Школьная современная библиотека в свете требований ФГОС
Школьная современная библиотека в свете требований ФГОС
Деятельность библиотеки осуществлялась, согласно намеченным целям и задачам, исходя из того, что современному обществу нужны образованные, творческие, созидающие, умеющие управлять своей жизнью и готовые принять участие в жизни других людей граждане.
Продолжается поиск новых, эффективных форм работы, которые несли бы не только познавательную информацию, но и были бы зрелищными, занимательными! В инновационной деятельности библиотеки превалируют динамичные, интерактивные, диалоговые формы работы, объединенные в рамках программ и проектов, направленных на поддержку образования, культуры, здорового образа жизни, с использованием новых информационных технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школьная современная библиотека в свете требований ФГОС »
Школьная современная библиотека в свете требований ФГОС
Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.
Можно составить верное понятие об уме
и характере человека, осмотрев его
библиотеку.
Луи Жан Жозеф Блан.
В современном мире школьная библиотека занимает важное место для обучающихся и педагогов. Деятельность школьной библиотеки МКОУ СОШ №5 осуществлялась в соответствии с Программой развития школьной библиотеки, планом работы школы.
Основная цель деятельности библиотеки:
обеспечение учебного процесса путем доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов библиотеки;
формирование личного взгляда обучающегося на книгу, как на нравственный ориентир, удовлетворение потребностей в духовно-нравственном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании, интеграции в социокультурную среду общества через чтение.
Формы организации взаимодействия библиотекаря и педагогических работников с обучающимися школы самые разнообразные:
развитие потребности к чтению и учению на протяжении всего учебного года через тематические библиотечные уроки;
использование информации: как для получения знаний, развития понимания и воображения, так и для удовольствия.
Организация мероприятий, воспитывающих духовно-нравственную культуру и социальное самосознание, содействующее эмоциональному развитию школьников;
совместная работа с обучающимися, учителями и родителями, в целях реализации методической темы школы и задач библиотеки;
формирование фонда учебников в соответствии с образовательными программами школы.
работа с фондом библиотеки (литературно-художественной и учебной
литературы);
обеспечение учебной литературой всех обучающихся в школе;
внедрение новых информационных технологий;
повышение профессиональной компетентности всех участников
образовательного процесса.
Для реализации поставленных целей и задач библиотека комплектует фонд учебными, художественными, справочными, методическими документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, проводит индивидуальную и массовую работу с читателями.
Деятельность библиотеки регламентируется Законом Российской Федерации «О библиотечном деле», в котором определены три основные функции: образовательная, информационная и культурная.
1. Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в Концепции развития школы; взаимодействовать с педагогическим коллективом по вопросам формирования информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры обучающихся.
2. Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя, места нахождения; оказывать библиотечно-информационные услуги и услуги дополнительного образования.
3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию обучающихся; содействовать в реализации Национальных программ поддержки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения.
Большое значение имеет материально-техническое оснащение библиотеки.
Наша библиотека оборудована столами для читателей, стульями, набором мягкой мебели, секционными стеллажами. В библиотеке имеется абонемент, 2 компьютерных места для работы пользователей библиотеки, книгохранилище, уголок психологической разгрузки, персональный компьютер библиотекаря, многофункциональное устройство, принтер.
Читальный зал оборудован домашним кинотеатром, оргтехникой, компьютерами, проекционным оборудованием, телевизором.
Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:
• младшего школьного возраста (1-4 классы);
• среднего школьного возраста (5 - 8 классы);
• старшего школьного возраста (9 - 11 классы);
• педагогической и методической литературой для педагогических работников;
• периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.
Предоставляемые услуги:
выдача отраслевой, художественной литературы и периодических изданий;
выдача учебной литературы на текущий учебный год;
выдача учебной литературы для повторения пройденного материала;
предоставление энциклопедий, краеведческой литературы и CD для работы в библиотеке;
сканирование;
ксерокопирование;
самостоятельная работа на персональном компьютере;
поиск информации в сети Интернет (работает фильтр Департамента образования);
копирование информации на электронный носитель;
распечатка информации с электронного носителя;
просмотр учебного материала на мультимедийном проекционном оборудовании;
проведение библиотечных (тематический, календарных, игровых) уроков, литературных конкурсов и др.;
выставки литературы, обзоры, беседы, консультации;
индивидуальное и групповое информирование;
составление библиографических списков источников информации;
выполнение библиотечно-библиографических справок.
Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке». Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях.
В библиотеке выделены следующие группы читателей:
• 1-4 кл.
• 5-9 кл.
• 10-11 кл.
• педагогические работники
• обслуживающий персонал
Информационно-библиотечная деятельность:
В течение года для учителей проводятся обзоры новой методической литературы по мере поступления.
Для обучающихся оформлены книжные выставки, регулярно проводятся библиотечные уроки.
Комплектование фонда:
Разработаны бланки предварительных заказов учебников. По результатам анализа данных бланков и фонда учебной литературы, составлен перспективный план комплектования фонда учебной литературы.
Составлен заказ, по которому получены и обработаны учебники на Бюджетные средства.
Информационно-коммуникативная деятельность в школьной образовательной сети
Одним из социальных институтов, влияющих на развитие старшего школьника, институтом изучения и приобщения к чтению, является школьная библиотека - информационный ресурс образовательного учреждения. На активность читательской деятельности школьников оказывают влияние такие факторы, как программы развития библиотек, внедрение информационных технологий, доступное использование Интернет-ресурсов. Информационные технологии обеспечивают безграничные возможности для получения, переработки и производства информации.
Созданы база данных «Учебники», ведется работа с электронным каталогам «Учебная литература», мониторинговая деятельность определяет «Самый читающий класс», «Самый читающий ученик», «Самая востребованная книга».
Массовая работа:
В 2014-2015учебном году массовая работа проводилась по плану библиотеки. Особенно активно проводились мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне. Был разработан план к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, в соответствии с которым в течение года проводились тематические мероприятия в библиотеке .
Большое внимание уделялось патриотическому и гражданскому воспитанию: проведена литературная гостиная ко дню Народного единства «Единая Россия», обзор-беседа у постоянной книжной выставки: «Воинский долг на земле неизменен».
Одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки является воспитание здорового образа жизни. Ко дню отказа от курения (ноябрь) оформлена книжно-иллюстративная выставка: «Спорт- это жизнь», ученическим самоуправлением проведены акции: «Чистая книга», «Верить, жить, творить». Оформлялись тематические выставки к праздничным датам.
Ко Дню славянской письменности и культуры в библиотеке школы проведено мероприятия и оформлена развернутая книжная выставка. Библиотека представила детям материалы о жизни и деятельности великих просветителей славян — святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а также первых русских книжников - «Кто придумал азбуку?», «Слово, буква и книга - всегда вместе. Состоялись познавательные беседы: «Откуда азбука пришла», «Кирилл и кириллица», часы интересных сообщений: «От глиняной таблички до печатной странички».
Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.
Повышение профессионального уровня:
В 2014-2015 учебном году зав. библиотекой была активным участником вебинаров издательств «Дрофа» и «Просвещения», тематических форумов по вопросам современного образования.
Библиотечно-информационная деятельность библиотеки школы построена так, чтобы максимально привлечь читателя к фонду, приучить читать книги, научить работать с информацией, имеющейся в библиотеке, как на традиционных, так и нетрадиционных носителях, грамотно осуществлять поиск необходимой информации. Деятельность библиотеки осуществлялась, согласно намеченным целям и задачам, исходя из того, что современному обществу нужны образованные, творческие, созидающие, умеющие управлять своей жизнью и готовые принять участие в жизни других людей граждане.
Продолжается поиск новых, эффективных форм работы, которые несли бы не только познавательную информацию, но и были бы зрелищными, занимательными! В инновационной деятельности библиотеки превалируют динамичные, интерактивные, диалоговые формы работы, объединенные в рамках программ и проектов, направленных на поддержку образования, культуры, здорового образа жизни, с использованием новых информационных технологий.