Словарная работа на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Словарная работа на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Для более успешного включения его в сферу общения с окружающими. Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей (ограниченность словаря, его неточность, значительное преобладание пассивного словаря над активным), программа по русскому языку следующим образом определяет задачи работы над словом:
Обогащение словаря.
Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употреб-
ляемых не вполне верно.
Активизация словаря.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Словарная работа на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида. »
Словарная работа на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
введение
Слово является основной единицей языка. Выступая изолированно, оно выполняет прежде всего номинативную функцию - называет конкретные предметы, действия, признаки, чувства человека, общественные явления и отвлеченные понятия.
Организуясь грамматически в предложения, слово оказывается тем строительным материалом, с помощью которого речь приобретает возможность выполнять коммуникативную роль.
Л.С. Выготский определял слово как единицу не только речи, но и мышления. Обосновывая данный тезис, он ссылался на то, что значение слова есть обобщение, понятие. В свою очередь всякое обобщение не что иное, как акт мысли. Таким образом, в слове представлено единство мышления и речи.
Рассматривая взаимодействие данных психических процессов, Л.С. Выготский отмечал, что «мысль не выражается, но совершается в слове», т.е. мысль развивается, совершенствуется только тогда, когда облекается в слова. Это дает право утверждать, что слово выполняет и когнитивную (познавательную) функцию, так как развитие словаря ведет к формированию не только мышления, но и других психических процессов.
Вот почему работа над словом имеет серьезное значение для коррекции и развития психики умственно отсталого ребенка.
Задачи работы над словом и их реализация на уроках
Для более успешного включения его в сферу общения с окружающими. Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей (ограниченность словаря, его неточность, значительное преобладание пассивного словаря над активным), программа по русскому языку следующим образом определяет задачи работы над словом:
Обогащение словаря.
Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употреб- ляемых не вполне верно.
Активизация словаря.
Данные задачи реализуются на всех уроках русского языка, но в зависимости от специфики предмета (чтение, грамматика и правописание, развитие устной речи) и от этапа урока та или иная задача может становиться ведущей, выступать на первый план.
Так, на уроках чтения в процессе знакомства с новым произведением центральным звеном в работе над словом становится решение двух первых задач. На каждом этапе урока чтения осуществляется разбор значений слов или уточнение их смысла исходя из контекста. При этом часть слов объясняет учитель, значения других школьники выясняют по сноскам в учебнике, основная группа лексем усваивается и уточняется детьми в работе с текстом. Дальнейшее изучение прочитанного литературного материала послужит средством активизации словаря, поскольку на этапе анализа произведения будут использоваться такие приемы, как ответы на вопросы, пересказ, сравнение сюжета и героев данного произведения с сюжетом и персонажами другого, с жизненной ситуацией. Использование этих приемов предполагает неоднократное повторение усвоенной и уточненной лексики.
На уроках грамматики и правописания, для которых языковой и речевой материал подбирается, как правило, с учетом отработанности значения слов, центральной задачей становится уточнение словаря. Лингвисты полагают, что в слове представлены все компоненты языка: фонетика (произносимое слово состоит из звуков), графика и орфография (устное слово кодируется буквами с учетом правил), лексика (каждое слово имеет значение, другие слова могут иметь близкое ему или противоположное значение), грамматика (слово в речи существует в определенной грамматической форме). В связи с этим уроки грамматики и правописания нацелены на уточнение фонетического состава слова, на усвоение его орфографии, на отработку умений сочетать его с другими словами, на практике пользоваться законом взаимодействия значения слова и грамматической формы. Так, пятиклассники, выполняя упражнения на образование слов с разными корнями, но одинаковыми приставками или суффиксами, постигают доступные им значения словообразовательных морфем: забил, залез, занес - приставка за- обозначает законченность действия; барабанщик, бетонщик, каменщик — суффикс -щик указывает на действующее лицо, профессию; глагол бежал обозначает не только выполнение действия, но и количество действующих лиц, род деятеля.
Группировка имен существительных по их значениям помогает школьникам представить многообразие существительных, называющих различные предметы и явления окружающего мира: вещи, люди, животные, растения, исторические события, явления природы, цвет, действия людей, их чувства и др.
Обогащение словаря на уроках грамматики и правописания в основном идет за счет усвоения специальной терминологии: признаки звуков, названия частей речи, членов предложения.
На этих уроках также проводится работа по активизации словаря учащихся. Школьники встречаются с изучаемыми словами в серии различных упражнений — как устных, так и письменных. Среди них большое место занимают словарно-логические (подведение видовых понятий под родовое, определение предмета на основе различных признаков, классификация предметов по одному из признаков или действий и т.д.) и словарно-грамматические (подбор антонимов, синонимов, однокоренных слов и др.) упражнения. Уточненные по значению слова, являющиеся определенной грамматической категорией или содержащие нужную орфограмму, включают в предложения, неоднократно употребляют в тексте. Последние два вида заданий особенно важны для введения слова в процесс общения, так как именно предложение и текст являются единицами коммуникативного уровня.
На уроках развития устной речи все задачи, как правило, реализуются комплексно, в единстве. Школьники, знакомясь с предметами и явлениями окружающего мира, усваивают или уточняют значения слов, учатся активно использовать эти слова при ответах на вопросы, составлении описаний предмета или явления, рассказов о них. Очень важно, чтобы повторение нового слова в течение урока было многократным. Методисты по обучению иностранному языку считают, что таких повторов должно быть, не, менее пяти. Требуется не механическое воспроизведение слова, а активное употребление его в ходе выполнения различных заданий. Более того, не все задания бывают эффективны для усвоения слова. Как показали исследования психологов, запоминание лексемы идет интенсивнее, если она эмоционально значима для ученика или ее презентация и закрепление осуществляются в интересных для детей ситуациях.
Способы объяснение нового слова на уроках
Существует несколько способов объяснения нового слова. В работе с умственно отсталыми детьми наиболее продуктивным является использование различных наглядных средств: показ соответствующих предметов, их действий и признаков, наблюдение за ними, организуемое как на самом уроке, так и на экскурсии. Необходимо стремиться к тому, чтобы наблюдение было активным. Для этого детям предоставляют разного рода помощь: показ другого, резко отличного объекта при сравнении двух сходных (белка, заяц, ворона); демонстрация предмета, его изображения в целостном или фрагментарном виде (рисунок дерева, кустарника, травы) — для формирования общего понятия; окрашивание в разный цвет частей предмета — для ознакомления с ними; направляющие вопросы (какого цвета, какой формы, каковы на вкус арбуз, дыня); запись плана наблюдения (цвет арбуза, цвет дыни; форма арбуза, форма дыни); конкретизация вопросов при сравнении летней и зимней одежды (какую одежду носят только зимой или только летом?).
Наибольшая степень активности в наблюдениях достигается с помощью практической деятельности, когда школьники не просто рассматривают предмет, а принимают непосредственное участие в изменении его признаков, в изготовлении предмета по частям.
На уроках чтения для объяснения значения слова могут быть использованы и такие наглядные, очень специфические средства, свойственные только урокам русского языка, как жест, мимика, драматизация (он усмехнулся, скривился, выбросил руку в приветствии).
Весьма действенным словесным приемом объяснения значения слова является включение его в доступный пониманию детей контекст. Например, значение слова крохотный понятнее в предложении Крохотный ребенок спал в коляске, чем в предложении Крохотный комочек родной земли он унес из дома. Данный прием требует от учащихся известной доли самостоятельности и активности, поскольку, усвоив значение слова в одном контексте, они должны уточнить его смысл в другом контексте. Использование контекста для презентации слова полезно еще и потому, что большинство лексических единиц приобретает подлинный смысл только в окружении других слов. Значение изолированного слова — величина постоянная, но в зависимости от контекста оно приобретает новые оттенки или меняется полностью. Так, слово дом обозначает жилище людей. В предложении старый дом опустел и развалился это слово имеет дополнительный смысловой оттенок: бывшее жилище людей, теперь уже не пригодное для жилья.
Для семантизации слова могут быть употреблены и другие приемы: подбор родственного слова (врассыпную — рассыпать), подстановка синонима (изба — дом), разложение общего понятия на частные (инструменты — это молоток, пила...), объяснение с помощью толкования слова (зверобой — это название лечебной травы).
Выбор способа объяснения слова зависит от типологии лексики, от возраста учащихся, от их умственных возможностей и самостоятельности. Так, наглядные способы семантизации применяются чаще всего в младших классах. Тексты, которые читают дети, описывают конкретные ситуации, близкие их опыту. Эти ситуации, как правило, позволяют широко использовать наглядные приемы объяснения слов. Очень важно применять средства наглядности и в том случае, когда разбираются метафоры, сравнения и другие образные средства языка. На начальном этапе обучения детей знакомят с такими образными средствами, большинство из которых основаны на переносе чувственно воспринимаемых образов с одного предмета на другой: прыгает, как обезьяна; шоколадный загар. Это дает возможность продемонстрировать детям, а им зримо представить сходство, которое объединяет два предмета, признака, действия.
Наглядные приемы используются и в старших классах, так как существует целая группа слов, которую школьники не могут понять без опоры на натуральные предметы или изобразительные средства: это слова, обозначающие устаревшие названия предметов, профессиональные термины, специфические явления и др. Например, при чтении стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» показ рисунков с изображениями улана, драгуна, редута, лафета, кивера обязателен, поскольку понимание этих слов без демонстрации будет неполным и неточным. Вместе с тем сложность лексики, употребляемой в старших классах, ее отвлеченность заставляют чаще прибегать к словесным приемам семантизации, в том числе и для объяснения образных средств языка. Так, строчки из стихотворения А.С. Пушкина «Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года...» потребуют длинной цепочки рассуждений, для того чтобы вся метафора была воспринята учащимися как образ просыпающейся природы. Поэтому, прежде всего надо выяснить с детьми, каким словом можно заменить словосочетание утро года, спросить, ради проверки правильности восприятия, можно ли осень назвать утром года. Далее следует уточнить, почему природа встречает весну с улыбкой, и, наконец, объяснить ситуацию, когда природа может улыбаться сквозь сон, сравнив ее с пробуждением человека в хорошее солнечное утро.
Словесные приемы семантизации применяются и в младших классах, хотя достаточно ограниченно и только тогда, когда значение слова или словосочетания не позволяет прибегнуть к наглядным способам, например: жить в согласии — жить дружно (замена синонимичным выражением), запорошить — засыпать мелким снегом (словотолкование).
Надо заметить, что объяснение слов с помощью синонимов широко распространено в специальной школе, и это оправдано, так как синонимия — наиболее экономный прием семантизации. Однако частое употребление этого приема заключает в себе серьезную опасность для обогащения словаря учащихся. Ведь новое слово сразу заменяется старым и именно последнее активизируется. Феномен «дежурного словаря» очень быстро срабатывает у умственно отсталых детей. Кроме того, не всякий синоним точно обозначает суть нового явления. Так, заменяя словосочетание выбился из сил словом устал, мы не передаем полностью того состояния, которое имел в виду автор. Поэтому использование синонимов для объяснения лексем требует введения в работу со словом дополнительных приемов: составления предложений с тем и другим синонимом, установления разницы в оттенках их значений, употребления нового слова в ответах на вопросы, в пересказах.
Процесс объяснения слов также должен проходить при максимальной активности самих учащихся. Вот почему важно каждый раз предлагать детям попытаться самостоятельно выяснить значение слова. При этом надо учить школьников точному раскрытию семантики слов, а не довольствоваться объяснением типа: трусость — это бояться молнии, грусть — когда грустно. Одобрив относительно верное представление ученика о смысле слова, педагог дает словосочетания, которые помогут ему оформить свою мысль. Такие словосочетания записываются на доске и служат для детей наглядной опорой. Это качество характера... Это чувство... и др. В зависимости от подбора словаря для семантизации начальные словосочетания могут меняться. Например, в 7-м классе перед чтением учащимися стихотворения НА. Некрасова «Генерал Топтыгин» (учитель текст уже прочитал) школьникам предлагают объяснить слова ямщик, вожак, смотритель. На доске в рамке записываются начало текста последующего объяснения: Это тот, кто... Школьники подбирают необходимые глаголы, характеризующие действия людей этих профессий: Это тот, кто правит лошадями; кто водит (дрессирует) медведя; кто служит (охраняет) на почтовой станции.
Не менее важно при проведении словарной работы учить детей самостоятельно находить в тексте непонятные для них слова. Умственно отсталые школьники без специальной подготовки могут выделить как незнакомое слово непривычную словоформу хорошо известной им лексической единицы. Нередко они в качестве непонятных называют слова, которые неоднократно встречали в тексте и уже использовали.
Для обеспечения внимания детей к слову как к значимой единице, важно в процессе анализа произведения обязательно спрашивать, какие слова им непонятны, предлагать обращаться за разъяснением значения лексемы друг к другу, поощрять тех, кто самостоятельно выделяет в тексте слова, особенно значимые для понимания общего смысла. Такая целевая установка в работе со словом не только воспитывает внимание к тексту, но и закладывает основы коммуникативных навыков: учащиеся расспрашивают друг друга, дополняют неточный ответ одноклассника, не дожидаясь наводящего вопроса учителя.
заключение
Итак, сформулируем некоторые общие требования к проведению словарной работы в специальной (коррекционной) школе:
Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учеб- ного времени. Здесь так же, как и в усвоении любого вербаль- ного материала, необходимо соблюдать принцип небольших шагов, или расчлененности подачи материала. Как показали ис следования В.А. Сумароковой, для учащихся младших классов среднее оптимальное число слов в пределах одного этапа -2-3, для учащихся старших классов — 3—5.
Необходимо стремиться к контекстному объяснению новых слов. По данным психологов, процесс точного запоминания слов заметно эффективнее, если они объединены в темати- ческие группы или включены в предложение.
Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов. Новое слово обязательно прочи- тывается учителем и воспринимается школьниками на слух; да лее разбирается его значение с использованием наглядных или словесных средств при активном участии детей; затем слово еще раз прочитывается учениками, включается в предложение и записывается, если это происходит на уроке грамматики или в не которых случаях на уроках развития устной речи.
Объяснение значения слова — это только начальный этап работы над лексикой. Для введения слова в речь необходимы система упражнений, постоянное повторение слова, включение его в различные контексты.
При активизации лексики важно соблюдать естественность условий. Составляемые учениками предложения должны отражать либо содержание прочитанного текста, либо ситуацию, которая задается учителем и разбирается на уроке с учетом того, что дети узнали на экскурсии, из передачи по телевидению, на других уроках. Любые приемы, которые уводят детей от примитивных стандартных фраз, являются значимыми для уроков русского языка.
Работа над лексикой должна быть тесно связана с работой над грамматической, фонетической и другими сторонами языка. Нельзя усвоить новое слово, не употребляя при этом его разные грамматические формы, не отрабатывая правильность произношения. Без комплексной работы над всеми сторонами языка, без постоянного применения изученного грамматического материала по отношению к конкретным словам новая информация ложится в памяти детей мертвым грузом или же быстро забывается.
Некоторые приемы и формы работы над словарными словами и активизацией словаря на уроках и занятиях в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Группы детей с характерными ошибками
Программой по русскому языку в коррекционной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от учителя коррекционной школы большой творческой работы и глубоких знаний психологических особенностей аномальных детей.
Исследования, проведенные В.В.Вороншвой, позволили выделить несколько групп детей с характерными ошибками в зависимости от того, какой из компонентов письма является у них наиболее пострадавшим. В I группу входят учащиеся с относительной сохранностью фонематического слуха
которым свойственно небольшое искажение звукового состава слова. Такие дети составляют примерно 32% учащихся. Обучаясь по программе и методике вспомогательной школы, они не испытывают особых затруднений в овладении навыками письма.
Вторую группу (25%) составляют ученики со значительными нарушениями звуко-буквенного анализа. Они с трудом дифференцируют и сравнивают произносимые звуки, затрудняются вычленить звук из слова и слога, смешивают сходные согласные. Наиболее типичными для них являются ошибки на замены глазных и согласных, пропуски букв в сложных слоговых структурах .
Следующая группа представлена детьми с нарушением произношения (19%). Из-за дефективности произношения контроль за письмом со стороны слухового анализатора оказывается ослабленным, они пишут так, как говорят. Однако звуковой анализ у них более сохранен. Нарушение фонематического слуха у детей этой группы - явление вторичное, связанное с дефектами произносительной стороны речи.
Учащиеся с двигательной недостаточностью составляют четвертую группу (9%).В их работах встречаются пропуски, замены, вставки. Фонематический слух у них находится в пределах относительной нормы. Однако сохранение в оперативной памяти количества звуков в слове и их последовательности оказывается нарушенным из-за патологической инертности двигательного акта.
К пятой группе В.В.Воронкова относит детей с расстройствами целенаправленной деятельности (12%).Нарушения письма у этих детей вызваны нестойкостью внимания, неуравновешенностью поведения ослабленным контролем за процессом письма.
Кроме этих пяти групп, в практике работы встречаются дети с нарушением зрительного восприятия или пространственной ориентировки.
Таким образом работа по изучению словарных слов должна строиться как на основе учета общих психофизических особенностей умственно отсталых детей, так и в связи с типологическими или индивидуальными их особенностями. Нарушение высшего звукового анализа и синтеза свойственно большинству умственно отсталых детей. Поэтому работу по формированию фонематического слуха, звукового анализа следует проводить фронтально. Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их про-говаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков. В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится. Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.
Вот некоторые виды упражнений для формирования фонетических понятий и фонетического слуха:
1.Из ряда словарных слов выписать те, в которых есть мягкие согласные (например: Улица, машина, молоток, топор, ветер).
2.Выписать слова в 2 столбика: в первый столбик с глухими согласными на конце, во второй - со звонкими согласными на конце слова.
3.Записать слова, которые начинаются на заданную букву;
4.Записать слова в алфавитном порядке, поставить в них знак ударения;
5.Записать слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова;
6. Привести примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге;
7.Выборочные диктанты.
Большая роль в обучении младших школьников отводиться зрительному
восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием демонстрационных таблиц, карточек, картинных словарных диктантов. А так же использование различных дидактических игр, ребусов, кроссвордов и упражнений.
Ряд таких игр, упражнений, кроссвордов содержатся в книге «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы" авторов А.К.Аксеновой и Э.В.Якубовской в разделе "Слова с непроверяемыми написаниями ".Как известно, мышление учащихся начальных классов носит наглядно - образный характерно есть оно опирается на конкретные представления и образы.В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти. Кроме того, следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
1.Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.
2.Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно.
3.Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то что вызывает определенные эмоции.
4.Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Предметом особого внимания на уроках русского языка является так же
развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию или выделению "опасных" мест в слове зеленой пастой, используется такой вид упражнений, как письмо с "дырками", то есть пропускается та буква, в которой можно допустить ошибку. Развивается умение находить чужую ошибку в предложенном задании путем, например, взаимопроверки работ, что приводит к тому, что ребенок учится обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появление.
Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить .Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения . С каждым годом увеличивается число детей поступающих в школу с системным недоразвитием речи. Перед учителем стоит задача - расширить и активизировать словарь детей, научить сознательно составлять словосочетания и предложения. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроках при изучении словарных слов:
1. Выписать из словаря словака заданную тему: "Птицы", "Овощи", "Одежда", "Школа" и так далее.
2. Найти в каждой строке лишнее слово, подчеркнуть его. По какому принципу отобраны слова ?
КАПУСТА, ПОМИДОР, СОЛОМА, МОРКОВЬ.
ПЕНАЛ, ТЕТРАДЬ, ТЕЛЕФОН, КАРАНДАШ.
3,Дополнить предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.
4.По опорным словам составить небольшой рассказ на тему "Школа","Птицы", "Огород".
5.Со словарными словами составить предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные .
6.Заменить предложение одним словарным словом. Комната для занятий в школе (класс). Домашнее животное , дающее молоко (корова).и другие
И еще много других видов занятий.
На первом подготовительном этапе предлагаем проводить следующую работу:
1.Систематизировать слова по темам (во 2классе,например,все слова разделены на следующие темы :"Школа","Животные","Зима","Инструменты"., "Овощи","Улица".)
2.Спланировать ознакомление со словами в течение всего учебного года;
3.Приготовить словарики.
4.А так же определить конкретные цели, а именно:
1)раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова;
2)добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов
3)развивать навыки работы со словом и умение употреблять их в устной и письменной речи.
На следующем этапе - ознакомительном (или этапе введения нового слова)
эффективно использовать загадку, как вид упражнений.
Работу по предъявлению слов можно проводить следующим образом:
1)рассматривание карточки изучаемого предмета или через загадку установление значения этого предмета;
2)проговаривание слова с детьми хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение по порядку всей звуков.
3)чтение напечатанного слова с карточки орфографически и орфоэпически; установление разницы в произношении я написании;
4)запись слов в тетрадях (или словарях) с постановкой ударения, с выдёлением букв, которые надо запомнить.
5)подбор ознакомительных слов (указывается на единообразное написание в корнях), составление словосочетаний и предложений.
6)подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где это возможно.
7)предъявление нового слова в пословицах, поговорках, текстах, детских стихах.
На этом этапе привлекаются слуховая память, потом зрительная и моторная. Работа на этом этапе дает детям возможность понять слова, правильно произносить и написать их, умело употреблять в устной речи .
Третий этап - тренировочно-закрепительный.
Цель его: правильность и осознанность написания слова. На этом этапе приходится использовать многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные упражнения Хорошему усвоению правильного написания способствует письмо по памяти или списывание, предполагающие опору на все виды памяти, диктанты (зрительные, с комментированием, объяснительные ,выборочные, предупредительные, картинные), то есть трудное слово включается во все виды работ , которые может позволить использовать тема домашнего урока.
Четвертый этап: учетно - контрольный.
Цель его : проверить умения учащихся правильно писать изученные слова. Для этого используются не только разные виды слуховых диктантов, но и всевозможные виды дидактических игр и упражнений (о которых говорилось выше), ребусы и кроссворды. Особенно эффективно использовать для проверки знаний учащихся перфокарты .
Пятый этап: итогово - аналитический.
Цель его: выявить, как усваиваются детьми слова с непроверяемыми написаниями. У каждого учителя своя система подведения итогов по классам, с учетом их возрастных и психических особенностей. Можно привести разные примеры работы со словарными словами на уроке. И учителя имеют свои "копилки" и находки в работе над этой темой.
Но хотелось бы отметить, что использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизирует деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас.
В целом, работа по активизации и расширению словаря нацелена на решение следующих задач:
1.Расширение круга представлений об изучаемых предметах, явлениях окружающей жизни;
2.Повышение речевой активности у детей;
3.Одповременное развитие всех сторон устной речи;
4,Организация связного высказывания.
Создание условий для повышения речевой активности требует использование ряда методических приемов и видов работ не только на уроках русского языка, чтения, развития речи, логозанятих, но и других уроках и занятиях,
В коррекционной школе все виды занятий работают на развитие ребенка, коррекцию всех его психических функций, в том числе и на развитие и активизацию словаря.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в коррекционной школе имеются все возможности для развития речевой активности учащихся, воспитания у чих внимания к слову, обогащению словарного запаса, как на уроках, так и
на внеклассных занятиях. А использование вышеперечисленных приемов и грамматических упражнений способствует прочному усвоению словарных слов, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.
Литература
Аксенова А. К. «Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе», М., Владос 2002г
Аксенова А. К. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы»
Под редакцией Петровой В. Г. «Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы», М., Просвещение 1976г