kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синдром эмоционального выгорания. Причины. Методы саморегуляции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для большинства современных людей профессиональные успехи имеют огромное значение и занимают одну из почетных ведущих строчек в рейтинге жизненных приоритетов. Серьезным препятствием на пути к успешной карьере может стать "профессиональное выгорание". Давайте попробуем разобраться в том, что же это такое профессиональное выгорание. В последние годы в ряде развитых стран, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синдром эмоционального выгорания. Причины. Методы саморегуляции»

Педагогический совет

Тема «Синдром эмоционального выгорания. Причины. Методы саморегуляции»

1. педагоги собираются в актовом зале, перед входом стоит три коробочки, в которых лежат три вида смайликов (веселые, равнодушные, грустные; педагоги берут смайлики, которые отражают их настроение перед педсоветом и крепят на доску)

2. в начале педсовета звучит музыка для релаксации «звуки природы» и показ слайдов

(слайд № 1 название темы)

Маруха О.В. Тема сегодняшнего педагогического совета «Профессиональное выгорание» педагога и его профилактика»

(слайд № 2 цель и задачи)

Цель: дать представление о проблеме эмоционального выгорания и о методах его преодоления

Задачи:

  • показать актуальность проблемы эмоционального выгорания педагогов;

  • раскрыть сущность понятия «эмоционального выгорания»;

  • сформировать представление о причинах возникновения синдрома эмоционального выгорания (СЭВ);

  • рассказать о симптомах синдрома эмоционального выгорания(СЭВ);

  • ознакомить с методами профилактики синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).

Для большинства современных людей профессиональные успехи имеют огромное значение и занимают одну из почетных ведущих строчек в рейтинге жизненных приоритетов.

Серьезным препятствием на пути к успешной карьере может стать "профессиональное выгорание".

Давайте попробуем разобраться в том, что же это такое профессиональное выгорание.

В последние годы в ряде развитых стран, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников.

(Слайд № 3 понятия)

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.

Психологи ряда стран выделили группу риска, т.е тех людей, которые наиболее подвержены эмоциональному выгоранию


Первая группа
Сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться
с различными людьми, знакомыми и незнакомыми.
Это:
- руководители;
- медицинские работники;
- социальные работники;
- социальные педагоги и т.п.

Вторая группа
Особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, ндивидуально-психологические особенности, которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избыток жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт.

Третья группа
Люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой.


Четвертая группа

Это - женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей.


Пятая группа
Работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места.

Слайд № 4 - 6 стадии

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно.

Он проходит три стадии:
Первая стадия — на уровне выполнения функций произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом».

Приглушение эмоций, исчезает острота чувств и сладость переживаний.  Другими словами – эмоциональное истощение. Вроде  бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе. Приглушены чувства к семье. Даже любимая пища стала грубой и пресной.

В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет.

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, больных, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Люди  начинают раздражать, в кругу своих коллег начавший "выгорать" профессионал с пренебрежением, а то  и с издевкой рассказывает о своих воспитанниках, об их родителях.  Далее он начинает  чувствовать неприязнь к ним. И если на первых порах он легко сдерживает свою неприязнь, то затем ему скрывать свое раздражение удается  с трудом, и, наконец, следует выплеск озлобленности. Жертвой становится ни в чем не повинный человек, который ждал от профессионала помощи и человечности. Причем "выгорающий" специалист сам не понимает причины поднимающегося в нем раздражения.

Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Специалист по привычке может сохранять и апломб, и респектабельность, но если приглядеться к нему, то станут   заметны "пустой взгляд" и "ледяное сердце". Само присутствие  другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты.

Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие чувства, мысли, действия. (цветок)

Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным

Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве

Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Если говорить о причинах возникновения синдрома выгорания, то они определяются внутренними и внешними факторами.

К внутренним причинам можно отнести неудовлетворенность своим статусом, «болезненный» трудоголизм, высокая мотивация успеха вплоть до перфекционизма, эмоциональная закрытость.

Во внешних факторах ученные выделяют три момента:

  • неэффективный стиль руководства

  • работа в условиях временного дефицита.

  • отсутствие сплоченного социального окружения.

Но нельзя не учитывать и влияние социально-культурных факторов. Как говорят различные исследования, уровень эмоционального выгорания у людей, работающих в коммуникативных профессиях, всегда повышается в ситуациях социально-экономической нестабильности. Действительно, современные условия выступают как депрессогенные факторы за счет наличия в них негативного программирования.

Также необходимо иметь в виду, что в течение своей педагогической деятельности каждый педагог переживает кризисы в профессиональном становлении, находясь, длительное время в эмоциональном выгорании:



Слайд № 7 кризисы

Кризис 1-го года

Кризис 5-7 лет

Кризис 12-15 лет

Молодой специалист находится во власти юношеского максимализма, уверен, что он уж точно будет «совершенным» педагогом, но студенческие ожидания не всегда оправдываются в детском учреждении.

Начинающий педагог  пока не знаком с ценностями, правилами нового коллектива. Планы, программы, конспекты, журналы, сомнения отнимают массу эмоциональной энергии. Для некоторых первый год в образовательных учреждениях становится и последним.

Возникает у ищущих педагогов, перешагнувших первую пятилетку, добившихся результатов в деятельности. Они принимаемы пед.коллективом и администрацией. Внутренний «педагог» постепенно занимает в человеке слишком много места,  тем временем вытесняя и  внутреннюю маму, и  внутреннюю жену и т.п. Все виды работ выполняются на «ура!», а педагог чувствует себя как «загнанная лошадь». Педагогические  успехи не вызывают былой радости. Даже мысль о контакте с коллегами, может вызывать плохое настроение, бессонницу, чувство страха. Педагог в «тупике».

Чаще всего синдром эмоционального выгорания развивается к 40 годам — пику биологического состояния здоровья. Дети выросли, можно полноценно заняться карьерой, но желания нет.  Учитель с содроганием думает, что завтра надо идти на работу.  Все инновации,  правила, бумаги вызывают протест, раздражение, агрессию. Педагогическая самооценка занижена. Панический страх перед аттестацией, и  как следствие систематическое подтверждение второй квалификационной категории. Педагогу хочется остаться незамеченным, тенью прийти и уйти из учреждения. Человек не выдерживает длительного общения, возникает  «аллергия на людей».

Пути выхода из профессионального кризиса следует искать в сфере профессионального самосознания педагога, а способом преодоления подобного кризиса может являться переход на новый уровень осуществления педагогом.

Симптомы профессионального выгорания сотрудников

Первая группа:


Психофизические симптомы:

  • -Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

  • -ощущение эмоционального и физического истощения;

  • -снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды;

  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);

  • -частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

  • -резкая потеря или резкое увеличение веса;

  • -полная или частичная бессонница;

  • -постоянное заторможенное, сонливое состояние  и желание спать в течение всего дня;

  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;


-заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Вторая группа:

Социально-психологические симптомы:

  • -Безразличие, скука, пассивность и депрессия;

  • -повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

  • -частые нервные срывы;

  • -постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

  • -чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности;

  • -чувство гиперответственности и постоянное чувство страха;

  • -общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.


Третья группа:

Поведенческие симптомы:

  • -Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;

  • -сотрудник заметно меняет свой рабочий режим;

  • -постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

  • -руководитель затрудняется в принятии решений;

  • -чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

  • -дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

  • -злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.



Основными методами борьбы с возникшим кризисом являются:

- активизация профессиональных усилий и установление «верхней планки» своих возможностей;

- корректировка мотивов труда: поиск смысла труда, смысла работы в данной организации.

- повышение квалификации;

- ориентация на карьерный рост, необходимо показывать, что ты стремишься стать лучше, чем есть сейчас;

- переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство).

Нежелательным выходом является смена работы, уход в хобби, семью, быт.

Многие институты у нас в стране и за рубежом занимаются проблемой сохранения психического здоровья в профессиональной деятельности. Было выявлено, что проявление синдрома эмоционального сгорания, чаще диагностируется у представителей «помогающих» профессий, таких, как социальные работники, учителя, в основном это специалисты, занимающих опекунскую позицию по отношению к людям.

«Выгорание» связано с использованием неконструктивных моделей поведения в проблемных или профессионально трудных ситуациях. «Выгоранию» способствует пассивное поведение (чрезмерная осторожность, постоянное откладывание решений на «потом») или стратегии ухода (избегания) от поиска решения проблем, агрессивные или асоциальные стратегии. «Неудачное» поведение активизирует психологическую защиту и не способствует развитию личности.

Лица, умеющие использовать конструктивные модели поведения (проблемно-ориентированные, просоциальные – направленные на расширение и углубление социальных контактов, дипломатичные и уверенные действия, подвержены наименьшему риску «выгорания».



Жигулина М.Н. За рубежом описаны различные методы и способы предотвращения указанного синдрома. Опыт работы показывает, что эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения «симптома профессионального выгорания» является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности. 

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

  • эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

  • эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

  • эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.

Рассмотрим сначала естественные способы регуляции организма.

Наиболее распространенны следующие естественные приемы регуляции организма:

– смех, улыбка, юмор;

– размышления о хорошем, приятном;

– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

– наблюдение за пейзажем за окном;

– рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

– чтение стихов;

– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Сюда же можно отнести: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.

К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

В такие моменты можно использовать следующие способы.

  1. Упражнение «Поза Наполеона»

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарии для ведущего.

Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать. Также это упражнение может использоваться для сплочения группы.



(слайд «Цветные карандаши»)

  1. Упражнение «Рисование вдвоем». (2 человека)

На двоих участников – один лист бумаги и один карандаш.

Инструкция: «Держа карандаш вдвоем, молча за 5 минут нужно создать совместное произведение. Под рисунком написать название и поставить подписи».

Вопросы для рефлексии:

- Является ли картина совместным произведением?

- Учитывались ли желания, понимали ли вы друг друга?

- Кто был инициатором сюжета? Кто был ведомым, а кто – ведущим?

- Была ли «борьба за власть»?

- Какую позицию вы чаще занимаете в жизни?

(слайд «Улыбка»)

  1. Упражнение “Улыбка”

Инструкция: Закройте глаза и посидите несколько минут, ни о чем не думая. При этом на вашем лице обязательно, но должна быть улыбка.

Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось.

Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче.

  1. Упражнение “Маска гнева” (1 человек)

Алгоритм релаксации мышц может быть следующим.

Инструкция: Сидя или стоя. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.

(слайд «На дыхание»)

  1. Упражнение «Передышка».

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания — один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.



  1. Презентация «Дельфинотерапия»

(слайд «Звуковая гимнастика»)

  1. «Звуковая гимнастика». (1 человек)

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела. Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Пропеваем следующие звуки:

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.


(слайд «Похвалилки»)



  1. Упражнение “Похвалилки” (1 человек)

Инструкция: Гладя себя по затылку левой, а затем правой рукой, повторять: “Меня замечают, любят и высоко ценят”. Поворачивая голову вправо-влево, повторять: “Все идет хорошо”. Приподнимаясь на носочках, поднимая руки как можно выше, повторять:

“В моей жизни случается только хорошее”

  1. Упражнение «Ловец блага» (2 человека)

(звучит тихая инструментальная музыка)

Инструкция.

Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:

1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.

2. Вы опоздали на автобус.

3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.

Комментарии для ведущего.

Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага»

  1. Четки, ваза с камешками, маятник …



Заканчивая нашу сегодняшнюю встречу хочется дать несколько психологических советов как же все-таки не сгореть на работе:

1. Эмоциональное общение

Когда педагог  анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается, или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы педагоги в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы

2 Использование "тайм-аутов"

Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо "убежать" от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3 Овладение умениями и навыками саморегуляции

положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию".

4 Профессиональное развитие и самосовершенствование 

Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с различным  опытом работы,  где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.

5 Избегание ненужной конкуренции

В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком уж большое стремление к победе на работе создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.

6. Определение краткосрочных и долгосрочных целей

Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания.

7. Поддержание хорошей спортивной формы

Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь.  Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.

8. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

9. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

Конечно, эти немудреные советы – всего лишь правила первой помощи. Но вспомним, сколько трагедий случается из-за незнания элементарных приемов оказания этой самой первой помощи себе, любимому, и окружающим!..

(слайд «Дай, господи, нам силы….»)

Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение – принять то, что я не могу изменить, и ум – отличить одно от другого».

(раздаем методический материал)

На этом наш педагогический совет считаем законченным. Мы предлагаем следующее решение педагогического совета:

  1. Улучшить техническую базу всех групп, установив в каждой компьютер.

  2. Создать электронную базу способов саморегуляции для профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов. Использовать ее в работе.

  3. Активизировать работу по повышению значимости и престижности труда педагогов в детском доме через:

* систему мероприятий, стимулирующих творческую деятельность педагогов;

* использование системы поощрений;

* обеспечение благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

  1. Открыть в детском доме сенсорную комнату.



Презентация «Удачного дня!»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Синдром эмоционального выгорания. Причины. Методы саморегуляции

Автор: Маруха Оксана Викторовна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311488

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Статья на тему: «ГИБКИЕ НАВЫКИ» КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ"
    ["seo_title"] => string(80) "statia_na_temu_gibkie_navyki_kak_uslovie_profilaktiki_sindroma_professionalnogo_"
    ["file_id"] => string(6) "652647"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1718181060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства