kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система работы школы с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы проведения родительских собраний в среднем звене просто необходимо искать новые, т.к у родителей пропадает интерес к новизне обучения и воспитания. Родители считают, что основные навыки обучения у детей сформированы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система работы школы с родителями»


Система работы с родителями

Актуальность темы: комментарии родителей

•         Устарела форма общения школы и семьи - все родительские собрания, как правило, представляют собой монолог педагога, в котором он рассказывает об успехах или неудачах учащихся. Хотелось бы изменить такое положение так, чтобы родители не просто выступали в роли пассивных слушателей, а проявляли активность, делились опытом воспитания, давали советы, строили общение

•         Формы проведения родительских собраний в среднем звене просто необходимо искать новые, т.к у родителей пропадает интерес к новизне обучения и воспитания. Родители считают. что основные навыки обучения у детей сформированы. Обязателен родительский лекторий в соответствии с возрастными особенностями

 

•         Очень часто родители не хотят посещать родительские собрания. По опросу родителей было выявлено, что многие не хотят ходить из-за страха, боязни и стыда, так как ребёнок плохо учится, может нарушать дисциплину; другие родители думают, что если ребёнок учится хорошо и в его адрес нет никаких замечаний, то нет смысла вообще появляться в школе, а некоторые имеют обиды. Многие родители не могут прийти из-за своей работы.
Для того чтобы хоть как-то наладить работу с родителями, рекомендую создавать не обвинительную атмосферу, а доверительную

•         Почему родители не ходят на родительские собрания? Одни не хотят слушать постоянные упреки учителей и классных руководителей, краснеть перед другими родителями, другие, вероятно, потеряли веру в возможность перевоспитать своих детей, третьи не видят в собраниях никакой пользы. Обычно родительские собрания - это наезды на учеников, родителей, и на учителей. У собрания должна быть тема, при чем классный руководитель должен донести до родителей важную информацию и провести диалог с родителями. .На собраниях должен быть позитив.. Хвалите детей больше, показывайте их достижения перед родителями

Психолого-педагогическая диагностика в работе с семьёй

На мой взгляд, добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учеников, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ученик.

    Ведь семья – это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:

•         социально-культурный (зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества);

•         социально-экономический (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе);

•         технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни);

•         демографический (определяется структурой семьи).

 

Задачи семейного воспитания:

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:

•         гармоническое развитие ребенка;

•         забота о здоровье детей;

•         помощь в учении;

•         трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

•         помощь в социализации личности и ее самореализации;

•         формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

•         забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

•         развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

•         подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

•         половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

 

Семейные проблемы:

Таким образом, семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.

      Так должно быть, если семья в полной мере выполняет свои функции. Однако современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению семьи и повышению ее значимости в воспитании детей.

      С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем:

       1. Усиление расслоения общества (по уровню материального достатка и социальному статусу);

       2. Рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей;

       3. Увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель;

       4. Разрушение системы «родители-ребенок»,  усиливающее взаимное             отчуждение детей и родителей;

       5. Мощное агрессивное воздействие СМИ и глобальной сети ИНТЕРНЕТ.

 

 

Воспитательные функции:

 

Все это приводит к тому, что семья не всегда  может в полной мере или не хочет выполнять свои основные воспитательные функции:

•         способствование успешной социализации и самореализации ребенка в современном обществе;

•         обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка;

•         обеспечение защиты прав, жизни, здоровья и личной безопасности

 

Функции взаимодействия  школы и семьи:

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности школьника.

        Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в УВП, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

     К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:

•         информационная;

•         воспитательно-развивающая;

•         формирующая;

•         охранно-оздоровительная;

•         контролирующая;

•         бытовая

Задачи взаимодействия:

•         формирование активной педагогической позиции родителей;

•         вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

•         активное участие родителей в воспитании детей

Методы диагностики:

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью ученика, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи.

    При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:

•         наблюдение;

•         беседу;

•         тестирование;

•         анкетирование;

•         деловые игры;

•         материалы детского творчества и творчества родителей

 

Психолого-педагогическая диагностика
в работе классного руководителя с семьей

Изучение семьи дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления такта в общении и уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила:

•         Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

•         Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным.

•         Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе.

•         Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении

 

Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь такой
диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы:

•         Что я хочу получить в результате диагностики?

•         Как я буду работать с полученным материалом?

•         Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

Виды диагностики:

В зависимости от решаемых педагогом задач выделяют 3 вида диагностики:

•         предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы …);

•         оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся);

•         итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы).

     В настоящее время существует множество опубликованных диагностических методик для педагогов, учащихся, родителей. Как же сориентироваться в этом потоке? Как выбрать нужное?

 

Принципы:

•         На мой взгляд, необходимо отбирать диагностический инструментарий, основываясь на следующих принципах:

•         гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе);

•         валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям);

•         точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества);

•         надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях);

•         корректность (определяется качеством диагностического материала).

В зависимости от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):

1 блок.
Изучение и сопровождение семьи
(предварительная и оперативная диагностика)

 

Необходимая информация

Методы и методики

     Социально-демографическая характеристика семьи:

·социально-демографический портрет семьи;·организация и принципы семейного воспитания;взаимоотношения родителей со школой. Анкеты и тесты для родителей.

     Сочинения и рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»…).
Описание учащимися своего генеалогического древа.
Сочинения родителей.
Педагогические консилиумы.
Посещение семьи.
Психолого-педагогическое консультирование (беседы).
Методика незаконченных предложений.

 

 

2 блок   
Привлечение родителей к сотрудничеству со школой 
(предварительная диагностика)

 

Информационные запросы родителей; ориентация родителей в сфере образования, наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей

Анкеты для родителей.
Беседы с родителями.
Дискуссионные собрания.
Проведение «круглых столов».

 

 

3 блок 
Информационно-просветительская работа с родителями
(предварительная и оперативная диагностика)

 

      Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания.

     Анкетирование и тестирование родителей.
Наблюдение.
Беседы с родителями.
Обсуждение педагогических ситуаций.
Деловые и сюжетно-ролевые игры.
Психолого-педагогическое консультирование.
Тренинги, практикумы…

 

 

4 блок  
Внутришкольный мониторинг
 (итоговая диагностика)

 

    Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы

     Наблюдение.
Анкеты для родителей.
Методика незаконченных предложений.
Беседы с родителями.
«Круглые столы»…

 

 

Предварительная диагностика
Анкета «Знакомство с родителями.
Заочное знакомство с ребенком»

 

1 вариант

•         Каково ваше первое впечатление о школе и педагогическом коллективе, где предстоит учиться вашему ребенку?

•         Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?

•         Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?

•         Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

•         Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

•         Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

                                                   2 вариант

•         С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время?

•         С кем из взрослых в семье ваш ребенок бывает более всего откровенен?

•         Как ваш ребенок реагирует на похвалу?

•         Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют лучше, какие хуже?

•         Как ваш ребенок реагирует на порицание?

•         Какие формы порицания оказываются наиболее действенными?

•         Есть ли у ребенка постоянные обязанности по дому? Какие?

•         С кем дружит ваш ребенок?

•         Как часто в доме бывают друзья вашего ребенка?

•         Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?

•         К каким видам деятельности ваш ребенок проявляет наибольшую склонность?

Оперативная диагностика
Методика незаконченных предложений
для объективной диагностики взаимоотношений 
(предупреждения или предотвращения развития конфликтных ситуаций)

Для учащихся:

•         - Школа для меня – это …
- Класс, в котором я учусь – это …
- Учителя для меня – это люди, которые …
- Мои одноклассники – это …
- Уроки для меня – это …
- Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это …
- Предметы, которые мне нравятся, - это …
- Предметы, которые мне не нравятся, - это …

Для родителей:

•         - Школа, в которой учится мой ребенок, – это …
- Класс, в котором учится мой ребенок – это …
- Одноклассники моего ребенка – это …
- Уроки для моего ребенка – это …
- Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это …
- Предметы, которые нравятся моему ребенку, - это …
- Предметы, которые мне не нравятся моему ребенку, - это …

Анкета на выявление уровня заинтересованности
                     родителей учебой ребенка
                                   (тест)

1. Сколько учебных предметов у вашего ребенка в этом учебном году?
а) 8 б) 10 в) 12 г) ____

2. Сколько родительских собраний вы посетили в этом учебном году?
а) все или пропустил(а) одно;
б) пропустил (а) два;
в) не посетил(а) ни одного по различным причинам

3. Сколько преподавателей, работающих в классе, вы знаете?
а) всех; б) некоторых; в) только классного руководителя

4. Сколько раз в этом году вы просматривали тетради и учебники ребенка?
а) систематически б) периодически в) ни разу

5. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по каким-то предметам и вы не способны ему помочь, что вы предпримете?
а) обращусь за помощью к учителям и другим людям;
б) пойду к директору школы;
в) заставлю ребенка серьезнее учить трудные для него предметы.

6. Как вы поступаете, когда к вам приходят друзья ребенка, чтобы позаниматься вместе?
а) принимаю их и помогаю в занятиях, если нужно, создаю условия для
занятий;
б) я их принимаю, несмотря на то, что мне это мешает;
в) предпочитаю, чтобы мой ребенок занимался один.

 

 

•         Ключ для обработки результатов:

•         Подсчитайте, под каким пунктом чаще всего совпадают ваши ответы:

•         А) 4-6 ответов. Вы не разделяете мнения о том, что ваш ребенок уже большой и может быть предоставлен самому себе. Вы прекрасно понимаете, что в любом возрасте на его пути встречается много трудностей, и он нуждается в вашей помощи не только в учебе, но и во всем остальном.

•         Б) 4-6 ответов. Вас не очень волнуют вопросы учебы вашего ребенка. Однако помните, что неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации во всей остальной деятельности ребенка.

•         В) 4-6 ответов. Помните, что первый человек, кто должен прийти на помощь в вопросах учебы – это вы и остальные взрослые члены семьи. Постарайтесь все сделать так, чтобы на все вопросы вы смогли бы чистосердечно и уверенно дать ответы под буквой А.

 

Итоговая диагностика
Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения

•         Критерий оценки:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен

•         Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
4 3 2 1 0

•         В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
4 3 2 1 0

•         Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.
4 3 2 1 0

•         Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией школы.
4 3 2 1 0

•         Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с педагогами школы.
4 3 2 1 0

•         Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с классным руководителем.
4 3 2 1 0

•         Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.
4 3 2 1 0

•         Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.
4 3 2 1 0

•         В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
4 3 2 1 0

•         В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.
4 3 2 1 0

•         Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.
4 3 2 1 0

•         В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
4 3 2 1 0

•         Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
4 3 2 1 0

•         Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития творческих способностей нашего ребенка.
4 3 2 1 0

•         Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.
4 3 2 1 0

•         Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
4 3 2 1 0

Обработка результатов:

•         Удовлетворенность родителей работой учебного заведения определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

•         Если коэффициент равен 3 или более этого числа, Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности.

•         Если он равен или больше 2, но меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности.

•         Если же коэффициент меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

 

 

Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной.

                                              




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система работы школы с родителями

Автор: Авдеева Елена Александровна

Дата: 26.08.2016

Номер свидетельства: 340858

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Система работы школы по патриотическому воспитанию в современных  условиях."
    ["seo_title"] => string(83) "sistiema-raboty-shkoly-po-patriotichieskomu-vospitaniiu-v-sovriemiennykh-usloviiakh"
    ["file_id"] => string(6) "320617"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461096769"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Система работы школы по профилактике девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних "
    ["seo_title"] => string(111) "sistiema-raboty-shkoly-po-profilaktikie-dieviantnogho-i-dielinkvientnogho-poviedieniia-niesoviershiennolietnikh"
    ["file_id"] => string(6) "242970"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445594997"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Выступление на тему "Система работы школы по взаимодействию с родителями. Нормативно-правовая база""
    ["seo_title"] => string(80) "vystuplenie_na_temu_sistema_raboty_shkoly_po_vzaimodeistviiu_s_roditeliami_norma"
    ["file_id"] => string(6) "544572"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1585417212"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Методическая разработка "Работа с родителями как необходимое условие эффективной организации адаптационного периода первоклассников""
    ["seo_title"] => string(135) "mietodichieskaiarazrabotkarabotasroditieliamikaknieobkhodimoieusloviieeffiektivnoiorghanizatsiiadaptatsionnoghopieriodapiervoklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "317633"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460402926"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Система работы с родителями, как условие успешного взаимодействия семьи и школы. "
    ["seo_title"] => string(89) "sistiema-raboty-s-roditieliami-kak-usloviie-uspieshnogho-vzaimodieistviia-siem-i-i-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "215634"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432744038"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства