Система работы по духовно-нравственному воспитанию с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью в образовательном процессе.
Система работы по духовно-нравственному воспитанию с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью в образовательном процессе.
В работе представлен опыт по Духовно-нравственному воспитанию глухих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в образовательном процессе в системе работы классного руководителя
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система работы по духовно-нравственному воспитанию с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью в образовательном процессе.»
Система работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию с обучающимися, имеющими сложную структуру дефекта (ограниченные возможности слуха и интеллекта)
в образовательном процессе.
Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания всех категорий детей становятся все более актуальными, т.к. сейчас вокруг много жестокости, насилия, обмана, зла. Становится страшно, когда у подрастающего поколения не сформированы элементарные духовно-нравственные устои: добро, уважение, терпение, трудолюбие, совесть, взаимопомощь, культура поведения, патриотизм, гражданственность.
Целью реализации адаптированной основной общеобразовательной программы с данной категорией детей является формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности, овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания глухих учащихся с интеллектуальной недостаточностью является приобщение их к общечеловеческим ценностям и формирование у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Я работаю учителем в классах глухих детей с интеллектуальной недостаточностью в течение 16 лет. В этом учебном году я обучаю учащихся 5-го и 10-го классов, которые помимо нейросенсорной тугоухости и умственной отсталости имеют диагнозы: ДЦП, цефалгия сосудов головного мозга, невроподобный синдром, нарушения осанки, нарушения психики и др.
Обучение детей в этих классах не предполагает освоения цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Главная моя задача формировать у учащихся доступные им навыки коммуникации, социальной адаптации, которые подготовят их к жизни. Обязательной для меня является организация специального обучения и воспитания для реализации особых образовательных потребностей. Среда обучения и воспитания упрощается, максимально приспосабливается к дефекту ребенка и его жизненному опыту. Смыслом работы с данной категорией детей является расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.Социальная адаптация предполагает общение с людьми, умение правильно вести себя в обществе, вступать в беседу. В работе с детьми со сложной структурой дефекта духовно-нравственное воспитание проходит через все виды деятельности, поэтому задача духовно-нравственного воспитания и развития моих воспитанников является для меня приоритетной. Важно, чтобы дети овладели такими категориями как ответственность, честность, трудолюбие, добро, были терпимы друг к другу и окружающим.
Для более полного понимания вопроса духовно-нравственного воспитания я изучила образовательные технологии духовно-нравственного воспитания, обобщила свой опыт и поделилась им на заседаниях методического объединения и педагогических советах.
Школьники с ограниченными возможностями слуха и интеллекта запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. Зрительное восприятие замедленно, сужено, а восприятие на слух отсутствует. Затруднены процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии. Хотя учащиеся при определенной работе способны освоить понятный для них материал. Поэтому я стараюсь обеспечить развитие зрительного восприятия в единстве с формированием словесной речи и мышлением. Опираясь на сохранный зрительный анализатор и учитывая его особенности, разрабатываю презентации к урокам и внеклассным мероприятиям с большим количеством иллюстративного материала.
Именно поэтому в своей работе я часто использую такую форму работы, как экскурсия. Мой девиз: «То, что мои ученики не слышат, должны увидеть!» Перед экскурсией проводится большая предварительная работа: просмотр презентаций, изучение печатных материалов с адаптированными текстами, словарная работа, заучивание новых слов. Экскурсия позволяет познакомиться с окружающей жизнью в действительности, увидеть предметы, побывать в реальной обстановке, посмотреть условия жизни людей в разные исторические отрезки времени, условия и жизнь людей разных профессий и разного социально уровня, отрабатывать навыки культуры поведения. В процессе экскурсии ребята сталкиваются с необходимостью актуализировать имеющиеся знания и навыки, побуждается необходимость овладения новыми знаниями и умениями, желание вступить в диалог, потребность в реализации навыков культуры.
Поездки и экскурсии.
Нижне-Ивкино
Кировская область
Посещение церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В храме работает Отец Стефан. Он подарил ребятам крестики и иконки. Дети зажгли свечки и поставили их к иконе Николая Чудотворца. Отец Стефан рассказывал о Боге, о храме и научил ребят креститься.
Котельнич
Кировская область
Посетили Динопарк юрского периода, краеведческий музей, провели пешеходную экскурсию по улицам старинного города. Побывали умемориал в честь погибших блокадников, эвакуированных в период Великой Отечественной войны
Рябово
Кировская область
В селе Рябово 4 января 1850 г. поселился священник Михаил Васильевич Васнецов, служивший ранее в с. Лопьял Вятской губернии. Приехал он вместе с женой Аполлинарией Ивановной и двумя сыновьями – Николаем (1845) и Виктором (1848). Позднее у Васнецовых родилось еще четверо мальчиков: Петр (1852), Аполлинарий (1856), Аркадий (1858) и Александр (1860). Более 10 лет прожила семья Васнецовых в с. Рябово. Центром заповедника является историческая часть села Рябово, на которой находятся мемориальный дом с усадьбой, «васнецовская» липа, захоронения родителей, дом причта (1881 г.), фундамент разрушенной каменной церкви, где служил отец художников М.В. Васнецов, деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1998 г.)
Великорецкое
Кировская область
Там находится Спасо-Преображенский Николо-Великорецкий мужской монастырь, Никольский собор, Ильинская колокольня. 21 сентября был праздник – рождение Божьей Матери. Батюшка рассказал нам о чудотворной иконе Святителя Николая, которую нашли в лесу, на берегу реки Великой. Нам разрешили подняться на колокольню. Мы звонили в большие и малые колокола. На берегу реки Великой расположены деревянные памятники: купель, часовня над святым источником, церковная лавка и храм под открытым небом. Ребята окунулись в купели и поднялись к памятному месту, где нашли икону Св. Николая.
Пермь
Посетили историко-природный комплекс Кунгурскую ледяную пещеру, побывали в музее военной техники под открытым небом «Мотовилихинские заводы», посетили музей пермских древностей и Пермский зоопарк. Провели обзорную экскурсию по городу с остановками у Спасо-Преображенский собора, памятника Св. Николаю Чудотворуцу. Посетили Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь, в котором проходят службы для неслышащих прихожан.
Слободской
Кировская область
Ребята посетили Христорождественский женский монастырь, а котором батюшка окрапил всех святой водой. В соборе св. Екатерины нам дали просфорки. На территории Крестовоздвиженского мужского монастыря мы зашли в храм иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». Отец Сергий Пентин подарил ребятам Библию для детей, рассказал о чудотворных иконах и разрешил спуститься в склеп, в котором находятся могилы высокопреосвященнейшего архиепископа Аполлоса и его матери схимонахини Марии. Еще ребята побывали в Благовещенском соборе, увидели колокольню, посетили часовню Михаила Архангела– памятник архитектуры начала 17 века.
Советский район
Кировская область
Знакомство с памятниками природы Кировской области. Там находятся Государственный природный заказник "Пижемский", на территории которого мы посетили скальный массив "Камень", Чимбулатский и Береснятский ботанико-геологические комплексы с Береснятским водопадом, Буржатским утесом, слазили в Зараменскую пещеру.
Нижний Новгород
Во время поездки ребята побывали на Площади Народного единства около памятника Минина и Пожарского, посетили Нижегородский кремль, рровели Минуту молчания и посмотрели смену караула у Вечного огня, посетили Михайло-Архангельский собор и памятник основателя Нижнего Новгорода князя Георгия Всеволодовича, и святителя Симона Суздальского, побывали на выставке боевой техники Второй мировой войны, посетили Храм в честь святого преподобного Сергия Радонежского, ежедневно из окон хостела любовались Собором св. Александра Невского, провели экскурсию в музей «Домик Каширина».
Кирово-Чепецк
Кировская область
Посетили Мемориальный комплекс в память о погибших в Великой Отечественной войне и провели Минуту молчания у Вечного огня; посетили мемориал землякам, погибшим в горячих точках (Афганистане, Чечне и других); побывали в Всехсвятской церкви на Вятской Набережной и в воскресной школе.
Санкт-Петербург
За время поездки ребята побывали в Царском село, Царскосельском лицее, Екатерининском дворец, Ораниенбауме, Петергофе, Русском музее, Эрмитаже, Петропавловской крепости, музее обороны Ленинграда и других исторических местах. Для ребят были организованы экскурсии в храмы. В Казанском соборе ребята были у памятника и могилы Кутузова, поклонились и приложились к иконе Казанской Божьей Матери. В Исаакиевском соборе ребята узнали историю храма, поклонились Тихвинской иконе Божьей Матери, поднялись на Колоннаду. У храма Спаса на Крови ребята побывали на службе в честь дня рождения царя-мученика Николая II, на месте смертельного ранения императора Александра II. В Петропавловском соборе ребята побывали у царских могил, поклонились Петру I, посмотрели Екатерининский придел, место захоронения царской семьи Романовых.
Экскурсии в храмы г. Кирова:
Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь
Серафимовская церковь
Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Спасский собор
Вятский Спасо-Преображенский Новодевичий монастырь
Церковь иконы Божией Матери «Знамение»
После экскурсий вместе со мной ребята описывают мероприятие, делаем фотоотчеты и презентации и рассказываем родителям о своей деятельности и учащимся школы.
Перед экскурсиями и поездками с ребятами проводится инструктаж по правилам поведения и технике безопасности, а после мы проводим собрания, на которых выявляем правильное и неправильное поведение, разбираем ошибки и ставим оценки. Во время экскурсий у ребят формируются чувства взаимовыручки, поддержки и помощи друг другу, способность понимать состояние, настроение другого человека, формируется способность эмоционального содействия, сочувствия, умение жить в коллективе, брать на себя ответственность, договариваться и подчинятся мнению большинства.
Такая работа дает возможность осваивать и накапливать не только учебный материал, но и знать нормы, и правила поведения, воспитывает, расширяет кругозор и приносит массу положительных эмоций.
Мои ученики показывают стабильные результаты воспитанности и обученности. У ребят формируются общеучебные и трудовые навыки. В работе они отличаются усидчивостью, упорством, настойчивостью, аккуратностью, определенным уровнем ответственности. Они доводят начатое дело до конца. Ученики имеют элементарное представление о жизни общества.
Чтобы работа была успешной, я работаю в тесном контакте с воспитателем класса и родителями. Я стараюсь подготовить и включить ребят в доступные им интеллектуальные, творческие и спортивные мероприятия, проводимые в нашей школе.
Традиционно у нас в школе проводятся тематические праздники книги. Я готовлю с детьми сценки, мини-спектакли по произведениям, которые имеют большое воспитательное значение.
Разрабатываю и провожу конкурсы, викторины, встречи, готовлю различные презентации и материалы для стенда.
Данная работа прививает интерес к чтению, интерес к истории и интересным личностям, повышает мотивацию к учебе. Ребята понимают, что такое «хорошо» и что такое «плохо», у них развивается доброжелательность и эмоциональная отзывчивость, развивается чувство сопереживания.Учащиеся овладевают элементарными нормами и правилами поведения. У них формируется чувство патриотизма и чувство причастности к коллективным делам, развиваются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формируются представления о семейных ценностях, чувствах взаимопонимания и уважения в семье.
Для знакомства с родным краем, его историей, географическими и краеведческими особенностями, для привития любви к родному краю мы ездим на экскурсии, посещаем музеи, выставки, предприятия. Во время поездок мы планируем посещение храмов, а по возможности и встречи со священнослужителями.
Для воспитания у детей нравственных качеств регулярно провожу классные часы и различные мероприятия - беседы, встречи, изготовление открыток, сувениров и стенгазет, поздравления к праздникам, разучиваю жестовые песни для выступления на праздничных концертах.
Особое внимание уделяю теме Великой Отечественной войны. Мы смотрим документальные и художественные фильмы о войне, об исторических личностях, о взаимоотношениях, читаем рассказы, посещаем памятные места города Кирова, описываем парады на Красной площади. С этой целью мною разработаны и адаптированы наглядные материалы: «История Великой Отечественной войны», «Великие битвы», «Города-герои», «Маршалы и полководцы ВОВ». По просмотренным фильмам мною разработаны краткие содержания адаптированных текстов с кадрами фильмов, для более полного понимания сюжетов.
Для расширения кругозора учащихся и воспитания любви к своей Родине я разработала папки «Россия», «Москва», «Санкт-Петербург», «Нижний Новгород» «Киров» и др. Разрабатываю наглядный материал политической жизни страны, чтобы дети имели представление о системе власти в стране и городе. Регулярно обновляю наглядную информацию о кандидатах на выборах президент РФ и Госдуму РФ, т.к. некоторые учащиеся в старших классах идут на выборы.
В целях привития у детей здорового образа жизни провожу встречи с врачом наркологом, педагогом-сексологом, с психологом центра планирования, оформляю стенды, показываю презентации о вредных привычках, разрабатываю классные часы по разным направлениям, прививаю интерес и любовь к спорту, знакомлю с различными спортивными соревнованиями, кубками, турнирами, Олимпийскими играми. Готовлю печатный материал о соревнованиях для оформления стенда. Вместе с учениками просматриваю телевизионные трансляции спортивных соревнований, описываю их в «Дневниках интересных дел». Такая работа способствует не только формированию здорового образа жизни, но и гордость за успехи российских спортсменов, воспитывает любовь к Родине и чувство патриотизма.
В целях правового воспитания школьников я провожу встречи с инспектором ПДН и ГИБДД, экскурсии в УВД, в центр временного содержания детей подростков, показываю презентации с целью профилактики правонарушений, знакомлю детей с Конвенцией о правах ребенка, ответственностью за правонарушения.
В целях профориентации я вожу детей на производственные экскурсии, на которых учащиеся знакомятся с производством, рабочими специальностями, с некоторыми технологиями производства. Благодаря этим экскурсиям у ребят расширяется кругозор, формируются четкие, правильные представления об окружающем, обогащается словарь необходимый им для жизни, для получения какой-либо профессии и их трудоустройства.
Совместно с воспитанниками я завожу «Дневник интересных дел», в которых мы описываем события из личной, школьной и общественной жизни, экскурсии, встречи, походы, праздники. По мере возможности я фотографирую ребят. Это облегчает процесс описания событий и делает его более интересным.
Мои ученики принимают участие во всех школьных мероприятиях, мероприятиях города, области и России.
Я хочу, чтобы мои ученики стали полноправными членами общества. Сегодня я горжусь своими воспитанниками. Все выпускники 2009 года получили профессию столяр-плотник и все трудоустроены, четверо из них получили водительское удостоверения категории В. Выпускники 2012 года трудоустроены частично, в силу серьезных физических ограничений. Руководители предприятий ценят ребят, за ответственность и качество труда. Родителя благодарят за то, что никто из ребят не курит и не употребляет алкоголь, внимательны и заботливы к родным и близким, помогают по хозяйству, опрятны и аккуратны. А я радуюсь успехам своих выпускников.
Систематическая целенаправленная работа способствует стабильному уровню воспитанности и обученности моих учащихся с проблемами в развитии и их социализации и подготовке к жизни в обществе, что является основной задачей воспитания обучения детей с ограниченными возможностями слуха и интеллекта.