kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система патриотического воспитания в школе-интернат 8 вида на основе туризма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель моей работы: раскрыть как используя средства туризма способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

Задачи: проанализировать литературные источники, описывающие данную проблему. Обобщить и осмыслить собственный опыт работы. Определить результативность своей деятельности.

Исследовательская гипотеза: туристская деятельность способствует патриотическому воспитанию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система патриотического воспитания в школе-интернат 8 вида на основе туризма»


РФ Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат

станицы Полтавской










































2015 год

Введение.

Патриотическое воспитание учащихся.

В условиях сложности жизни в современном российском обществе значение воспитательной деятельности все более возрастает при повышении ответственности, усилении роли каждого человека, социальных групп и общностей как субъектов происходящих процессов.

Необходимость решения проблем духовно-нравственного, граждански-активного, патриотического воспитания вытекает из новой идеологии воспитания. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которых существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения.

Происходящие процессы выдвинули ряд важных качественно-новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и прежде всего, у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

На данном историческом этапе важное значение имеет и ценность Отечество и тесно связанное с этим понятие «патриотизм» Патриотическое воспитание - часть базовой культуры.

Патриотизм (перевод с греческого) - патриотис - соотечественник, патрис - родина.

Патриотизм - любовь к родине. (Большой энциклопедический словарь) В «Толковом словаре русского языка» Ожегова находим: «патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».

Предполагается, что впервые слово «патриот» употреблено Петром 1.

Однако до самого 18 века более распространённым был его синоним - словосочетание «сын Отечества». («Школьный словарь иностранных слов»).

За последнее время вследствие кризисных явлений социально - экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения.

Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать её интересы. Был ослаблен механизм координации и организации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и военного управления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Вместе с тем, она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации жизненного самоопределения и становления личности.

Чаще всего целью патриотического воспитания называют формирование развития любви к Родине. Это конечно верно. Только вот слово «любовь», слишком сильное и многозначное, чтобы его аккуратно анализировать. Для аналитической работы полезно смягчить и конкретизировать определение патриотизма. Например, так: целью патриотического воспитания является формирование патриотического сознания.

Общепринято выделять в сознании трёх компонентов: знание, отношение и деятельность. Такая трёхкомпонентность неплохо применима и к описанию структуры патриотического сознания.

Его первый компонент - знание человеком фактов культуры, истории, которые он воспринимает как факты, события нашей, своей истории, культуры (на языке «внутреннего голоса» это звучит как фраза: «я знаю, что это наше!»).

Второй компонент (он главный, системообразующий) – положительное отношение к определённым «нашим» фактам истории и культуры («Я горжусь, одобряю такие-то события, факты нашей культуры, истории»).

Третий компонент – деятельный – это готовность участвовать в деятельности по развитию культуры жизни в нашей стране (позиция – «Я готов, настроен действовать на благо своей страны»).

Все эти три компонента отражены в составных частях патриотического воспитания нашей школы. Например,

  • классные и воспитательские часы «Адрес детства – Красноармейский район» (ко дню Красноармейского района);

  • Заочное путешествие «По заповедным местам Краснодарского края» (ко дню Краснодарского края);

  • Выставка детских рисунков «Родной природы очарование»;

  • Акция «Тимуровцы у ветерана»;

  • Вечер встречи «Лишённые детства» (ко дню пожилых людей);

  • Выставка рисунков «Люблю тебя, моя Кубань!»

  • Встреча «Солдатские матери»

  • Месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы в школе-интернат;

  • «Имя героя – отряду!» (ко дню юных борцов за мир);

  • концерт-акция «Вас обжигала пламенем война!» (встреча с воинами-интернационалистами);

  • «Нам любые дороги дороги» - разговор о профессиях;

  • экологический турнир «Хрустальный глобус!»;

  • музыкальная гостиная «Песням тех военных лет – поверьте!»;

  • литературно-музыкальный вечер «Вы отстояли право жить!»;

  • устный журнал «О моих близких с любовью»

  • Дни здоровья: «Весёлый пробег», «Праздник народных игр», «На зарядку становись!», «Наркотикам нет! Спорту да!»;

  • школьный турслёт «Наш маршрут – Кубань родная».


Цель моей работы: раскрыть как используя средства туризма способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

Задачи: проанализировать литературные источники, описывающие данную проблему. Обобщить и осмыслить собственный опыт работы. Определить результативность своей деятельности.

Исследовательская гипотеза: туристская деятельность способствует патриотическому воспитанию.


Система туристской работы заметно расширяет спектр видов деятельности, освоение которых рассматривается как цель общего образования. Прежде всего это различные виды творческой, учебно-исследовательской, эстетической, досуговой, коммуникативной, оздоровительной деятельности. Опыт, получаемый учащимися в различных видах туристической деятельности не только расширяет образовательное пространство и социальную среду, но и имеет исключительно важное значение для развития таких качеств личностей, как социальная активность, мобильность, конструктивность, коммуникативность, толерантность, обучаемость, настойчивость, целеустремлённость, объективность, коллективизм, ответственность и др. Вовлечение детей в систему туристской работы меняет уклад их жизни, обогащает их жизнь новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами. Благодаря туризму образуется единая социальная педагогическая среда – сообщество партнёров между педагогами и обучающимися, достигается эмоциональное разнообразие за счет инновационных и традиционных форм организации деятельности обучающихся на занятиях. Множество форм внеурочной деятельности географического содержания, выбираемых самими обучающимися на основе принципов добровольности и мотивации к активному познанию окружающего мира самого себя. Содержание туристкого образования строится на основе личностно-деятельностного подхода и на прямую связано с интересами детей, жизненными обстоятельствами, возможностями практического применения полученных экологических, геологических, экономических и краеведческих знаний. Создаются комфортные условия для творческой самореализации всех детей, проецируя их оптимальное продвижение по персонифицированным образовательным маршрутам. При этом внимание концентрируется на индивидуальности каждого из них, ориентируется деятельность на свободно возникающие и растущие в процессе познания, интересы к различным образовательным областям и их содержанию. Процесс туристической работы не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии личностного развития в другую. Сначала создаётся почва, благоприятная для творческого самовыражения через деятельность ребёнка в образовательном туристическом пространстве, затем обеспечиваются самоопределения и сотрудничества в учебно-исследовательском процессе. И на третьем этапе творческая исследовательская самореализация и профессиональное самоопределение через выполнение должностно-ролевых обязанностей, представляющих собой социально-профессиональные пробы, в том числе «в ролях»: географ-краевед, этнограф, гидролог, метеоролог, геолог, эколог. Использование туристической работы в сочетании с учебной предполагает не конкуренцию их друг с другом, а их взаимообогащение и их интеграцию.


Основная часть.

Истоки и приоритеты развития школьного туризма.

Во все времена люди испытывали тягу к передвижению, общению с природой, преодолению трудностей.

Путешествия они совершали независимо от общественного строя.

Развитие туризма в нашей стране имеет свою специфику, которую нельзя не учитывать в туристической работе. На протяжение нескольких десятков лет туристское движение развивалось благодаря самодеятельным основам. Отечественный туризм путём проб и ошибок, пришёл к таким формам организации, когда рост массовости движения и улучшения его качества осуществлялись за счет активности коллективов – туристических групп и клубов. Их деятельность направлена на удовлетворение объективно существующих потребностей членов общества. Самодеятельные основы туризма формировали активную жизненную позицию туристов, развивали лидерские задатки.

Любая система доказывает свою жизнеспособность возможностью воспроизводства. Российский туризм сумел выжить и не потерять свое лицо за счет системы подготовки общественного актива (общественных туристских кадров) -организаторов массового и спортивного туризма. Школы начальной, средней и высшей туристской и инструкторской подготовки восполняли отсутствие государственной системы профессионального обучения туристскому делу. Эти школы давали тот необходимый минимум знаний и умений, который позволял их выпускникам объединять вокруг себя любителей путешествий в группы и клубы, то есть создавать первичные туристские коллективы.

История школьного туризма полна аналогий.

В системе образования туристская деятельность развивается в школах и учреждениях дополнительного образования - в детских объединениях отдела туризма, в центрах и станциях детско-юношеского туризма, детских туристских базах. Причем больший удельный вес кадрового, программно-методического, материально-технического потенциала детско-юношеского туризма сосредоточен именно в сфере дополнительного образования. Работа в дополнительном образовании проводится в туристских объединениях детей - любителей этого вида деятельности. Ребята приходят туда по желанию. Часто коллективы складываются разновозрастными и с разным уровнем общеобразовательной и профильной подготовки школьников. Система дополнительного образования исторически развивает формы туристско-краеведческой деятельности, во многом копирующие туристское движение взрослых: объединение в деятельности по интересам. Школьники, увлеченные туризмом, отдают ему большую часть своего свободного времени.

Важное с педагогической точки зрения особенность детско-юношеского туризма -максимальная приближенность педагогического влияния к первичному детскому коллективу. Туризм объединяет детский и педагогический коллективы в деятельности, которая становится содержательной основой для совместного образовательного процесса, общения, работы и игры. А.С. Макаренко отмечал, что труд педагога должен заключаться в наибольшем приближении к первичному коллективу, наибольшей дружбе с ним, воспитании на основе сотрудничества. Приближение к детскому коллективу придает силу педагогическому влиянию.

Туристические объединения школьников работают в школах, учреждениях дополнительного образования, по месту жительства ребят. Помимо этого организации путешествий, экскурсий с детьми занимаются многочисленные туристские фирмы.

Группы или клубы школьников могут заниматься спортивно-оздоровительным туризмом, краеведческим поиском, ориентированием или использовать эти виды деятельности в комплексе. Если в работе объединения происходят обучения навыкам полевого быта, жизнеобеспечения в природной среде и используются активные способы передвижения, такие объединения можно отнести к туристским.

У коллективов и их лидеров, не замыкающихся на своих узких внутригрупповых интересах, неизбежно возникает потребность увеличения массовости туристского движения, раскрытие его потенциала в развитии личности для других школьников. Эти коллективы не «болеют» потребительством, они инициируют и проводят туристские слеты, организуют работу клубов, проводят учебные семинары для учителей и т.д.

Программы таких туристических клубов школьников нацелены на подготовку организаторов туристской деятельности. Подобные коллективы ориентированы на производство, то есть более жизнеспособны.

Сформированные в традициях отечественного самодеятельного туризма детские туристические клубы, как правило, руководствуются в своей деятельности такими принципами:

  • использование форм активного туризма;

  • добровольность, самодеятельность, самоуправление, наставничество и общественно-полезная направленность во всей работе клуба;

  • опора на разновозрастные группы;

  • нацеленность на развитие массового туризма;

  • некоммерческий характер деятельности.

Школьный туризм - деятельность, культивируемая в различных социальных институтах: системе дополнительного образования, массово физкультурно-оздоровительном движении, сфере досуга, учреждениях профессиональной подготовки.

Резонно поставить вопрос: какие приоритеты должно выбирать государство в развитии туристской деятельности? Какие направления и формы не требуют вложения на финансовом, материальном, методическом и научном уровнях? Во-первых, это, конечно, активные формы деятельности: походы, путешествия, экскурсии, которые предполагают активные способы передвижения и познания. Это наиболее эффективные способы достижения комплексных, образовательных и оздоровительных результатов.

Во-вторых, приоритетами для органов управления образованием и педагогов должны быть программы ориентированные на подготовку организаторов школьного туризма, предусматривающие в школьном возрасте подготовку помощников классных руководителей в проведении походов классов, судей школьных туристских слетов- соревнований, инструкторов детских туристских клубов. По окончании школы, освоив образовательную программу, воспитанники таких туристических клубов могут стать квалифицированными руководителями туристских походных групп, педагогами-тренерами.

Смыслом финансирования туристской деятельности в системе образования должно стать: туризм - для образования, а не система образования - для туризма.

Для реализации поставленных целей, образовательных и оздоровительных задач используются определённые формы и методы работы.

Давайте рассмотрим с Вами подробнее некоторые из возможных форм и методов достижения поставленных задач.


Форма туристской работы с учащимися.

Туристские прогулки - это непродолжительные по времени (1 - 4 часа) групповой выход с активными способами передвижения по территории населенного пункта и его окрестностях с целью отдыха и познания.

Туристский поход - это прохождение группы учащихся по определенному маршруту активными способами передвижения с целями познания, содержательного отдыха, физического развития, выполнения общественно-полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивных туристских нормативов, отработки военно-прикладных навыков.

Туристская экспедиция - это изучения отрядом маршрута, территории, полигона, одного или нескольких объектов с целью выполнения определенной общественно-полезной работы с использованием любых средств передвижения.

Туристская экскурсия - это групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов (географических, исторических, культурных, народно-хозяйственных и т.д.) в учебно-познавательных целях. Они могут быть учебно-программными и внепрограммными.

Экскурсия школьников в природу, на производство, к историческим местам, памятникам истории и культуры.

Туристские походы, экспедиции и экскурсии могут быть:

  • самодеятельными, если участники готовят и проводят их на условиях самоуправления и самообслуживания;

  • плановыми, если они организуются и проводятся по путевкам туристско-экскурсионными учреждениями.

Все туристские походы, экспедиции и экскурсии относятся к учебно-воспитательным, оздоровительным и спортивным мероприятиям.

Туристские походы, экспедиции и экскурсии по территории проведения подразделяются на местные и дальние.

Местные проводятся по своему краю, области, автономному округу. Все остальные походы, экспедиции и экскурсии считаются дальними.

Туристские походы могут быть пешеходными, лыжными, горными, водными (лодки, байдарки, плоты, катамараны), велосипедными и комбинированными по видам туризма.

Туристические походы по продолжительности подразделяются на однодневные, двухдневные, многодневные.

Общая продолжительность туристских походов, экскурсий и экспедиций учащихся не должна превышать для 1-2 классов - одного дня, 3-4 классов - трех дней, 5-6 классов - восемнадцати дней, 7-9 классов - двадцати четырех дней, 10-11 классов - тридцать дней.

Коллектив, совершающий туристскую прогулку или поход, именуется туристской группой, экскурсии - экскурсионной группой, экспедиции - экспедиционным отрядом.

Группы, использующие для передвижения дороги общего пользования, судоходные водные пути, территории заповедников, заказников и другие территории с ограниченным доступом обязаны действовать в соответствии с требованиями, определяющие порядок пользования этими путями, при нахождении на указанных территориях.

К другим видам можно отнести туристические слеты и соревнования школьников по туристической техники, спортивному ориентированию на местности, туристским навыкам. Конкурсы, викторины юных туристов, тематические вечера, конференции, школьные музеи, краеведческие уголки, комнаты боевой и трудовой славы, выставки туристско-краеведческой работы школьников.

К туристским походам и экскурсиям допускаются физически здоровые учащиеся.

В нашей школе-интернат применяются такие формы туристской работы как прогулка, экскурсия и поход выходного дня.

Поход – школа туристской культуры, культуры поведения на природе. Осваивая элементы начальной туристской подготовки: ориентирование, навыки полевого быта, жизни в коллективе и т.д., ученик получает единое для всех видов туризма базовое образование. На базе качественной общетуристской подготовки ученик более сознательно подходит к дальнейшем к выбору видовой спортивно-туристской специализации.

Поход – эффективная форма обучения любому виду туризма. Их возможности не ограничиваются только работой с новичками. Здесь можно успешно отрабатывать элементы сложной туристской техники. Ребятам, уже имеющим туристский опыт, поход открывает возможность для проявления организаторских способностей и лидерских качеств в заботе о новичках.

В учебных походах решаются задачи маршевой подготовки, преодоления естественных препятствий, обучение ориентированию, изучение района. Походы проводятся в любых погодных условиях, что даёт участникам необходимый опыт передвижения и в жару, и под дождём, и при ветре.

Образовательно-оздоровительные задачи похода можно группировать в три взаимосвязанных блока:

1. Жизнь в коллективе, лидерство (задачи, развития коммуникативных и лидерских качеств.);

1.1. Создание и поддержание комфортного социально-психологического климата в туристской группе.

1.2. Задачи социализации ребёнка посредством его самореализации в выполнении туристских обязанностей.

1.3. Накопление опыта лидерства в малых группах (командир группы лидер «дела»).

2. Жизнеобеспечение в природной среде (задачи овладения навыками выживания в природной среде).

2.1. Задачи физического оздоровления школьников средствами туризма.

2.1.1. Формирование двигательных навыков, силы, ловкости, выносливости, быстроты, реакции по средствам ходьбы пешком с нагрузкой и без неё, бега, ежедневных физкультурных упражнений, спортивных игр.

2.1.2. Закаливание, купание.

2.1.3. Оздоровительно-рекреационные задачи – проживание детей из экологически неблагополучных городских условий в экологически чистой природной среде, в дали от проезжих дорог и промышленных предприятий.

2.1.4. Задачи по организации четкого режима физических нагрузок, отдыха и питания.

2.2. Формирование прикладных туристских умений и навыков (организации и поддержании туристского полевого быта, ориентирования, преодоления простейших естественных препятствий).

3. Комплексное краеведение.

3.1. Задачи ознакомления с природными и культурно-историческими особенностями родного края, района проведения похода.

3.2. Обучение умению вести простейшие метеорологические наблюдения.

3.3. Обучение умению творчески фиксировать собственные впечатления, результаты наблюдений.


Воспитательное значение туризма.

Его роль и место в патриотическом воспитание учащихся.

Одним из наиболее действенных средств связи школы с жизнью является туризм.

Он не только расширяет кругозор учеников, не только обогащает их знаниями по школьным дисциплинам и даёт возможность применять эти знания, но и открывает огромные возможности для непосредственного наблюдения, для осмысления действительности, для формирования взглядов и убеждений каждого учащегося. В процессе краеведческой работы, когда она правильно построена, развивается инициатива и самостоятельность школьников, которые приобщаются все больше и больнее к исследовательской работе. Длительные походы и экскурсии хорошая возможность воспитания ученического коллектива. Туристские мероприятия пробуждают пытливую мысль учащихся, приучают их мыслить и действовать самостоятельно, прививают навыки исследовательской работы.

Цели походов обязательно носят не созерцательный, а изыскательный характер.

Активность предполагает интерес к делу, сознательное отношение к нему, наличие определенных умений и навыков, борьбу с трудностями, стоящими на пути к достижению поставленной цели.

Особой массовостью отличаются туристические слеты. Проведение их в виде игры объясняется возрастными особенностями детей, их стремлениям к активной практической деятельности. Турслетам присущи основные черты любой игры детей: познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активность действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность. Вместе с тем эта игра имеет свои признаки и особенности. К ним можно отнести решение тактических задач, ориентирование на местности по различным признакам, решение задач на определение расстояний разнообразными способами, возможность широко применять компасы, топографические карты. Важной особенностью игры на местности является и то, что достижение целей в ней протекает в специфических условиях. Разнообразные упражнения, применяемые в игре (в беге, ориентирование, навыках походной жизни, первой медицинской помощи) являются по духу спортивными, проводятся обычно в соревновательной форме, что особенно привлекает ребят.

Воспитательная роль повышается благодаря тому, что школьники с большим интересом относятся к турслетам, охотно в них играют. Исследования показали, что основными мотивами порождающими у школьников интерес к турслетам являются следующие:

  • желание удовлетворить свое стремление героическим поступком, доказать свою взрослость, самостоятельность, проверить свои силы и возможности, проявить личные качества, занять определенное место в коллективе, самоутвердиться;

  • стремление приобрести некоторые первичные знания, умения и навыки в действиях на местности, а так же развить у себя ряд морально-волевых качеств.

Среди разнообразия чувств, переживаемых в игре, особое значение приобретают чувства побуждающие ребят к деятельности, к борьбе с трудностями, желание поучаствовать в ответственных делах.

Здесь следует, прежде всего, выделить патриотические чувства, чувства любви к Родине.

В играх школьники быстро осознают, что их личный успех и победа зависит от умелых действий их товарищей, от их помощи, они убеждаются в силе коллектива, в необходимости согласования своих действий с действиями товарищей.




Система туристической работы школы-интернат.

Формы: туристский кружок, прогулка, экскурсия, поход выходного дня, общешкольные спортивно-туристские соревнования.

Туристский кружок.

Ученики нашей школы из старшей группы продленного дня занимаются в кружке туристско-краеведческой направленности по авторской программе «Мы все люди с гор». Занятия проводятся по одному уроку ежедневно.

Название программы взято у Александра Забелина – автора многих бардовских песен, который утверждает, что возможно мы все «люди с гор». Потому, что очень многие люди стремятся в горы. Одни стремятся всю жизнь, но так и попадают. А те, кто в горы попадают, снова и снова туда возвращаются! И расставаясь, говорят друг другу: «До встречи в горах!».

Вводные занятия кружка включают сочетание элементов занимательности с углубленным научным содержанием. В методике проведения сочетаются коллективные формы и изучение индивидуальных особенностей каждого ученика.

Чаще всего моими помощниками в работе кружка становятся старшие, наиболее способные учащиеся, из числа кружковцев старших классов. Работа на кружковых занятиях имеет громадное преимущество перед уроками в том, что здесь предоставляется возможность прорабатывать любую тему глубоко и разносторонне.

Особенно велика эффективность воспитывающей функции кружковых занятий. Ведь здесь каждый ученик лучше использует потенциальные возможности, здесь полнее раскрываются внутренние резервы школьников во владении теоретическими знаниями и практическими умениями. Более наглядно школьники знакомятся с окружающим миром во время экскурсий. Материалы аккуратно обрабатываются и оформляются.

Тематика занятий кружка «Мы все люди с гор» имеет ввиду, прежде всего ознакомление школьников со своим краем, овладение определённым кругом знаний и умений, необходимых путешественникам.

На занятиях кружка и в путешествиях ребята учатся: ставить палатку, укладывать рюкзак, разводить костёр, оборудовать бивуак, вязать узлы, изучают условные топографические знаки и историю туризма, ведут наблюдения за погодой и составляют прогноз погоды.

Занятия кружка носят преимущественно практический характер, лишь небольшая их часть проводится в форме лекций и бесед.

Следующий блок вопросов в работе туристического кружка это подготовка и проведение туристических походов выходного дня. В походах укрепляется здоровье учеников, закаляется организм, приобретается сила, ловкость, выносливость. По характеру организации мы проводим самодеятельные походы. Совместно с ребятами сами вырабатываем маршрут, сами организуем поход, сами обслуживаем себя в полевых условиях. Ребята изучают и познают родной край, получают первые навыки походной жизни, осваивают технические приемы туризма, повышают свою физическую подготовленность. Цели проводимых походов у нас бывают разными:

  • оздоровительные (прогулки по лесу, по реке);

  • экскурсионные (посещение музеев, выставок или других достопримечательностей);

  • военно-патриотические (походы по местам боевой славы);

  • учебно-спортивные (обучение и совершенствование различных технических приемов по преодолению водных и других препятствий, организации бивака, организации доврачебной помощи);

  • природоохранительные (очистка от мусора берегов рек, лесов).

Чаще всего в путешествии решается сразу несколько задач. Но очень важно чтобы каждому участнику была понятна главная цель похода: куда и зачем он идёт.

Важная и ответственная работа выбор маршрута похода. Подбираем литературу, в которой рассказывается о географических особенностях района и его истории.

Используем впечатления людей, их отзывы о посещенных местах. В любом случае стараемся выбирать маршрут проходящий по живописным местам. Чаше всего маршруты составляем по кольцевому принципу.

Для пешеходных маршрутов выбираем небольшие проселочные дороги и тропинки. Просматривая карты, схемы отмечаем места удобные для устройства привалов, лесные массивы, где нужно идти по компасу, различные естественные препятствия.

Определяем задание, что успеем сделать в походе исходя из длительности.

Учитываем время, которое займет осмотр интересных мест, остановки и привалы.

На организационном собрании между участниками похода четко распределяем обязанности, при этом стараемся учитывать пожелания и способности каждого.

Прежде всего это командир группы - это наиболее опытный, самый авторитетный член кружка. Он первый мой помощник, проводит вместе со мной подготовку к путешествию, а в мое отсутствие принимает необходимые решения.

Ответственный за питание - выбираем энергичного, расторопного и аккуратного туриста. Он следит за хранением продуктов, ведет учет их расхода. Распределяет припасы по рюкзакам ребят, составляет меню, заботится о пополнении продуктов в пути. Он выдает продукты дежурным. В помощь ему выделяем 2 - 3 человека.

Ответственный за снаряжение отвечает за экипировку. Он должен быть хорошим

хозяйственником. Вместе составляем список необходимого снаряжения, выясняем у кого что есть, распределяем по рюкзакам вещи.

Казначей производит все денежные расчеты, ведет строгий учет расходов.

Ремонтный мастер наблюдает за состоянием снаряжения, руководит всеми ремонтными работами.

«Летописец» составляет отчет о походе.

Спортивный организатор проводит спортивные игры и соревнования, хранит и отвечает за спортивный инвентарь.

Фотограф снимает все интересные моменты путешествия, готовит фотографии для печати.

Краевед контролирует работу по выполнению краеведческих заданий. При необходимости распределяем обязанности топографа, ботаника, геолога.

Все участники поочередно несут дежурство.

Важное место занимает тренировочный процесс. Его задачи:

  • приобретение опыта полевой жизни в различных условиях;

  • овладение умениями использовать личное, групповое и специальное туристское снаряжение;

  • освоение практики ориентирования;

  • формирование двигательных навыков, силы, ловкости, выносливости;

  • маршевая подготовка (умение ходить в туристском строю, соблюдая установленные темп, интервал, порядок движения);

  • отработка техники индивидуального и коллективного преодоления естественных препятствий;

  • ознакомление с природными и культурно-историческими достопримечательностями района;

  • обучение умению вести наблюдение в природной среде.

Занятие в кружке стимулирует боле активный выбор профессии. Эта деятельность имеет практико-ориентированную направленность. Что позволяет с успехом формировать профессиональные навыки учащихся.


Спортивно-туристские соревнования.

Детский туризм немыслим без массовых мероприятий. Туристские соревнования и слеты, лучшая форма пропаганды туризма, форма проверки туристических умений и навыков, смотр результатов туристско-краеведческой работы, форма выявления лучших коллективов.

Туристские слеты и соревнования в нашей стране имеют 80-летнюю историю.

Спортивно-туристские соревнования проводятся в нашей школе ежегодно в мае.

Вместе с членами нашего кружка руководство подготовкой и проведением осуществляется учителями физической культуры, медицинским работником, учителями истории и литературы. В программе соревнований уточняется соревновательная и конкурсная программа, количественный состав команды для участия в каждом виде, время проведения конкурсов. Для определения результатов формулируется принципы распределения мест и зачетных очков. Обязательно оговариваем систему определения мест в комплексном зачете. При этом указываем какому виду дается преимущество в случае равенства мест-очков.

Подробно разработанные условия помогают командам в подготовки к соревнованию, облегчить работу судьям, которые получают техническое задание, исключат разные толкования спорных случаев.

Для того, чтобы соревнования прошли успешно, достигли своей цели необходимо провести большую работу по подготовки участников. Мало разработать подробные условия, надо провести еще и ряд консультаций и занятий с ребятами особенно перед школьными соревнованиями.

Начало туристских соревнований - это общее построение. Оно является эффективным объединяющим началом, создающим и поддерживающим жизнерадостный, бодрый эмоциональный настрой коллектива. Цели общего построения: создать коллективный настрой на предстоящую деятельность, провести проверку готовности и подвести итоги коллективного дела.


Заключение.

Туризм – это увлекательный вид активного отдыха, который помогает быстро восстанавливать силы и работоспособность. И все же туризм – это нечто большее, чем отдых. Туризм – это школа мужества, школа жизни.

Туристские походы обогащают знаниями, повышают культурный уровень, позволяют познать многие явления природы, ознакомиться с жизнью, бытом нашего народа.

На основании своего 15-тилетнего опыта пришла к глубокому убеждению, что ценность туристской работы не только и не столько в самих походах и экскурсиях, но главным образом в той работе, которая развёртывается в период подготовки мероприятия и после его завершения, в правильно продуманной организации всего этого дела. Вот почему я уделяю огромное внимание туристической работе в нашей школе.

Туристические походы, путешествия, экскурсии – важное средство патриотического воспитания учеников. Участие в них расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной деятельностью, воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ, прививает учащимся навыки самообслуживания, приучает их к систематическому труду, воспитывает инициативу и выдержку. А пребывание на свежем воздухе, солнце, вода, соблюдение чёткого режима и постоянная спортивная тренировка физически закаляют ребят. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь и воспитывается сознательная дисциплина.

Туризм по природе своей невозможен без элементов познания края, невозможно путешествовать ничего не узнавая. Даёт возможность построить педагогический процесс по самой эффективной методике – коллективной творческой деятельности. Школьный туризм довольно успешно связывает подростка с учебной деятельностью. Это позволяет учителю использовать их как средство расширения кругозора и накопление знаний, формирования интереса к учёбе в целом. Краеведческая работа способствует лучшему пониманию изучаемых в школе материалов. Познавательной интерес меняет существенным образом отношение личности к окружающей действительности и изучаемым в школе предметам, способствует развитию связи школы с жизнью. Туризм усиливает восприятие учащимися того краеведческого материала, который не может быть раскрыт в учебном кабинете. Активизация восприятия достигается за счёт зримости, «жизненности» объектов, в результате чего происходит, с одной стороны, конкретизация знаний, усвоенных в школе, а с другой, идёт обогащение новыми знаниями и накопление их на практике.

Туризм – это и познание природы, истории, хозяйства, быта, взглядов и верований местного населения, и, метод познания, основанный на дидактическом принципе «от частного к целому», это и первое мироосмысление мощный и надёжный культурно-исторический пласт.

Несомненно одно: школьный туризм способствует (и обеспечивает) патриотическое воспитание школьников посредствам изучения объективной действительности родного края – его природы, истории, культуры, экономики, национальных традиций и обычаев. Педагогам хорошо известно, что фундаментом патриотизма является любовь к своей «малой Родине», к её людям и природе.

Человеческие отношения всегда воспитывающие. Понять смысл «воспитания» - это понять смысл и ценность человечности взаимодействия индивидов. Лишь процесс само – и взаимодеятельности индивидов «лицом к лицу», когда на лицо человеческий обмен деятельностью живой и не очень – тогда имеет смысл говорить о воспитании.


Библиография:

1. Даринский А. В. Краеведение. - М.: Просвещение. 1987 г.

2. Игнатьева Т.А. Порядок организации туристского клуба и планирование его работы. - М.: Турист. 1987 г.

3. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. - М.: Физкультура и спорт 1990 г.

4. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников. - М.: Творческий центр. 2004 г.

5. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003 г.

6. Лукашев П.Д. Военно-спортивные игры школьников на местности. - М.: Просвещение, 1978 г.

7. Надежнина Н. А. Краеведение в работе школы.- М.: Просвещение. 1955 г.

8. Симакин Н.К. Внеклассная работа по географии. - М.: Просвещение. 1979 г.

9. Трипольский Л.Г. Спутник туриста. - М.: Физкультура и спорт. 1959 г.

10. Уваров В.А., Козлов А.А. Поход пешком. - М.: Советский спорт. 1989 г.

11. Шимановский В. Ф. Туристические слѐты. – М.: ЦРИБ Турист. 1975 г.

12. Энциклопедия туриста. – М.: Большая Российская энциклопедия. 1993 г.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Система патриотического воспитания в школе-интернат 8 вида на основе туризма

Автор: Астахова Алена Григорьевна

Дата: 24.12.2015

Номер свидетельства: 269808


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства