Просмотр содержимого документа
«Школьная жизнь без агрессии подростков»
Социальный педагог ГКУ СО
«Центр социальной помощи семье и детям Юго-Западного округа»
м.р. Приволжский
Школа без агрессии
Не секрет, что сегодня коммуникативная культура учащихся очень низка, а их общение часто носит насильственный характер, окрашено грубостью.
Значение слова «агрессия» по словарю Ожигова: это нападение с целью захвата, подчинения, порабощения. Агрессор имеет наступательно-захватнический характер.
Как избежать проявлений агрессии в совместной деятельности учащихся, педагогов и родителей? Агрессия проявляется у людей с дефективным сознанием. Поведение таких людей чётко прослеживается: «испорченные отношения личности с обществом».
Если ребёнок подвергается агрессивному воздействию со стороны взрослых, то он усваивает некоторые «внутренние установки»: получают представления о том, что так поступать можно, позволительно, его это либо угнетает, либо он принимает агрессию. И наконец, на поведенческо-деятельном уровне ребёнок начинает действовать: либо подчиняясь агрессивному наступлению на собственное «Я», либо перенося это на других. И то, и другое одинаково опасно и недопустимо.
Все неблагоприятные воздействия условий жизни и воспитания школьников можно подразделить на группы:
- неблагоприятная обстановка в семье и недостатки семейного воспитания;
- обстоятельства, связанные с недостатками учебно-воспитательного процесса в школе;
- отрицательные воздействия бытового окружения.
Мы должны изучать детей в семье, в коллективе сверстников, даже наедине со своей совестью; должны знать побудительные причины их поступков - «историю развития всякой страсти и всякого характера». В нашем распоряжении:
- документация – личное дело, медицинская карта, характеристики, классный журнал, при изучении которых необходимо строго сохранять конфиденциальность, такт, не позволяющие употреблять наши знания во зло;
- наблюдение – картотека фактов у учителей;
- беседа – должна быть чётко поставлена цель, продуманы технические приёмы, правильно выбраны место и время её проведения;
- анкеты и вопросники для получения суждений по интересующим нас проблемам;
- сочинения на заданную тему, позволяющие выявить круг интересов детей, их ценностные ориентации, поведение в ситуации выбора;