Организация занимающихся, объяснение задач тренировки
Бег по залу в среднем темпе
Упражнения общеразвивающего характера (разминка):
Наклоны головой направо, налево, вперед, назад.
Вращение кистями вовнутрь и наружу.
Вращение в локтевом суставе вовнутрь и наружу.
Повороты туловищем вправо и влево, исходное положение руки на поясе.
Наклоны вперед прогнувшись.
Выпады на правую и левую ногу.
Перекаты с левой ноги на правую и обратно
Специальные упражнения
Упражнения на растяжку:
Наклоны вперед, исходное положение ноги широко, задача достать локтями земли.
Наклоны поочередно к левой и правой ноге.
2
3
8
7
Выполняется всей группой
Основная часть
Одевание страховочной системы. Выдача специального оборудования (3 карабина, жумар).
Объяснение нового материала: выполнение технического приема - подъем вверх по натянутым перилам происходит следующим образом: в перильную веревку заряжается жумар, правой рукой учащийся берется за ручку и натянув перильную веревку поднимается вверх до пункта самостраховки, после чего жумар выщелкивается из перильной веревки.
Участники поочередно выполняют, вновь изученное упражнение.
Устранение возникающих в процессе выполнения ошибок: неправильность открывания фиксатора жумара, устранение провиса перильной веревки, правильное выполнение отстежки жумара на пункте самостраховки и т.д.
Выполнение приема двумя уч-ся одновременно по двум одинаковым перилам.
3-5
15
15-17
15
12
Показ технического приема
Задача тренера исправлять ошибки, возникающие в процессе выполнения для уч-ся нового приема подъема, который имеет отличительные особенности от подъема со схватывающим узлом (темп работы невысокий).
Соревновательный момент первого этапа (темп выполнения упражнения увеличивается).
Заключительная часть
В заключительной части проводится повторный разбор основного упражнения и даются рекомендации по дальнейшему его использованию
Дети снимают специальное снаряжение
4
2-4
Можно провести восстановительные мероприятия (дыхательная гимнастика).
Тренер-преподаватель А.В. Брославец
Зам директора по спортивной работе И.В. Юрковская
План-конспект
открытого тренировочного занятия по спортивному туризму
группа УТ-2
Цель: совершенствование техники работы на этапе спуск дистанция 2 класса, закрепление навыка работы в связке
Задача: закрепление технического приема организации верхней командной страховки (ВКС) и сброса перил.
Дата проведения:
Место проведения: спорт зал
Инвентарь: шведская стенка, перильная веревка, страховочная система, карабины, ФСУ и тормозное устройство типа «восьмерка».
Содержание
Дозировка, мин.
Методические указания
Подготовительная часть
20-25
Организация занимающихся, объяснение задач тренировки
Бег по залу в среднем темпе
Упражнения общеразвивающего характера (разминка):
Наклоны головой направо, налево, вперед, назад.
Вращение кистями вовнутрь и наружу.
Вращение в локтевом суставе вовнутрь и наружу.
Повороты туловищем вправо и влево, исходное положение руки на поясе.
Наклоны вперед прогнувшись.
Выпады на правую и левую ногу.
Перекаты с левой ноги на правую и обратно
Специальные упражнения
Упражнения на развитие силовых качеств – элементы единоборств с переменным сопротивлением: упражнения в парах, овладения приемами страховки.
4
6
10
5
Выполняется всей группой
Основная часть
Одевание страховочной системы. Выдача специального оборудования (5 карабинов, восьмерка, основная веревка, шант).
Закрепление материала:
Учащиеся по двое (в связках) выполняют следующие технические действия: с помощью жумара взбираются на верх шведской стенки организуя командное сопровождение, далее на верху организуют на базе самостраховки перила для спуска и ВКС, самостоятельно спускаются и сбрасывают веревки ВКС и перильную.
Параллельно уч-ся совершают вязку узлов на время.
Задание выполняется поочередно с улучшением времени в процессе УТЗ.
Режим отдыха дыхательные упражнения.
Устранение возникающих в процессе выполнения ошибок: неправильное выполнение техники страховки, медленная организация перильных веревок и ВКС, различная техника страховки ВКС.
Выполнение приема двумя связками одновременно по двум одинаковым перилам.
3-5
45
30
25
Теоретическое (устное) закрепление технического приема
Элемент самостоятельной работы
Задача тренера исправлять ошибки, возникающие в процессе выполнения технического приема.
Соревновательный момент (темп выполнения упражнения увеличивается).
Заключительная часть
В заключительной части проводится разбор фиксации лучших результатов и даются рекомендации по устранению основных ошибок.
Дети снимают специальное снаряжение
5
5
Можно провести восстановительные мероприятия (дыхательная гимнастика).
Тренер-преподаватель А.В. Брославец
Зам. Директора УВР Т.И.Чичина
План-конспект
открытого тренировочного занятия по спортивному туризму
группа УТ-1
Цель: отработка тактики командной работы на дистанции 1 класса.
Задача: отработать командную тактику на технических этапах подъем, траверс, спуск, параллельные веревки, бревно (горизонтальный маятник).
Организация занимающихся, объяснение задач тренировки
Кроссовый бег
Упражнения общеразвивающего характера (разминка):
Вращения головой.
Упражнения на кистевой сустав.
Вращение в локтевом суставе вовнутрь и наружу.
Вращение корпусом
Наклоны вперед прогнувшись.
Выпады на правую и левую ногу.
Перекаты с левой ноги на правую и обратно.
Прыжки на месте поочередно на правой, левой ноге и на обеих ногах.
Специальные упражнения
Упражнения на развитие скоростных качеств (различные беговые упражнения – бег с высоким подниманием колен, бег с захлестом голени др.).
4
6
10
5
Выполняется всей группой
Основная часть
Одевание страховочной системы. Выдача специального оборудования (страховочная система, карабины, ФСУ (схват, шант), каска).
Отработка тактических действий:
Учащиеся делятся на команды по 4 человека и поочередно проходят дистанцию, состоящую из: параллельных веревок, имитации работы на этапе бревно, ПТС. На этапах необходимо делать акцент на общение в команде: голосовой, язык жестов, визуальный.
Разбор прохождения этапов и корректировка очередности старта учащихся в команде. Сочетание – режим отдыха.
Многократное прохождение дистанции на высоком уровне в сочетании с бегом на 200 метров в среднем темпе.
Устранение возникающих в процессе выполнения ошибок: неправильное выполнение техники страховки.
3-5
45
10
45
Попеременная работа команд. Со сменой прохождения дистанции и судейской практики.
Теоретический разбор работы на дистанции.
Задача тренера исправлять ошибки, возникающие в процессе выполнения технических приемов.
Соревновательный момент (темп выполнения упражнения увеличивается до максимально желательного).
Заключительная часть
В заключительной части проводится разбор фиксации лучших результатов и даются рекомендации по устранению основных ошибок.
Дети снимают специальное снаряжение
5
5
Можно провести восстановительные мероприятия (дыхательная гимнастика).
Тренер-преподаватель А.В. Брославец
Зам директора по спортивной работе Т.И. Чичина
План-конспект
открытого тренировочного занятия по спортивному туризму
группа УТ-2
Цель: отработка тактических действий связки на блоке (подъем, навесная переправа, спуск) с организацией верхней командной страховки и командного сопровождения
Задача: отработать тактику работы связки в организации верхней командной страховки и сопровождения на блоке.
Организация занимающихся, объяснение задач тренировки
Бег с изменением темпа движения
Упражнения по общей физической подготовке
Упражнения для мышц шеи
Упражнения на кистевой сустав.
Вращение в локтевом суставе вовнутрь и наружу.
Вращение корпусом по горизонтальной оси.
Наклоны вперед прогнувшись.
Приседания на одной ноге (поочередно).
Перекаты с левой ноги на правую и обратно.
Упражнения для мышц пресса.
Специальные упражнения
Упражнения на развитие скоростных качеств (различные беговые упражнения – бег с высоким подниманием колен, бег с захлестом голени др.).
Упражнения с жумаром (подъем по вертикальной веревке с отягощением).
Одевание страховочной системы на время.
4
6
10
5
Выполняется всей группой
Основная часть
140
Объяснение тактических действий:
Тренер-преподаватель знакомит учащихся с новый тактикой прохождения блока.
(Первый участник связки поднимается по перилам, используя ВСС и организует командное сопровождение на навесной переправе, проходит ее, затем организует ВКС и командные перила на этапе спуск, далее он начинает спускаться по наведенным перилам, убедившись, что второй участник страхует его из БЗ, действия второго участника, аналогичны первому, последним тактическим действием происходит сброс перил спуска).
Первичное выполнение тактических действий.
Учащиеся проходят заданный блок без учета времени, тренерская задача исправление ошибок и погрешностей работы на блоке,
Многократное прохождение блока с учетом времени
20
30
60
Описание техники и тактики прохождения блока полностью опираются на приложение к правилам по спортивному туризму (Регламент по пешеходному туризму)
Попеременная работа связок. Со сменой прохождения дистанции и судейской практики. На данном этапе необходимо напомнить правила ТБ при работе на высоте и со специальным туристским снаряжением.
Задача тренера исправлять ошибки, возникающие в процессе выполнения технических приемов.
Заключительная часть
10
В заключительной части проводится разбор работы на блоке и ставиться задача на следующее занятие.
Учащиеся снимают специальное снаряжение
5
5
Тренер-преподаватель А.В. Брославец
План-конспект
открытого тренировочного занятия по спортивному туризму
НП-1
Цель: закрепление навыка основ ориентирования на местности при помощи компаса и карты.
Задача: закрепление на местности навыков спортивного ориентирования.
Дата проведения: 11.06 2011 года
Место проведения: район ДОЦ «Сосновая роща», ст. Крепостная
Инвентарь: спортивная карта, компас, планщет.
Содержание
Дозировка, мин.
Методические указания
Подготовительная часть
5
Учащиеся в спортивной форме приходят на полигон для применения теоретических знаний на практике. Педагог объявляет, цель занятия и ставит задачи перед ребятами, которые им необходимо выполнить.
Обратить внимание на готовность к занятию.
Практическая работа с компасом и картой.
Здравствуй дружище лес, сегодня впервые мы вышли на природу, для того чтобы на практике применить теоретические знания по ориентированию на местности. Для этого мы проведем сегодня тренировку в лесу и с помощью карты и компаса попробуем найти контрольные пункты.
Самое главное, что должен знать начинающий ориентировщик - ноги не должны бежать быстрее чем думает голова.
На карту нанесена дистанция. Место старта обозначено треугольником, а контрольные пункты кружками. Самое главное при ориентировании по карте – это уметь правильно определить на ней свое местоположение, т.е. точку стояния.
Точку стояния обычно определяют на ориентированной карте. Ориентировать карту – это значит расположить ее так, чтобы верхняя рамка была направлена север, а нижняя на юг. Для этого с помощью компаса найдите направление на север и в этом направлении, заметьте какой либо предмет. Поверните карту так, чтобы ее верх был направлен на этот предмет, и карта будет ориентирована.
Можно другим способом. Встаньте на какую-нибудь линию местности, обозначенную на карте. Например, это будет дорога. Поверните карту так, чтобы направление условного знака дороги совпало с направлением дороги на местности. При этом надо убедиться, что предметы справа и слева от дороги имеют такое же расположение, что и на карте. Если это условие выполнено, то карта ориентирована правильно. Теперь необходимо найти точку стояния. Проще всего это сделать по какому-нибудь местному предмету, изображенному на карте. Условный знак этого предмета будет указывать точку стояния.
После того как определена точка стояния, выбери путь движения от старта до контрольного пункта.
Необходимо определить расстояние до контрольного пункта по карте с помощью линейки и масштаба карты. Затем с помощью компаса определяем азимут. т.е. направление движения. Выбери путь движения и найди на карте четкие привязки-ориентиры, на которые должен опираться спортсмен во время движения к контрольному пункту. Четко просчитывай расстояние движения от одного ориентира до другого при помощи подсчета пройденных шагов. Выйдя в район контрольного пункта не нужно торопиться. Оглядись по сторонам и внимательно осмотри окрестности, если КП не обнаружен, вернись на четкую привязку и начни сначала без суеты.
Выйдя на КП, сделай отметку, подтверждающую посещение пункта. Не забудь, перед тем как отметить КП, посмотреть твой ли это номер пункта. Уход на следующий КП должен быть быстрым и незаметным для соперников и в то же время необходимо предварительно наметить направление, в которое уйдешь. Планируя, путь на очередной контрольный пункт, повтори все предыдущие действия. На промежуточных точках стояния обязательно ориентируй карту и проверяй направление движения. Ориентируясь на местности, используйте линейные ориентиры. Придя на финиш, не забудь сдать карточку и карту с отметкой КП.
Прохождение дистанции
«Звездное ориентирование»
Порядок прохождения С-1-С2-С3- С4
Старт на одном месте. Берут один КП и возвращаются, бегут на следующий и.т.д. Рисуйте только одну точку на каждой карте.
Прохождение дистанции «Прямоугольник»
Порядок прохождения С-1-2-3- Ф
Дистанция идет вдоль очевидных ориентиров. В каждой точке где есть поворот ставится КП.
Прохождение дистанции «По выбору»
Дистанция нанесена на карту без направленного движения и КП берут в произвольном порядке.
Прохождение дистанции на маркированной трассе.
Сущность данного вида ориентирования заключается в том, что спортсмену предстоит преодолеть обозначенную на местности маркировкой трассу дистанции, на которой установлены КП, и точно нанести места установки призм пунктов на полученную на старте чистую карту. Сильнейшим оказывается тот, кто пройдет дистанцию за самое короткое время и точнее нанесет и наколет на карту точки мест размещения КП.
Аварийный азимут.
Для каждого спортсмена очень важно знать, как в случае потери точки стояния на карте выйти в район старта или финиша. Необходимо определить аварийный азимут. При помощи компаса определите направление движения в сторону финиша и в этом направлении двигайтесь и пытайтесь найти линейные ориентиры, которые помогут вам выйти в нужный вам район.
Работа с картой и компасом. Проверить правильность нанесение дистанции на карту. Выдать каточки участника для отметки КП
Заключительная часть
В заключительной части проводится повторный разбор основного упражнения и даются рекомендации по дальнейшему его использованию
Дети снимают специальное снаряжение
4
2-4
Можно провести восстановительные мероприятия (дыхательная гимнастика).