Система формирование фонетико-фонематического восприятие у детей с отклонениями в умственном развитии.
Система формирование фонетико-фонематического восприятие у детей с отклонениями в умственном развитии.
Формирование правильного звукопроизношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система формирование фонетико-фонематического восприятие у детей с отклонениями в умственном развитии. »
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат№2 VIII вида»
Н. В. Кандакова, учитель-дефектолог
Р. Н. Ламова, учитель-логопед
Система формирование фонетико-фонематического восприятие у детей с отклонениями в умственном развитии.
Фонематический слух, речевой слух, фонематическое восприятие – разные термины, используемые в современной педагогической, психологической и методической литературе для обозначения фонематического слуха.
Термин речевой слух обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки, обеспечивающую понимание слов и их значений. Без речевого слуха общение не возможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением чтению и письму механизм речевого слуха изменяется, т.к. формируется умение звуко-буквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразовании. Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на слух и говорение, фонематический анализ и синтез. Термин речевой слух употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом. В норме у детей уже к 4 годам должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
Формирование правильного звукопроизношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности,
благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличие первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Г.М.Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.
Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.
Нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Р.М.Боскис отводят большую роль формированию фонематического восприятия, которое положительно влияет на формирование фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.
При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставок в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.
У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие уровни недоразвития фонематического восприятия:
1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.
2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное воздействие – важнейший механизм развития произношения.
Характер нарушения произношения у детей указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе предметных картинок на заданный звук. Несформированность фонематического восприятия выражается:
- в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
- в неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
- в затруднениях при анализе звукового состава речи.
Наблюдается общая смазанность речи, нечеткая дикция, задержка в формировании словаря и грамматического строя речи.
Этапы формирования фонематического восприятия: узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов; различение слов, близких по своему звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем; развитие навыков звукового анализа.
На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно у них развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
На первых занятиях детям предлагается послушать звуки за окном и ответить на вопросы: Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Какие звуки доносятся из коридора, из соседнего класса?
На втором этапе занятий учу детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.
Например, показываю изображенных на картинке трех медведей (большого, среднего и маленького), рассказываю сокращенный вариант сказки про трех медведей и по ходу рассказа произношу реплики и соответствующие звуки очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети отгадывают и показывают, какой из медведей мог так сказать. Или показываю учащимся картинки с изображением домашних животных и их детенышей и произношу звукоподражание то низким, то высоким голосом, а дети, ориентируясь на звукоподражание и высоту голоса, должны показать соответствующую картинку.
На занятиях третьего этапа учащиеся учатся различать слова близкие по звуковому составу.
Провожу такую игру. На наборном полотне размещаю картинки, названия которых очень близки по звучанию. Например, лак, рак, бак, мак, сок, дом, лом, коза, коса, лужи, лыжи, лук, сук, жук и т.д. Затем в определенной последовательности произношу 3 – 4 слова, а ребенок, отобрав соответствующие картинки, должен расставить их в заданной последовательности.
На четвертом этапе учу различать слоги.
Произношу слоговой ряд: на – на – на – Па, дети должны определить, какой слог лишний. Затем усложняю слоговые ряды: на – Но – на; ка – ка – Го – ка; па – Ба – па – па; и т.д.
На пятом этапе даю задания с использованием буквы.
- Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.
- Повторить вслед за логопедом слова с заданным звуком, показать соответствующую букву.
- Выделить из предложения слово, включающее данный звук и показать соответствующую букву.
Задачей шестого этапа занятий является выработка у детей навыков звукового анализа. Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова.
Логопедическая работа проводится в следующей последовательности:
определение наличия звука в слове.
Вычленение звука в начале, в конце слова. Определить первый и последний звук в слове.
Определение последовательности, количества и место звуков по отношению к другим звукам.
Вычленение первого ударного гласного звука из слова
Определить первый звук в словах: Аня, ослик, утка, азбука, улитка, астра, окна.
Найти букву, соответствующую первому звуку в слове.
Подобрать слова, которые начинаются на гласный звук: «А», «У», «О», «И».
Отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные.
К картинкам подобрать букву, соответствующую первому звуку слова.
Вычленение первого согласного из слова
Подобрать названия овощей, фруктов, животных, птиц и т.д., которые начинаются с заданного звука.
Выбрать только те картинки, которые начинаются с заданного звука.
По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука.
Лото «Необычные цветы»
Отгадать загадку, назвать первый звук в слове.
Игра «Найди картинку». Ребенку предлагается две карточки: на одной нарисован предмет, другая пустая. Предлагаю определить первый звук в названии предмета, найти соответствующую букву и положить ее между карточками. Затем выбрать среди других карточек ту, которая начинается с этого же звука, и положить на пустую карточку.
Примерные задания по выделению звука «Р» на фоне слова
Поднять руку или карточку с буквой Р, если в слове есть звук «Р»
Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук «Р».
По сюжетной картинке назвать слова со звуком «Р».
Придумать слова со звуком «Р».
Назвать игрушки, в названии которых есть звук «Р».
Добавить слог со звуком «Р», чтобы получилось слово.
Дополнить предложение словами, в которых есть звук «Р», с опорой на картинки.
Игра «Собери цветок».
Художественно – речевое развитие детей
(формирование словаря и связного
высказывания детей на материале сказок)
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с речевыми нарушениями обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой стороны речи. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, сказок. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею дети впитывают укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. На примере только одной русской народной сказки можно проследить:
- как активизируется словарь детей по лексическим темам «Посуда», «Мебель», «Дикие животные»;
- отрабатываются грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы существительных);
- как можно подобрать синонимические и антонимические ряды, однокоренные слова;
- обучить использованию предлогов на, над, в, от;
- обучить использованию в речи описательных рассказов.
Предварительная работа:
- чтение русской народной сказки «Три медведя»;
- разучивание детьми загадок;
- подготовка рассказов – описаний.
Детям можно предложить побывать в сказочном лесу, изобразить движения и повадки животных, которых можно там встретить (волка, лису, зайца, медведя), найти короб с письмом, в котором написано, что злой волшебник проник в лес и перепутал все сказки и всех сказочных героев. Чтобы помочь сказочным героям, необходимо справиться с заданиями.
Задание 8. Игра – «Подбери слова-родственники» к словам «лес» и «медведь».
Медведь, медведица, медвежонок, медвежий.
Лес, лесок, лесочек, лесной, лесник.
Задание 9. Составление рассказов – описаний.
Медведь
Медведь – дикое животное. Он обитает в лесу, спит зимой в берлоге. У него есть голова, туловище, 4 лапы, хвост, на лапах когти. На голове есть уши, глаза, нос, пасть. Медведь любит малину, мед. Детеныша зовут медвежонок. Медведь рычит.
Кровать
Кровать – это мебель. У кровати есть место для лежания, спинки, ножки. Кровати делают из дерева. Кровать нужна, чтобы спать.
Ложка
Ложка – это посуда. С ее помощью едят первые блюда. Ложки делают из металла. Они бывают столовые, десертные, чайные и кофейные.
Задание 10. Отгадывание загадок.
- Какие загадки вы знаете о тех предметах, которые встречаются в сказке «Три медведя»?
Если я пустой бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)
М в нее щи и бульон наливаем,
Моем ее и вновь наполняем.
Если бы ей улететь довелось,
Трудно бы нам без нее бы пришлось. (Тарелка)
Это комната для сна,
В ней обычно тишина.
В уголке кровать стоит,
Рядом с ней ночник висит. (Спальня)
Если ты захочешь спать,
В спальне ждет тебя …..(кровать).
Бабушка пирог печет,
Запах в комнату идет,
От игрушек отвлекает
И работать мне мешает. (Кухня)
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на……(стуле)
Кто в берлогу спать ложится,
Волк, медведь или лисица? (Медведь)
С пирогами чай попьем
За обеденным …..(столом).
Мена узнайте, кто же я?
И создана я для питья,
За ручку все меня берут
Из меня чай, кофе пьют. (Чашка)
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешками,
Петю – сыроежками,
Катеньку – малинкой,
Петю – хворостинкой. (Лес)
Задание 11. Игра «У медведей в горнице» (по сюжетной картинке)
Какие герои изображены на картинке? Что стоит на столе? Что лежит на кровати? Что висит над кроватью? Что нарисовано справа на картинке? Что нарисовано слева на картинке? Что висит на гвозде? Кто сидит в середине? Кто сидит слева от Настасьи Петровны?
Задание 12. Игра «Помоги Маше починить стул»
- Возьмите то, что поможет Маше починить стул. (Молоток, зубная щетка, гвозди, нож, вилка, карандаш, ручка).
Задание 13. Ответить на вопросы по сказке.
- Куда пошла девочка? Зачем?
- Была ли она трудолюбива?
- Куда попала девочка?
- Как она себя там вела?
- Как отнеслись к ее поведению медведи?
- Испугалась ли девочка медведей?
- Правильно ли девочка себя вела?
Задание 14. Знакомство с пословицей.
Доброму гостю и хозяин рад.
Итог.
- Где побывали, о какой сказке беседовали? Как нужно вести себя в незнакомом доме или в гостях?
Если ребенок не говорит
Сложное (многоуровневое) строение речи и речевой деятельности обусловливает разнообразие их нарушений. А они, являясь нарушением, прежде всего социальной функции, ограничивают возможности адаптации ребенка, отражаются на его общем развитии, на формировании психической деятельности, ухудшают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения и т.д.
Проявления речевых нарушений
Нарушение звукопроизношения (неправильное артикулирование звуков, их пропуски, перестановки).
Нарушение слоговой структуры слов.
Бедный словарный запас, непонимание значений слов и т.д.
Нарушение связного высказывания (развертывание высказывания, планирование, прогнозирования и т.д.)
Мелодико-интонационные недостатки (отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, выразительных средств устной речи).
Темпо-ритмическая недостаточность (ускоренный или наоборот, замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки речи, скандирование звуков, слогов, слов и т.д.)
Бедность выразительных средств устной речи.
Сложности в межличностном общении.
Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении как способности говорить, так и понимать изолированно и в различных комбинациях.
Причины речевых нарушений
Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу. Они воздействуют на ребенка – непосредственно или опосредованно – на всем протяжении его развития: в период беременности матери, в младенчестве, раннем, младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. Являясь следствием самых разных причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования.
Органические нарушения связаны с поражением центральной или периферической частей речевого аппарата:
Недостаточной степенью зрелостью коры головного мозга;
Отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.
Причины этих нарушений (генетика, травмы, интоксикации, сосудистые заболевания и т.д.) воздействуют, изменяют сам ход речевого развития.
Как правило, органические нарушения закладываются в период внутриутробного развития, младенческом возрасте, раннем детстве. Возможно их проявление и в более поздние сроки. В зависимости от того, на что воздействует поврежденный фактор, выделяют речевые нарушения центрального характера и периферического.
Функциональные нарушения возникают в результате разных социальных причин: соматической ослабленности, педагогической запущенности, воздействия стрессов и психических заболеваний, социальной и эмоциональной депривации (как следствие недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов с взрослыми, особенно с близкими людьми и, прежде всего с матерью).