Мой педагогический стаж 22 года, 7 лет из них я работаю воспитателем пришкольного интерната. По итогам предыдущей аттестации 2011 года имею вторую квалификационную категорию. Повышения своего профессионального уровня осуществляю на курсах и в процессе самообразования, изучая методическую литературу, опыт работы педагогов-новаторов, общаясь с коллегами на интернет-сайтах, посещая мероприятия своих коллег. Опубликовала так же сама на страницах сайтов свои авторские материалы, приняла участие в олимпиадах для педагогов.
В период между аттестациями работаю над темой «Воспитание сознательного отношения к учебной деятельности». Считаю данную тему актуальной и важной. Если воспитанник добивается хотя бы крупицы знаний собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд, свое отношение к труду. Одной из основных задач, стоящих передо мной, считаю оказание помощи детям в организации учебной деятельности, в развитие сознательной дисциплины, обучение навыков самоорганизации. От правильной организации самоподготовки зависит качество знаний, умений и навыков воспитанников.
Самоподготовка– один из наиболее важных этапов всего учебно-воспитательного процесса.
Человека, умеющего самостоятельно планировать свою деятельность, научить детей учиться - эта проблема в последние годы стала одной из наиболее актуальных в сфере образования. Ведь подготовить выпускников к жизни - это значит вооружить их не только знаниями, но и научить овладевать знаниями самостоятельно. Формирование умения учиться является сложной задачей. Умение учиться возникает не само по себе, а это результат серьезной работы.
В нашей школе созданы благоприятные условия для учебы и проживания детей в интернате. Самоподготовку проводим у нас в отдельной, уютной комнате. Рабочая обстановка, дает возможность использовать наглядные пособия, справочники. В комнате для самоподготовки есть компьютер, дети могут выполнить дополнительные сообщения к урокам или заняться игрой для развития логического мышления.
Цель самоподготовки: привитие навыков самостоятельной работы по планированию, усвоению, закреплению полученных знаний на уроке, а также контролю и оценке своих действий.
Правильная организация учебной работы включает в себя ряд моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся правильный режим дня, оборудование рабочего места для занятий, определение продуктивного и оптимального порядка выполнения домашнего задания на день или на всю неделю в целом. К внутренним условиям необходимо отнести умение быстро включаться в работу, вести ее в хорошем темпе, не отвлекаясь.
Основные требования к ученику в процессе выполнения домашнего задания – самостоятельность, прилежание, экономное использование времени. Но нельзя забывать о том, что умение управлять своим поведением – это целостное свойство личности и выработать его в одном каком-то одном виде деятельности невозможно.
Воспитателю необходимо помнить, что у учащихся может быть не всегда устойчивое внимание, что не у всех выработаны необходимые навыки и что задания могут быть сложными. В некоторых случаях помощь воспитателя оправданна.
Я приучаю детей все необходимое делать с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.
Если ученик оттягивает начало выполнения работы, тем большее усилие потребуется ему для того, чтобы заставить приступить к ней, тем более будет длительным период «вхождения» в нее. Если же ученик сразу начинает свою учебную деятельность, то он легко работает, многое успевает сделать, и в конечном счете многого достигает.
Приучая школьника правильно работать, следует добиться того, чтобы он работал интенсивно, с полной внутренней концентрацией на выполняемом задании. Привычка работать в хорошем темпе – очень важный момент в умении правильно заниматься. Для человека привыкшего работать в быстром темпе нет предела в возможности усвоения знаний.
Ученик сам решает, с какого предмета начинать выполнение домашнего задания. Главное, правильно спланировать предстоящую работу и вовремя внести корректировку, если это потребуется. Он сам ищет пути и способы выполнения заданий.
От воспитателя требуется помочь формированию сознательного и овладевать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для будущей жизни.
Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому, я считаю, что взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества знаний, совершенствованию самоподготовки воспитанников. В интернате мы стараемся, чтобы требования учителя и воспитателя были едины. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой своих воспитанников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель в свою очередь по приглашению воспитателя, приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность выполнения домашних заданий Я систематически выясняю:
Какие темы наиболее трудны для воспитанника, в чем именно;
Какие планируются практические работы, связанные с подготовкой домашних заданий
Все эти данные должны отражаются в моих планах.
Мне необходима и ежедневная информация о текущей успеваемости своих воспитанников как показатель качества их самоподготовки. Воспитателю очень важно убедить воспитанников, что выполнение каждого задания делится на несколько этапов. Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо предварительно обдумать его и представить себе, как лучше его выполнить.
Я стараюсь приучать воспитанников беречь и рационально использовать время, отведенное на выполнение домашних заданий, к последовательности их выполнения. Все необходимое для приготовления домашних заданий складывается в таком порядке, в котором планируется выполнение домашнего задания. Очень важно научить воспитанников работать с учетом указаний различных памяток: Некоторые воспитанники в силу своих индивидуальных особенностей, или по состоянию здоровья не могут готовить уроки, вместе со своей группой, им мешают другие ребята, они быстро утомляются, часто отвлекаются и в результате сами нарушают дисциплину. Некоторые могут готовить устные предметы только вслух; некоторые, особенно дети, хорошо успевающие, нуждаются в работе по индивидуальному плану и т.д. Я помогаю таким детям в организации подготовки ими домашних заданий с учетом их особенностей. Таким воспитанникам разрешаю приготовление уроков вне групповой комнаты – в своей комнате, в других, специально отведенных воспитателем для этого местах. Однако я все время держу этих воспитанников в поле зрения и время от времени проверяю ход их работы.
При призыве о помощи, ребёнок должен мне показать, что было им сделано до этого.
Таким образом, на каждом этапе самоподготовки важно постоянно контролировать организацию учебного процесса, продумывать весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Во время самоподготовки детей необходимо создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто еще работает.
Методов много. Каждый воспитатель должен подходить творчески к организации самоподготовки. А чтобы для учеников самоподготовка проходила более легко, необходимо постоянно искать новые пути и средства её реализации.
Завершаю самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательских задач. Обязательно отмечаю тех, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу.
Уверена, что учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Мне, как учителю необходимо: поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.