kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Серия занятий по декоративно-прикладному искусству с применением природного и бросового материалов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школьными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческой потенции, фантазии, воображения и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного, труда как творчества. Я убеждена, что особенно в начальной школе ни один другой предмет не открывает таких возможностей, как занятия изобразительным ис­кусством. Ребенок здесь имеет дело с самыми различными материалами и процессами. Перед ним не только краски, карандаши и глина, но и дерево, картон, бумага, проволока; у него развивается чувство материала, фак­туры, поверхности. Дети режут, клеят, гнут, придают форму, решают проблему пространства, пропорций — здесь обилие трудовых процессов. Ребенок чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Ребенок видит, как серьезно оценивается его работа, поэтому и сам относится к ней всерьез. Главная задача организации работы с детьми в каникулярное время – оздоровление детей и создание условий для развития творческого воображения, личности ребенка

В одном из циркуляров Министерства просвещения дореволюционной России, изданном более века назад, есть удивительная строка: «Каникулы – есть время для отдохновения ребенка».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«12Развитие творческого воображения»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Центр детского творчества «Эрудит»




ПРОЕКТ.

«Развитие творческого воображения у детей

в процессе занятий декоративно- прикладным искусством»

в каникулярный период





автор педагог ДО

Моисеенко Надежда Геннадиевна









Нальчик 2012


Содержание:


Раздел 1. Информационный 3

Раздел II. Технологический 4

Актуальность опыта 4

Цели и задачи 6

Воображение и его особенности в школьном возрасте……………………...7

Особенности воображения у детей…………………………………………….9

Заключение 11

Использованная литература 12

Приложение 13












Раздел 1 Информационный

Паспорт проекта


Тема проекта

«Развитие творческого воображения у детей в процессе занятий декоративно- прикладным искусством в каникулярный период»

Информация об авторе

Моисеенко Надежда Геннадиевна педагог ДО МКОУ ДОД ЦДТ «Эрудит»

Какую проблему решает проект

Дефицит творческих форм досуга у детей в летний период

Цель проекта

Организация досуга и занятости, оздоровления и творческого развития детей и подростков в каникулярный период на базе школьных лагерей

Целевая аудитория проекта

дети и подростки в возрасте от 6 до 14лет – обучающиеся Центра, жители микрорайона, города

Основные мероприятия

Занятия по декоративно- прикладному искусству с применением природного и бросового материалов.

Материально-техническое обеспечение:

Канцелярские товары: бумага А4, цветная бумага, карандаши простые и цветные, фломастеры, маркеры, ножницы, гуашь , природный материал и т. п.;

Методическое обеспечение:


пособия; методические рекомендации по работе с детьми и подростками;


Кадровое обеспечение

Педагог ДО


Период реализации

Дни школьных каникул

Итог (ожидаемый итог)

Развитие творческого воображения детей , Первичная профилактика асоциального поведения детей.

Раздел II

Технологический

Актуальность темы.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школьными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Выготский блестяще окрестил искусство «общественной техникой чувств» и утверждал что «все при­кладное значение искусства в конечном счете и сво­дится к его воспитывающему действию»

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И.

Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.

Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческой потенции, фантазии, воображения и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного, труда как творчества. Я убеждена, что особенно в начальной школе ни один другой предмет не открывает таких возможностей, как занятия изобразительным ис­кусством. Ребенок здесь имеет дело с самыми различными материалами и процессами. Перед ним не только краски, карандаши и глина, но и дерево, картон, бумага, проволока; у него развивается чувство материала, фак­туры, поверхности. Дети режут, клеят, гнут, придают форму, решают проблему пространства, пропорций — здесь обилие трудовых процессов. Ребенок чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Ребенок видит, как серьезно оценивается его работа, поэтому и сам относится к ней всерьез. Главная задача организации работы с детьми в каникулярное время – оздоровление детей и создание условий для развития творческого воображения, личности ребенка

В одном из циркуляров Министерства просвещения дореволюционной России, изданном более века назад, есть удивительная строка: «Каникулы – есть время для отдохновения ребенка».

В основе организации каникулярного отдыха детей и подростков лежит вариативно-программный подход.

Вариативно-программный подход – это предоставление детям и подросткам возможности выбора сферы деятельности и общения, объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для социализации ребенка. Он предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают широкий диапазон интересов и потребностей детей. Каникулы – самая яркая по эмоциональной насыщенности пора у школьников.

Детям просто необходима смена деятельности и впечатлений, в чем и помогут нам занятия декоративно- прикладным искусством


Проблема исследования.


Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. Развитие творческого воображения происходит в процессе изодеятельности и способствует улучшению настроения детей, установлению позитивного эмоционального климата в детском коллективе.

Одной из задач моего проекта было изучение влияния изобразительной деятельности в частности декоративно – прикладного искусства на развитие воображения.


Цели проекта:


  • Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения у детей в процессе занятий ДПИ.

  • Разработать и апробировать серию занятий для школьников младшего и среднего звена в каникулярное время на основе интересов детей.

  • Создать оптимальные условия для творческого развития, раскрытия способностей, детей и подростков , активизации их творческого потенциала и вовлечение их в социально значимую деятельность.


Задачи:


  • Охарактеризовать проблемы развития творческого воображения детей.

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме организации досуга младших школьников в каникулярное время.

  • Провести серию занятий ДПИ, в каникулярное время с учётом интересов детей, подбором средств, обеспечивающих эмоциональное развитие детей.

  • Вести профилактику детской безнадзорности в летнее каникулярное время;


Ожидаемые результаты:

  • Расширение возможностей для развития и саморазвития личности ребенка, реализация его интересов; формирование опыта социального взаимодействия

  • Увеличение охвата детей и подростков организованными формами отдыха;

  • Усовершенствование системы работы с одаренными детьми и молодежью.

  • Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;





Воображение и его особенности в школьном возрасте.


Понятие о воображении.


Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое . Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.


Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением.


Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности . На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни , делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

«Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением –постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».

Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.


Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.


В литературе имеются самые разные определения воображения.

Так Л. С. Выготский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».


«Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».


«Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».


«Философская энциклопедия» определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.


Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.


Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.



Особенности воображения у детей.


Основным рычагом творчества, кроме овладения опы­том предшественников, является развитое «воображе­ние» — высшая форма образного мышления. Фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способ­ностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, но и в жизни вообще.

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности

(устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Деятель­ность воображения не заключается в способности сум­мировать образы, имеющиеся у других людей, — это спо­собность выделять из них то общее, что они уже имели между собой, но только в виде «намека», «тенденции», рождать новый образ, новый продукт. Поэтому сила воображения с самого начала становится именно про­дуктивной, то есть творческой, производящей, а не просто воспроизводящей. Этим она с самого начала отличается от простой деятельности «памяти», воспоминания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В тоже время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность деятельности

  • полноценное проживание каждым ребенком каникулярного времени как самоценного этапа жизни;

  • использование каникул для позитивной социализации детей и подростков, их физического, интеллектуального и нравственного развития;

  • сотрудничество и сотворчество участников совместной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческих качеств детей, подростков и педагогов.

Главный показатель результативности работы студии ДПИ

личностный рост детей и подростков, который выражается в:

- приобретении новых знаний и умений

- развитии личностных качеств

- развитии ценностных отношений к окружающему миру, людям, к себе самому

Анализ деятельности студии ДПИ

Во время каникулярного периода показывает устойчивые высокие качественные показатели:

  • цель реализации программ достигнута;

  • игровые алгоритмы позволили детям прожить периоды каникулярного отдыха, полные радости, творчества и успеха;

  • работа творческого объединения позволила детям и подросткам раскрыть свои таланты, испытать радостные моменты своей уникальности, успешности;

  • одним из результатов проекта является привлечение детей, впервые отдыхающих в детском оздоровительном лагере, в творческие объединения;

Данный проект может быть использован образовательными учреждениями в работе с детьми и подростками полностью или фрагментально.












Заключение


Каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Во время каникул происходит разрядка накопившейся за время учебы напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.

Система организации каникулярного отдыха детей и подростков центра детского творчества «Эрудит» отвечает реалиям сегодняшнего дня и выделяет приоритеты: развитие детей, социализация личности, нравственность, физическое и духовное здоровье, творчество, открытость, свобода выбора для каждого ребенка.

На занятиях студии ДПИ созданы условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга детей, восстановления их психического здоровья, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.

Дети и подростки приходят в центр детского творчества «Эрудит» , а в частности на занятия студии ДПИ потому что видят перспективу интересной жизни, возможность реализовать себя.











Использованная литература:
  1. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. - М., 1997.

  2. Башлий Е.В. Игровая методика как одна из форм активных методов обучения. // Дополнительное образование. № 4, 2004.

  3. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Методическое пособие для педагогов начальной и средней школы. – Калуга: Адель, 1997.

  4. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М.: Высшая школа, 2002.

  5. Детская психодиагностика и профориентация. / Под редакцией Столяренко Л.Д. – Ростов – на – Дону, Феникс, 1999.

  6. Летний отдых детей. Работа клубов по месту жительства для подростков. //Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. № 1, 2005.

  7. Колеченко А.К. Психология и технологии воспитания. СП/б: Каро, 2006.

  8. Мордасова Н.С. Тропами истории // Дополнительное образование и воспитание. № 1, 2004.

  9. Метик Н.В., Константинова Т.В. От проектирования смены - к моделированию жизни // Дополнительное образование и воспитание, 2004, № 1.

  10. Общая психология. /Под редакцией Богословского В.В. – М.: Просвещение, 1991.

  11. Педагогика. / Под редакцией В.А. Сластёнина – М.: Школа – пресс, 2000.

  12. ПедСовет. Газета для учителей начальной школы. - М.: ГУП «ИПК «Московская правда», 2001 – 2008 г.

  13. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М.: Проспект, 2004.

  14. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  15. Шмаков С.А. Идеология каникул: смысл и значение.
    // Дополнительное образование и воспитание. № 4, 2008.



Приложение

Приложение 1.

Презентация «Серия занятий по декоративно-прикладному искусству с применением природного и бросового материалов»


Приложение 2.

Темы занятий:



  1. Поделки из природного материала . «Венок из одуванчиков»


Цели занятия:

Научить плести венок из живых цветов и трав

Развивать творческие способности учащихся.

Учить детей понимать и любить природу, Воспитывать чувства эстетического наслаждения при просмотре или прослушивании произведений искусства.

Задачи:

Сплести венок из одуванчиков

Оборудование занятия:

Живые цветы , нитки

План занятия:

1. Сбор природного материала

2. Демонстрация презентации

3.. Индивидуальная работа учащихся.

4. Анализ выполненных работ.


Сегодня мы будем делать венок из цветов и листьев .

Его можно как украшение носить на голове,

а можно сплести целую гирлянду для оформления дома или беседки Для того чтобы сделать венок, нам понадобятся одуванчики и по желанию нитки…..



  1. Поделки из природного материала . Аппликация из листьев


Цели занятия:

Развивать творческие способности учащихся.

Учить детей понимать и любить природу, Воспитывать чувства эстетического наслаждения при просмотре или прослушивании произведений искусства.

Задачи:

Сделать декоративную композицию при помощи листьев и др. природного материала

Оборудование занятия:

Живые цветы , различные листочки, стебельки, семена, клей

План занятия:

1. Сбор природного материала

2. Демонстрация презентации

3.. Индивидуальная работа учащихся.

4. Анализ выполненных работ.

Отправьтесь вместе в лес на прогулку и поищите листья для работы.

Можно использовать самые различные листочки, стебельки, семена,. Используйте бумагу и клей, а также ваше воображение, чтобы создать аппликации из листьев. Недостающие детали изображений можно дорисовать цветными карандашами или фломастерами.



  1. Поделки из природного материала. Отпечатки



Цели занятия:

Научить создавать декоративную композицию

Задачи:

Сделать декоративную композицию при помощи отпечатков листьев и др. природного материала

Оборудование занятия:

Живые цветы , различные листочки, стебельки, семена, краски кисти , клей

План занятия:

1. Сбор природного материала

2. Демонстрация презентации

3.. Индивидуальная работа учащихся.

4. Анализ выполненных работ.

Можно покрасить листья краской и сделать отпечатки на бумаге.







  1. Поделки из природного материала. Фигурки из овощей и фруктов



Цели занятия:

Фигурки из овощей и фруктов


Задачи:

Сделать фигурки из различных овощей и др. природного материала

Оборудование занятия:

Картофель, морковь, спички др. овощи

План занятия:

1. Сбор природного материала

2. Демонстрация презентации

3.. Индивидуальная работа учащихся.

4. Анализ выполненных работ.




  1. Поделки из природного материала . Роспись камней «Клубничка»



Цели занятия:

Ягодки из камней


Задачи:

выполнить Роспись камней «Клубничка»

Оборудование занятия:

Камни

Инструменты , которые мы будем использовать для работы: клей краски кисти, другие материалы


План занятия:

1. Сбор природного материала

2. Демонстрация презентации

3.. Индивидуальная работа учащихся.

4. Анализ выполненных работ.





  1. Поделки из природного материала. « Лесовики из шишек »


Цели занятия

Изготовление фигурки из шишек

Задачи:

Сделать фигурки из шишек и др. природного материала

Оборудование занятия:

шишки, желуди, каштаны, веточки, орехи, перышки и др

Инструменты , которые мы будем использовать для работы: шило, клей, термопистолет , ножницы , другие материалы


План занятия:

1. Сбор природного материала

2. Демонстрация презентации

3.. Индивидуальная работа учащихся.

4. Анализ выполненных работ.





7. Поделки из бросового материала «Тигрята»





8. Поделки из бросового материала «Рыбки»







Приложение 3.

Дидактический материал


17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Моисеенко Надежда Геннадиевна

Дата: 19.05.2015

Номер свидетельства: 213282


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства