Среди условий и факторов развития и воспитания ребенка (подростка) ведущим по праву считается СЕМЬЯ. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формирует первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки — добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его деятельности, закладываются основы его отношений c миром, т.е. начинается процесс воспитания.
В современной литературе на основе семейно-брачного законодательства, нравственных норм жизни, обычаев и традиций нашего народа семья определяется как социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. На основе понимания семьи сложилось представление о функциях семьи:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Семья как фактор воспитания»»
«Семья как фактор воспитания»
Зависимость жизни семейной делает
человека более нравственным.
А.С. Пушкин
Какая огромная тема –
Простая семейная жизнь.
Заложена с детства система,
И ты на нее положись.
В. П. Шабалин
Семья: понятие, функции.
Среди условий и факторов развития и воспитания ребенка (подростка) ведущим по праву считается СЕМЬЯ. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формирует первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки — добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его деятельности, закладываются основы его отношений c миром, т.е. начинается процесс воспитания.
В современной литературе на основе семейно-брачного законодательства, нравственных норм жизни, обычаев и традиций нашего народа семья определяется как социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. На основе понимания семьи сложилось представление о функциях семьи:
функция общения, возникающая задолго до образования семьи;
функция организации быта и ведения хозяйств;
функция поддержания физических и духовных сил, создания условий для полноценного развития каждого члена семьи;
функция организации досуга;
функция создания условий для профессиональной деятельности;
функция создания гармонии интимных отношений супругов; межличностных отношений различных членов семьи, основанных на чувстве материнства - отцовства, сестринско-братских отношениях, любви бабушек — дедушек и т.д.;
функция продолжения рода - рождения и воспитания детей.
Типы семей
Единого подхода к определению типологии семьи нет. Однако чаще всего семьи принято классифицировать так:
в зависимости от количества детей: бездетные, однодетные, малодетные (2—3 ребенка) и многодетные (более 3 детей);
в зависимости от состава семьи: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), поколенные (прародители, родители и дети);
в зависимости от структуры семьи: полные (мать, отец, дети), неполные (мать или отец и дети), брачные (вариант неполной семьи, когда ребенок рождается при незарегистрированном браке);
в зависимости от характера взаимоотношений : благополучные и неблагополучные.
«Дом» как категория педагогическая.
Немаловажный воспитательный потенциал несёт в себе понятие «дом», выступающее важным фактором развития и воспитания. Дом значит многое для ребёнка (подростка) как среда обитания, самовыражения и самоактуализации. Недаром дети по-разному любят - не любят свой дом. Стремятся к нему или бегут из него, если им там плохо. Недаром Л.Н. Толстой писал «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Школьные педагоги знают: каково ребенку дома, таково ему и за пределами его, в том числе и в школе. Это определяет его общий жизненный тонус, его настроение, успешность общения со сверстниками, учебные успехи, характер отношений с учителями, жизнерадостность и оптимизм (либо угрюмость и пессимизм). Из записок В. Леви: «Ни адом, ни раем не должен быть дом для ребенка, --но местом, где можно жить... Откуда можно уверенно выйти и куда радостно возвратиться».
Специфика семейного воспитания.
Есть определенная специфика семейного воспитания, отличающая его от воспитания общественного (в том числе и школьного). Прежде всего в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.
В семье у ребенка близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий … он там свой. Его любят ни за что. Просто любят и всё!
У поэта В. Берестова — об этом:
Любили тебя без особых причин.
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Чувство любви сопровождает в семье ребенка, начиная с внутриутробного его существования до взрослости. Эта благотворно влияет на развитие и воспитание ребёнка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надёжности существования, чувство защищенности от невзгод, а в лице родителей — авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.
Однако парадокс заключается в том, что эта гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребёнок часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда - замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия. Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребёнок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется.
Другой особенностью семейного воспитания является то, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу, в ней есть представители двух, трех, иногда и четырех поколений. А это значит — различные ценностные ориентации, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Это разные, в чем-то схожие, в чем-то противоположные жизненные позиции. И своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные семей традиции, вступают в самые различные взаимоотношения.
Гармоничное развитие ребенка в семье и достигается именно разноплановостью отношений к нему разных членов семьи. Подтверждением этому может служить разговор с трехлетним ребенком:
- Кто ты бабушке?
- Красавчик - любимчик.
- Дедушке?
- Внук.
- Матери?
- Сыночек.
- Отцу?
- Сын.
Дети (подростки, юноши и девушки) с благодарностью оценивают роль матери и отца.
«Мама и папа учили меня всему тому полезному, что было в них самих. От мамы я унаследовал такие личностные качества, как скромность, рассудительность, находчивость, сообразительность, справедливость. Отец научил меня быть добрым по отношению к людям, животным, растениям, то есть ко всему окружающему миру».
Есть в народной педагогике такое явление, как «бабушкина и дедушкина» педагогика. О них с теплотой написано во многих педагогических исследованиях, во многих размышлениях взрослых и детей.
Ещё одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности: познавательную, трудовую, общественную, художественно-творческую, свободного общения. Причем проходят все этапы её: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь, нарисовать человечка, помочь маме) до сложнейших форм поведения.
Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (или неблаготворное) влияние испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на рабoтe, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И хороший учитель всегда помнит, что сидящий за школьной партой его ученик мысленно чувствен но - невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем.
Характер и интенсивность влияния семьи на и воспитание ребенка изменяются в различные периоды жизни: в дошкольном детстве семья играет важную роль в реализации почти всех потребностей ребенка - материальных, духовных, познавательных. В младшем школьном возрасте семья доминирует в удовлетворения материальных, коммуникативных и эмоциональных потребостей, уступая школе приоритет в развитии интеллектуальной сферы. В период отрочества и юности влияние семьи, несколько ослабев в целом, сохраняет для взрослеющего человека большое значение в развитии самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения.
По-разному влияет семья и на детей разного пола: известно, что девочки (девушки) более привязаны к семье, более податливы ее воздействию.
В значительной степени реализация воспитательного потенциала семьи обусловлена национальными особенностями, социокультурными традициями и нормами, религиозностью либо светскостью семей. Это определяет специфику воспитательного потенциала семьи.
Как реализуется воспитательный потенциал семьи.
Традиционно, хорошая семья – это такая, в которой всем её членам хорошо. То есть в ней созданы условия для удовлетворения потребностей каждого. Потребности эти известны: 1) биологические (жильё, пища, безопасность, продолжение рода и т.д. 2) социальные (быть принятым среди других людей и занять среди них свое место: профессия, дружеские отношения и т.д. 3) личностные (постоянное саморазвитие интеллектуальных, нравственных качеств и т.п.), 4) надличностные потребности (что моя жизнь даст всему человечеству на Земле и вне ее?).
Как же должны общаться между собой члены семьи? Чаще в семьях есть взаимоотношения: супружеские, детско-родительские и детско - детские.
Молодой садовник спрашивает пожилого: «Наши сады разделены всего лишь забором, их поливает дождь, им достается поровну солнечных лучей, а твой сад пышнее и плодовитее моего? Я тружусь, не разгибая спины, покупаю лучшие удобрения». «А я просто разговариваю со своими растениями, подолгу смотрю на них. Мне кажется, они расцветают от того, что я на них постоянно любуюсь».
Ставя условия другому, мы, как правило, исходим из их желаний (мотивов, целей). Авторитарный отец требует от сына во что бы то ни стало быть первым спортсменом в классе. А мальчик — «тихоня», «ботаник», «книгочей». Жена требует от мужа, чтобы он в выходные «развеялся» в компании ее друзей. А муж так устал от общения с людьми на работе, ему хотелось бы побыть дома одному. Результат таких противоречий — либо бурные семейные конфликты, либо скрытые конфликты (которые все равно проявляются, отражаясь на физическом здоровье или психическом состоянии людей), либо разрушение отношений.
Воспитательный потенциал семьи реализует родителями интуитивно и целенаправленно. В процессе жизни семьи происходит объективное влияние образа жизни -пример родителей, нравственно-психологический климат, стиль взаимоотношений, бытовые условия, одухотворение. Современный педагогический культуролог Н.Б. Крылова утверждает: «Семейное воспитание, если оно природосообразно и культуросообразно, осуществляется между делом в прямом смысле, в разных ситуациях взаимодействия, где дети адаптируются к повседневной деятельности в семье, к эмоциям членов семьи, к различным оценкам текущих событий. В этом смысле дети самовоспитываются в ситуации постоянной ceмейной совместности, а взрослые адаптируются к их поступкам, решениям, реакциям, взаимоотношениям».
Целенаправленная воспитательная деятельность родителей и всех взрослых членов семьи определяется педагогической культурой — умением анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, создавать определенный стиль и тон отношений.
Три стиля воспитания.
В теории воспитания различаются три основных подхода к организации воспитания, в том числе и семейного.
Авторитарный основан на подавлении самостоятельности, инициативы ребенка, требовании послушания, жесткой дисциплины, применении запретов и наказаний как основных способов воздействия.
Либеральный или попустительский, провозглашающий абсолютную свободу ребенка в выборе ценностных ориентации, поступков, действий.
Демократический предполагает единство прав и обязанностей ребенка, выражает оптимизм по поводу его потенциальных возможностей, стимулирует его самостоятельность и активность.
В практике известны факты пагубности первого и второго подхода и позитивное влияние подхода демократического. Приведем примеры - диалог двух подруг-старшеклассниц:
- У меня вчера мать совсем охамела — прикинь, хвастается тем, что прочла мои записи... По-моему, я бы со стыда сгорела.
- А у меня у мамы вечно нет времени. Я ей говорю: «Посиди со мной две минуты», а она: «Времени нет»… А у тебя как с этим?
- Проблема у меня есть. Я просто боюсь... Извечно! Боюсь, что я не нужна буду никому. Хоть и вижу, что нужна, а иногда боюсь...»
Из воспоминаний студентки о своем детстве: «Я думаю, определяющим фактором моего вечно хорошего настроения была та атмосфера добра и любви, которая царила в нашей семье. Наверное, и сейчас мне легко находить общий язык с людьми, потому что я усвоила в детстве: каждое живое существо требует к себе любви и внимания».
Об авторитете в воспитании.
«Конвенция о правах ребенка», признающая, что «ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» декларирует необходимость защиты детей «от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения». В этой норме международного права содержится прямое указание на недопустимость проявления автори- таризма — диктата — насилия (авторитарный подход) по отношению к ребенку; подчеркивается необходимость заботы и бережного, внимательного отношения к нему, что не может быть в полной мере обеспечено при осуществлении либерального подхода, ориентированного на невмешательство.
Потенциально результат влияния семьи на развитие и воспитание ребенка зависит от авторитетности родителей. Авторитет понимается как завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей, это важнейшее средство и решающее условие воспитательного воздействия семьи. Однако А.С. Maкаренко предостерегал родителей от многообразных видов авторитета, блестяще описанного в его статье «О родительском авторитете». Авторитет «подавления», «расстояния», «чванства», «любви», «доброты», «дружбы», «подкупа». Из этого перечня видно, что не только негативные, но и позитивные явления родительской педагогики могут быть в основе ложного авторитета. Главное чувство меры и педагогический такт.
Семья как негативный фактор воспитания.
Однако, семья таит в себе и определённые сложности, противоречия, недостатки, подчас становясь негативным фактором развития ребёнка. Наиболее распространенные негативные факторы семейного воспитания таковы:
неадекватное воздействие материального состояния семьи: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
бездуховность родителей, отсутствие стремления к духовному развитию детей;
авторитаризм либо либерализм, безнаказанность и всепрощение;
безнравственность, наличие аморального стиля и тона в семье, противоправный образ жизни; отсутствие нормального психологического климата в семье;
фанатизм в любых его проявлениях (страсть к накопительству денег и вещей, религиозный, политический, музыкальный, спортивный);
безграмотность в психолого-педагогическом отношении целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжёлых нравственных страданий;
неумение (а иногда и нежелание) понять и принять ребёнка (подростка) таким, каков он есть.
Кризис семьи и проблемы, с ним связанные.
Современные реалии детства, социально-экономические и культурологические проблемы семьи тоже нередко приводят к тому, что семья становится проблематичным, а то и негативным фактором развития и воспитания ребенка. Известно, что современном обиходе стал даже употребим термин «кризис семьи». Проблемы, связанные с ним, в каждой семье свои.
Невооруженным глазом видно, что в нашем перестраивающемся обществе семьи разнятся прежде всего экономически:
среднестатистические семьи, живущие «нормально»: не бедствующие, имеющие прожиточный минимум материальных благ, но и не имеющие особых излишеств;
довольно значительная группа семей, находящаяся за чертой бедности, которые не могут обеспечить материального благополучия и комфортного состояния, решения важнейших жизненных проблем и проблем духовного развития (на желаемое образование, внешкольные интересы, посещение музеев, театров, городов... увы, тоже нужны деньги, и немалые;
семьи богатые, имеющие даже материальные излишества.
Как следствие данного материального расслоения, болезненного перехода к рынку выступают такие проявления в детской среде, как неприязненные взаимоотношения детей (из разных школ, внутри школ и классов), возникновение ссор и драк, враждебных группировок, затаенной зависти, разборок; развитие теневых рыночных отношений среди школьников, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений несовершеннолетних...
Особо здесь следует сказать о категории семей, которые пока практически не описаны в психолого-педагогической литературе — это семьи так называемых «новых русских». Психолог И. Медведева отмечает то, что это люди с большим самомнением, некоторые из них «не только с плохим характером, но и с непереусложненным интеллектом» (разумеется, не все!). Дети страдают от усталости и раздражительности отцов (много работают, находятся под давление рэкета или угроз быть убитым, ограбленным, посаженным в тюрьму), их частого состояния алкогольного опьянения.
Другим существенным фактором, определяющим появление новых проблем семейного воспитания, являются факторы политические: как в отдельных семьях, так и внутри семьи, между различными её членами, например между «отцами и детьми». Имеют место нигилизм, равнодушие, уход от реальности (в религиозные секты, в одиночество, в неформальные объединения, в химическую зависимость), и образно названный подростками «пофигизм». В связи с этим возникают педагогические проблемы: непонимания, противостояния «отцов» и «детей», подростковая и юношеская безнадзорность и беспризорность, уход из семьи.
С тревогой следует сказать и о том, что нередко (увы!) позитивные политические изменения в обществе при неумелой и неграмотной педагогической инструментовке приводят к печальным педагогическим явлениям: провозглашаемая свобода личности и демократизация общества приводит к вседозволенности, распущенности, противоправным формам реализации их отдельными подростками; отход от тоталитарного режима и авторитарных систем воспитания порождает неуправляемость процесса домашнего, да и, что греха таить, школьного воспитания, ориентацию на псевдоценности молодежи, уход в певдокультуру, снижение ценности и престижа образования и культуры, резкое падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой, родителей с детьми и со школой...
Кризис современной семьи порожден и проблемами демографическими: сложности семейного воспитания вызваны сегодня нестабильностью быта {известно, что в среднем 50% детей приходят в 1-й класс школы из распавшихся семей), трудностями межрегиональных (из разных стран СНГ), межнациональных, межрелигиозных браков, плачевным состоянием (как материальным, так и духовным) семей беженцев; неразрешенными проблемами бездомных семей и семей, в которых члены семей живут раздельно по разным причинам (часто кто-либо из родителей уезжает на заработки в другие города).
Перечень осложненных проблем современной семьи следовало бы дополнить и проблемами социальными: нелегкими жилищно-коммунальными условиями жизни, ухудшившимся медицинским обслуживанием взрослого населения и детей, появлением неравных возможностей в образовании и пользовании культурными ценностями и т.д.
Эти особенности современной семьи и новые, характерные реалии детства порождают целый ряд новых воспитательных проблем семьи. Назовем лишь некоторые из них:
проблема «отцов» и «детей» в современной ее интерпретации;
проблема молодежной субкультуры, входящей в резкое противоречие с ценностями «взрослой» культуры, а нередко и просто с бескультурьем взрослых, занятых проблемой зарабатывания денег и физического «выживания»;
проблема утраты ценности образования и освоения большой культуры в угоду псевдоценностям материальным (богатства ради богатства, «красивой» жизни и т.д.);
проблема утраты ценности национальной культуры (языка, искусства, одежды, домашнего интерьера, нравственных ценностей) в угоду преклонения перед западноевропейской и американской культурой;
проблема сложностей семейного воспитания, связанных с неуправляемым вторжением негативного влияния средств массовых коммуникаций (с насилием, порнографией, аморальностью, псевдоценностями рекламы, культом наркомании и алкоголизма и т.п.);
свои новые грани имеет сегодня и детская безнадзорность и беспризорность, корни которой уходят в современные проблемы семьи: занятость взрослых проблемой «выживания», предоставление детям свободы (вплоть до бесконтрольности и вседозволенности), проблемы «зарабатывающих» детей (разными способами, до безнравственных и даже противоправных), забота – «откуп» некоторых родителей; проблема «безнадзорный в толпе»; доступность соблазнов — сигарет, напитков, наркотиков, ночных увеселительных заведений, азартных игр и т.д.; мнимая «благовоспитанность» детей из внешне благополучных семей;
негативные проблемы сексуального воспитания: раннее и гипертрофированное сексуальное развитие, растление несовершеннолетних, рост проступков и преступлений, связанных с половой распущенностью, появление подростковой и юношеской проституции;
особо, по-видимому, с воспитательной точки зрения в семье надо ставить проблему психологического здоровья детей и подростков, ибо слишком коварны и страшны подстерегающие родителей проблемы: подростковая неприкаянность, различного рода комплексы неполноценности, боязнь многих окружающих явлений и ночные страхи, неуверенность в завтрашнем дне, дидактогения, неврозы и стрессы, рост фактов подросткового суицида и попыток к нему.