правила эвристического поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач. Творчество педагога может проявляться не только в процессе реализации учебно-воспитательного процесса, но так же в собственном развитии и улучшении личных и профессиональных качеств. Только у педагога, относящегося к работе творчески, обучающиеся будут творческими саморазвивающимися личностями.
Деятельность педагога направлена на проектирование, конструирование учебного процесса и его осуществление. Исходя из того, что общепедагогические умения являются основой частных, специальных умений, а специальные, специфические умения являются особенным отражением интегральных, опираясь на структуру деятельности учителя, определены следующие умения (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин, М.Л.Фрумкин, А.И.Щербаков и др.):
- гностические (умения расширять свои знания, изучать опыт коллег, анализировать собственный опыт или исследование учащихся, учебного процесса и результатов педагогической деятельности);
- конструктивно-проектировочные (умения, связанные с анализом собственной деятельности и проектированием учебно-воспитательного процесса);
- организаторские (умения организовывать свою деятельность и деятельность учащихся в соответствии с поставленными целями);
- коммуникативные (умения, необходимые для взаимодействия и воздействия в динамике педагогического процесса и являющиеся условием обеспечения передачи информации в процессе педагогического общения);
- прикладные (умения, определяемые художественными, спортивными и иными способностями учителя, а также требованиями педагогической работы (пение, хореография, спорт и т.д.)).
Можно заметить, что представленные компоненты не только взаимосвязаны, но иногда и достаточно сильно пересекаются. Все компоненты педагогической деятельности образуют целостную динамическую структуру, в которой «одни компоненты, являясь стержневыми, играют ведущую роль, другие – второстепенную, подчиненную. Н.В.Кузьмина и А.И.Щербаков установили, что в деятельности учителя-мастера при ведущей роли одного или нескольких компонентов гармонически сочетаются все ее компоненты.
4. Новые информационные технологии обучения в дополнительном образовании детей
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». В принципе,любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение, преобразование. Компьютерные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:
проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);
основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;
монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Цели новых информационных технологий:
Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
Подготовка личности «информационного общества».
Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.
Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Концептуальные положения новых информационных технологий:
Обучение - это общение ребенка с компьютером.
Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.
Диалоговый характер обучения.
Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.
Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения.
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
-разбудить активность детей;
-вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
-подвести эту деятельность к процессу творчества;
-опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.
Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.
Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.
Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:
применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;
проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;
научить детей новым методам работы;
оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.
5. Заключительная часть
Проблему педагогического творчества и совершенствования профессионального мастерства педагогам следует решать комплексно, в процессе творческого саморазвития педагога. Каждый педагог может стать творческим педагогом «…при большом стремлении, ясной цели, при упорстве и трудолюбии, при непрекращающейся работе по самообразованию, развитию общей культуры личности…».
Хорошо бы, на мой взгляд, внедрить в практику обучения педагогов дополнительного образования, психологическое обучение, которое помогло бы более правильнее выстраивать отношения с воспитанниками, коллегами, родителями.
Постоянное творческое профессионально-личностное самовоспитание поможет педагогу развить в себе необходимые качества и умения для того, чтобы овладеть педагогическим мастерством и стать мастером педагогического труда, создать ту самую Творческую Мастерскую, где Главным Творцом будет Ребенок!
6. Список литературы:
1. Анисимов О.С. Учебная и педагогическая деятельность в активных формах обучения. – М., 1989.
2. Безрукова В. Образовательные технологии: ориентиры для выбора.// Директор школы. - № 8. – 1999
3. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991
4. Варыхалов А.Ю. Компьютерные технологии в дополнительном образовании. История, тенденции, проблемы. /Путь к ребенку: вверх по ступеням Мастерства. – Санкт-Петербург, 2001.
5. Гузеев В.В. От методик к образовательной технологии. // Народное образование. – 1998. - № 7
6. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования. – Москва – Самара, 1998
7. Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. - М., 2006
8. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
9. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003
10. Михайлова Н.И., Юсфин С.М. Педагогика поддержки.- М., 2002.
11. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие. 2-е изд., исправл. – М.: Новое знание, 2001.