Просмотр содержимого документа
«Семинар - практикум для педагогов "Этика педагогического общения, как необходимое условие предупреждения эмоционального выгорания педагогов"»
Семинар – практикум
на тему:
«Педагогическая этика общения»
Ход мероприятия
Игра – приветствие:
Встаем. Рассчитываемся на 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4 –й. Первые номера ставят руки за голову и разводят локти в сторону, вторые номера – руки на пояс, локти в стороны, третьи номера – руки перед собой на уровне груди крест на крест, локти в стороны, четвертые номера – левая рука на пояс, правая на голову, локти в стороны. Приветствуем, друг друга, соприкасаясь локтями и говоря «приветствую вас, (называя имя)». Задача: поприветствовать как можно больше человек.
1. Вводная часть
Приветствие
Создание эмоционально-психологического настроя.
«Люди сами надевают на себя оковы, завязывают глаза и после этого удивляются, почему так плохо живется»,- эти слова Генри Фонда помогут нам сбросить напряжение, улыбнуться друг другу и настроить нас на дружелюбную рабочую атмосферу.
Свое вступительное слово мне хотелось бы начать словами Вольтера:
«Только тот, кто владеет собой может повелевать миром».
Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.
И вот сегодняшняя наша встреча посвящена педагогической этике.
На семинаре будут затронуты теоретические вопросы педагогического общения, а также предложены вам практические задания.
Автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши общения.
Придание гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.
«Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.
«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» – ответил Эзоп.
Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.
«Но почему?!», - воскликнул Крез.
«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил мудрец.
Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить. Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в таких науках как этика, социальная психология, педагогика. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека.
Упражнение 3. «Комплимент»
Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
Например:
- Наташа, ты такой отзывчивый человек!
- Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Оля, такие красивые глаза!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
Анализ упражнения:
1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?
Упражнение 5. «Тарелка с водой»
Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи
Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.
В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.
Анализ упражнения:
1.Что, по вашему мнению, не удалось?
2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?
3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?
2. Основная часть.
Теоретический блок.
Давайте в начале нашей беседы вспомним, что же такое «этика». Слово это образовано от древнегреческого einos – «нрав, обычай, хороший образ мысли».
Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать ее в профессиональной деятельности и личной жизни. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.
Кстати, «такт» в переводе с греческого – « легкое прикосновение».
« Легкое прикосновение» к человеку, его мыслям, чувствам, умение понять, посочувствовать, пожалеть. Говоря словами Г. Гуцкова«Такт – высшее развитие способности общения. Чтобы быть тактичным, мало одной сердечной доброты или природной скромности. Такт – рассудок сердца».
Педагогический такт – это всегда творчество и поиск.
Постоянное общение педагога требует от него «большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание». Все это – важнейшие показатели его профессиональных способностей и возможностей.
Ведущий: Уважаемые коллеги! Вы должны по очереди высказаться о своей работе, приводя доводы о ее значимости. Найти положительные стороны и отрицательные.
Например:
Хорошо
Плохо
Воспитателем быть хорошо – это интересная, динамичная работа.
Воспитателем быть плохо – работа трудная, требует обширных знаний, постоянно надо читать методическую литературу…
Воспитателем быть хорошо – эта работа благодарная, это счастье – видеть горящие глаза детей, учить их добру, давать им знания.
Воспитателем быть плохо – все постоянно проверяют, как ты работаешь, чем занимаешься с детьми, приходится постоянно писать планы.
Воспитателем быть хорошо – тебя уважают родители, прислушиваются к твоему мнению и т.д.
Воспитателем быть плохо – постоянно приходится сдерживать себя, свои эмоции по отношению к окружающим.
Педагогический тренинг.
Ведущий: Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.
Задание 1. Выразительная речь
1-й команде:
Произнесите фразу « Иди сюда»
1) громко,
2) возмущенно,
3) радостно,
4) таинственно.
2-й команде:
Скажите « Молодец»
1) тихо,
2) громко, ласково,
3) удивленно,
4) радостно.
Этический кодекс педагога.
В отношениях с родителями:
• Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей;
• Социальный статус родителей не должен влиять на отношение к ученикам;
• В общении с родителями недопустимо обсуждение детей класса и их родителей.
В отношениях с учениками:
• Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
• Учитель должен адекватно оценивать деятельность и поведение учеников.
В отношениях с коллегами:
• Проявление взаимовыручки, поддержки, открытости, доверия и уважительного отношения;
• О своих коллегах говорят либо хорошо, либо очень хорошо. Не стоит ни с кем обсуждать профессиональные и личностные качества коллег.
Школа – не место для сплетен;
• Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной;
• В решении конфликтных ситуаций применять конструктивные методы, не унижая свое достоинство и достоинство партнера.
Таким образом, соблюдение педагогического этикета помогает укреплению авторитета педагога, способствует благоприятному психологическому климату в детском и педагогическом коллективе.
Неотъемлемой частью педагогической этики является умение профессионально (конструктивно) разрешать конфликтные ситуации, которые довольно часто происходят между участниками образовательного процесса: родителями, учениками, коллегами.
В высказываниях мудрых людей раскрывается сущность конфликта и тех, кто провоцируют его.
Например:
Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.
Конфликт возникает не из-за различий, а из-за неуважения к этим различиям.
Если у человека есть конфликт с самим собой, он обязательно вступит в конфликт с окружающими.
Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда.
Закон об образовании Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
В современном понимании слова этикет - это установленный порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.
В обществе существует представление о педагоге, его имидже.
использования вербальных и невербальных средств общения.
Культура общения педагога строится на речевом этикете.
Речевой этикет является необходимым условием делового и личностного общения педагога.
Речевой этикет является формой этикета и словесным выражением уважительного отношения к людям. Он способствует развитию доброжелательных отношений, помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая позицию оппонента, воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания.
Соблюдение речевого этикета для педагога — важнейшее профессиональное требование.
Профессиональная речь должна быть правильной, литературной, лишенной сленговых слов и выражений. Речевой этикет включает в себя правила ведения беседы, дискуссии, критики, овладение некоторыми тайнами ораторского искусства, соблюдение правил этикета при приветствиях, знакомствах, обращениях.
Искусство собеседника, например, состоит в том, чтобы правильно выбрать тему беседы, обойти спорную тему.
Основными требованиями к разговорной речи являются: чистота произношения, правильная грамматика, понятность, уверенность, честность, искренность и присутствие чувства юмора (ирония, насмешка, снисходительный тон недопустимы). В разговорной речи желательно опускать слова, вызывающие реакцию протеста: вместо слов я хочу, ты должна лучше сказать не мог бы ты, мне бы хотелось. Сослагательное наклонение смягчает остроту требования.
Этикет предписывает давать совет только в случае, когда о нем просят.Не менее ценным в общении представляется этикетное правило: не соглашайся с человеком, когда он характеризует себя негативно.
В развитии доброжелательных отношений значительную роль играют комплименты - добрые слова о достоинствах человека, помня о том, что неискренний комплимент похож на лесть. А принимая комплимент нельзя отказываться, демонстрировать обратное, стесняться, и обязательно поблагодарить за комплимент.
Этикетные правила ведения деловой беседы, искусство ведения дискуссии, спора, критики основываются на общих этикетных правилах: уважение, доброжелательность, такт. Поэтому бытует мнение, что лучший способ победить в споре — не вступать в него вовсе. Но бывают ситуации, когда необходимо выяснить позиции отстоять свою точку зрения. Чтобы не привести к конфликту, можно воспользоваться некоторыми правилами:
обсуждайте не личность оппонента, а раскрывайте свой взгляд на
проблему,
аргументацию начните с похвалы, если вы поняли, что неправы,
признайте это,
используйте метод положительных эмоций. Задавайте собеседнику такие вопросы, на которые предполагается положительный ответ. После серии таких вопросов задайте главный вопрос.
меньше критикуйте, а больше подчеркивайте достоинства людей,
соблюдайте доброжелательный и уважительный тон.
критикуйте конструктивно, предлагая пути исправления ошибок и совершенствования.
Нередко нас мучает критика. Попробуйте сами строго оценить свои недостатки, несправедливую критику игнорировать. Ее часто можно расценивать, как скрытую похвалу: вам завидуют, ваши достоинства оценили, а возможно, их испугались.
Необходимо помнить простейшую формулу речевого этикета, которая выглядит следующим образом: думай, кому говоришь, что говоришь, где говоришь, зачем говоришь, и какие из этого будут последствия.
Кодекс профессиональной этики педагога. В 2010 г проект был представлен на проходящей в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А. И. Герцена «Педагогической ассамблее «. Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношении учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.
Кодекс педагогической этикиопределяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из его основ является установление основных требований (правил), которые определяют отношение педагога к самому себе, педагогическому труду, ученическому и педагогическому коллективам и т.д.
Этические подходы в системе взаимоотношений «учитель и педагогический коллектив».
Педагогическое влияние на учащихся оказывает не только отдельный учитель, но и весь учительский коллектив. Морально-педагогический облик учительского коллектива является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на учащихся как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного учителя.
Заслуживает внимания опыт организации педагогического коллектива на основе идеи коллективной ответственности за каждого воспитанника, за профессиональный рост каждого учителя, за повышение качества учебно-воспитательного процесса. Если в коллективе отношения между людьми создают обстановку сплоченности и доброжелательности, то они благоприятны для педагогического процесса.
Простые секреты бесконфликтности:
Включите «душевное зрение».
Понаблюдайте за своим собеседником, подумайте, какие его слова раздражают Вас и постарайтесь не обращать на них внимания, а какие слова разряжают напряжённость, прислушивайтесь к словам, которые приближают вас друг к другу.
Создайте тёплую атмосферу.
Первое и основное правило: «Самый главный человек на свете — тот, кто перед тобой». Принимайте его таким, каков он есть. Постарайтесь, чтобы собеседник Вам понравился. Дарите ему знаки симпатии и уважения
Ищите то, что вас сближает.
Стиль, манера общения – чем больше будет у Вас в этом сходства с собеседником, тем лучше. Мнения, ценности, установки – чем меньше обнаружится у вас в этом разногласий, тем лучше. Не надо противоречить по любому поводу. Приучите себя находить в собеседнике то, что может вас сблизить.
Настройтесь на волну собеседника.
Вы должны постараться понять и разделить переживания собеседника. Почувствуйте то, что его волнует. Не нагнетайте напряжённость. Если же его эмоции и установки для Вас неприемлемы, попробуйте настроить собеседника на нужную Вам волну. Например, он грустит, и вы погрустите вместе с ним, а затем мягко подтолкните его к другому настроению.
Никогда не обвиняйте собеседника.
В разговоре задавайте нужный тон – корректный и уважительный. Избегайте в разговоре крайностей, обвинений и оскорблений. Не отвечайте грубо.
Без нужды не задевайте.
Стройте общение на равных, а не в позиции сверху. Не задевайте того, что человеку дорого. Лучше обойтись без отрицательных оценочных суждений.
Избиение под знаком юмора.
Юмор прекрасен, но им можно довести человека до белого каления, если он направлен против этого человека, когда смешно всем, кроме того, над которым смеются. Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений.
Разрешите Вас поправить?
Если Вы заметили ошибку или неточность собеседника, то оставьте это открытие при себе. Если уж очень хочется поправить, то делайте это максимально тактично. А советы чаще злят, чем учат. Давайте советы только тогда, когда Вас об этом просят.
Не спорьте.
Иметь своё мнение и не соглашаться – ваше право, а стремление всегда возражать и спорить – признак невоспитанности. Никогда не спорьте по мелочам и не спорьте с тем, кому важнее поспорить, а не разобраться.
О категоричности.
Возражая собеседнику, научитесь обходиться без резкости и категоричности, не давайте отрицательных оценок его мнению.
Философия мира и истины.
Старайтесь не победить в споре, а найти истину. Старайтесь понять то, что хочет сказать собеседник. Ищите то, в чём он прав, а не ошибается, старайтесь согласиться, а не возразить. Признавайте возможность своей неправоты.
Каждый день учителя собираются в учительской, и уже по атмосфере в ней можно во многом судить о нравственных отношениях в коллективе: грубость или доброжелательность, ворчание и угрозы или искренность, раздраженность или внимательность и т. п.— уже какой-то показатель этих отношений. А практика показывает, что даже настроение из учительской учитель несет в класс, и раздраженность, возникшая в ней, влечет за собой недостаточную педагогическую продуктивность на уроке. Плохое настроение испытывают на себе и обучающиеся.
Педагогический коллектив — сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того, чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников. Сотрудничество в выполнении всеми единой задачи обучения и воспитания регулируется разными средствами и, прежде всего, административными: распределением поручений, расписаниями, текущими распоряжениями, решением педсоветов и т.п.
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом, этикой. Этика в школе — это «практическая философия воспитания».
Упражнение «Свои правила»
Психолог: Уважаемые педагоги, мы хорошо поработали, узнали, что такое педагогическая этика. Я предлагаю немного подумать и составить такие правила педагогического общения, которые бы отражали взаимодействие с воспитанниками, коллегами и администрацией. А я буду все правила записывать по ходу работы на плакате.
Обсуждение: - Что Вы чувствовали, выполняя упражнение? - Что вызвало наибольшие затруднения? – Считаете ли Вы, что правила в общении лишний фактор?
Упражнение «Беспокойное русло»
Цели: формирование у членов консультации понимания причинно следственных связей взаимообусловленности поведения сторон в педагогическом коллективе.
Группа делится на две команды: одна - берега реки, а вторая – река. Участники, играющие роль берегов становятся в две шеренги, образуя русло реки. Вторая группа в образе воды «вливается» в русло, продвигаясь свободно. Берега начинают изгибаться, сужаться, подниматься и опускаться. При этом река не должна замедлять темпа движения, а бурлить стремительным потоком и стараться пройти русло или вырваться из него. Члены группы берегов, которые остались позади воды, перебегают в начало русла. Далее команды меняются ролями. Тренер делает резюме о том, что река и ее берега очень похожи на поведение сторон в коллективе. Если одна сторона (например, берега) сужают жизненное пространство другой, ограничивает степень свободы действий, то другая (вода) начинает реагировать бурно, конфликтно (толкается, старается прорваться, давит на берега).
Рефлексия.
Была ли для Вас полезной информация, полученная на консультации «Педагогическая этика»? (выберите нужное):
- да;
- нет;
- частично;
Ваше мнение по актуальности проведения данной консультации с элементами тренинга (подчеркните нужное):
-крайне актуально и важно;
- актуально;
- не уверен(а), что есть необходимость в их проведении;
- считаю, что не стоит проводить семинары на эту тему.
Психолог: Я с удовольствием отмечаю, что цель семинара с элементами тренинга достигнута. Соблюдение этических принципов – это нить, которая создаёт невидимую основу взаимодействия детей и родителей, педагогического коллектива в целом.