Просмотр содержимого документа
«Словообразовательная работа при изучении имён существительных»
Словообразовательная работа при изучении имён существительных
В русском языке между морфемным составом слов и их принадлежностью к той или иной части речи существует взаимосвязь. Эффективность изучения частей речи повышается, если работу над ними сочетать с усвоением основ словообразования и углублением знаний учащихся о морфемном составе слова.
Необходимость взаимосвязанного изучения морфемного состава слова и частей речи определяется практическими задачами русского языка младших школьников : во – первых, углубляются знания учащихся о составе слова; во- вторых, уточняются их знания о частях речи, младшие школьники подготавливаются к усвоению систематического курса русского языка в среднем звене школы, в частности к усвоению образования частей речи.
Целесообразно проводить систематически словообразовательную работу при изучении всего курса русского языка.
Имя существительное – первая часть речи, которая изучается после темы «Состав слова». Младшие школьники должны использовать свои знания о составе слова применительно к данной теме, при этом полученные знания об образовании слов, обозначающих предмет, наполнять конкретным содержанием.
Словообразовательную работу органически включать в содержание уроков, что способствует углубленному усвоению грамматического материала. Перед нами стоит задача расширить круг практических словообразовательных упражнений при изучении имён существительных с выходом на развитие речи.
Предлагаем следующие упражнения:
У п р а ж н е н и е 1.
При распознавании имён существительных отвечающих на вопросы
к т о? ч т о? можно проводить следующие упражнения:
-От слов лес, печь, вертолёт, камень, двор, груз, бетонобразуйте слова, отвечающие на вопрос к т о?, обозначающие людей по роду их занятий.
- Как образованы имена существительные, отвечающие на вопрос к т о?, и объясните смысл этих слов.
Печник – мастер по кладке и по ремонту печей; образовано от слова печь с помощью суффикса –ник-; печ – ник.
Пограничник – военнослужащий пограничной охраны; образована от слова
граница с помощью приставки по- и суффикса –ник имеется чередование
ц – ч; по - гранич – ник.
Попутчик – случайный спутник, идущий или едущий с кем – нибудь по одному пути; образовано от слова путь с помощью приставки по- и суффикса – чик- ; по – пут – чик.
Все приведённые упражнения должны сопровождатьсяопределением лексического значения слова и семантики суффикса. При этом внимание учащихся обращается на сам факт изменения состава слова, а значит, лексического значения в зависимости от словообразовательного аффикса. Под руководством учителя дети выясняют , от какого слова и с помощью каких суффиксов и приставок образуются слова отвечающие на вопрос к т о? Так учащиеся подводятся к пониманию того, что некоторые одушевлённые существительные образуются от неодушевлённых с помощью различных суффиксов ( а так же с помощью суффиксов и приставок).
В ряде случаев от словообразовательного суффикса зависит грамматический ряд имён существительных. Например, с помощью суффиксов -ник-, -щик-, -тель-, -ист-, -онок-, -ец- и других образуются имена существительные мужского рода, с суффиксами –к-, -от-, -ость-,
-ниц-,(-иц-) – существительные женского рода.
В процессе изучения имён существительных целесообразно нацеливать детей на осознание того, что некоторым существительным ж.р и м.р. свойственны определённые суффиксы. При изучении темы « Род имён существительных» проводим упражнения на развитие умения распознавать род имён существительных по морфологическим признакам.
У п р а ж н е н и е 1.
Сравните пары слов:
сосед – соседка
внук – внучка
гусь – гуска
- Какая разница между этими словами?
- Как образованы имена существительные женского рода?
- По каким признакам определили существительные женского рода?
( С помощью суффикса –к- образуются существительные женского рода)
У п р а ж н е н и е 2.
Объясните различие между однокоренными словами.
- За счёт какой части слова оно возникает.
- Определите род имён существительных.
Ледок, ледник, льдина, льдинка.
Осинка, осинник, подосиновик.
Пушок, пушинка, пух.
Рыбка, рыбак, рыба.
Холод, холодок, холодина, холодец.
У п р а ж н е н и е 3. Продолжите ряд однокоренных слов.
Читать - читатель - читательница.
Воспитать - … - … .
Писать - … - … .
Учить - … - … .
- Какой нужен суффикс, чтобы образовать существительные мужского рода?
(Суффикс –тель- )
- Как образовали имена существительные женского рода?
- Разберите по составу существительные
Читательница, воспитательница, писательница.
У п р а ж н е н и е 4.
К данным словам подберите однокоренные слова – имена существительные мужского и женского рода.
Школа, школьник, школьница.
Сад (садовник, садовница).
Лыжа, ( лыжник, лыжница).
Работа (работник, работница).
Камень (каменщик, каменщица).
Сравните суффиксы существительных мужского и женского рода.
У п р а ж н е н и е 5.
Допишите предложения именами существительными мужского рода, однокоренными с выделенным словом.
Лес охраняет … .
Сапоги чинит … .
Пожар тушит …. .
Словалесник, сапожник, пожарникразобрать по составу.
Возможна двойная мотивация некоторых производных слов, учащиеся часто затрудняются определить суффиксы в этих словах. Так в именах существительных мужского рода на -ник- возможен двоякий разбор: или суффикс -ник-, или два суффикса: -н- и -ик-, вопрос о способе образования данных слов зависит от мотивации. Существительные с суффиксом –ник- соотносительные и с существительным, и с прилагательным. Иногда выделение суффикса –ник- является бесспорным, например, в словах дворник, колхозник, путник, работник, вестник, охотник, помощник, поскольку они соотносительны с существительными. В данных словах связь с существительными очень отчётлива: колхозник - член колхоза; охотник – тот, кто занимается охотой.
Если производное слово можно мотивировать однокоренным прилагательным с суффиксом –н-, то в слове выделяются суффиксы -н- и
- ик-. При разборе подобных слов по составу необходимо, чтобы учащиеся определили лексическое значение слова и с помощью какого суффикса оно образовано. В приведённом нами упражнении важно выявить понимание учащимися смысла слов лесник, сапожник, пожарник. Дети выделяют лексическое значение слова, определяют способ его образования и выделяют значимые части слова.
Например, слово лесник, можно соотнести со словами лес и лесной. При соотнесении со словом лес выделяется суффикс –ник-, при соотнесении с прилагательным лесной – суффиксы –н- и –ик-.
Водник – работник водного, речного транспорта.
Лесник – лесной сторож.
Лыжник – тот, кто занимается лыжным спортом.
Печник – работник печного дела.
Суффиксы имеют не одно, а несколько значений. Так, суффикс -ник- может обозначать следующее значение:
Лицо, название людей по роду занятий, по профессии(колхозник)
Название сосуда (чайник, салатник)
Название помещения (коровник, птичник, скворечник)
Название книги (задачник, песенник)
Название пространства, места, территории ( ельник, цветник, орешник, виноградник)
Название предмета (градусник)
У п р а ж н е н и е 6.
Назовите одним словом и объясните, какое значение может придать словам суффикс -ник- .
Книга для решения задач. (задачник)
Помещение для коров. (коровник)
Человек получающий наследство.(наследник)
Кто выступает в защиту кого-либо. (заступник)
Человек, который любитшутить. (шутник)
Ученик начальной или средней школы.(школьник)
Место, где растёт малина.(малинник)
У п р а ж н е н и е 7.
Найдите в тексте однокоренные слова.
На рассвете, на рассвете
Лучший лов у рыбака.
На рассвете, на рассвете
Лучший гриб у грибника.
Слова гриб и грибник сравнить по значению, по составу, по вопросу.
У п р а ж н е н и е 8.
Выпишите из текста однокоренные слова и объясните, как от слова задача
образовано новое задачник. Определите род имён существительных.
А у Гриши неудача:
Грише задана задача,
Стал задачник он искать…(С.Я.Маршак)
- Какая разница между однокоренными словами?
- За счёт какой части слова эта разница возникет?
Прочитайте историю «Родственники»
- Вы кто такие?
- Я Гусь, это – Гусыня, а это – наши Гусята. Аты кто?
- А я ваша тётя – Гусеница.
- Права ли гусеница?
- Кто является родственниками, а чужаками в этой истории и почему?
У п р а ж н е н и е 9.
Отгадайте загадку. В тесте загадки найдите однокоренное слово к слову – отгадке.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Больше греться не хочу!
Крышка звонко зазвенела:
- Пейте чай. Вода вскипела! (чайник)
- Как образовано слово чайник, разберите по составу.
- Определите род.
У п р а ж н е н и е 10.
Из данного текста выпишите однокоренные слова к слову осина разберите по составу и объясните значение слов.
В солнечный день осенью в осиннике собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там в лесу стало холодно и они вышли погреться на солнышко, на опушку (М. Пришвин)
- Из текста выпишите по три существительных женского и мужского.
Учащиеся в своей речи часто употребляют имена существительные с суффиксами, обозначающими лиц женского пола (-к-, -иц -(а),-ниц-, -их- и др.) и детёнышей (-онок-, -ёнок-) В целях выявления семантики суффиксов
-онок-, -ёнок-, -их-, -иц-, осознанного выделения в словах этих суффиксов и правильного употребления в речи слов с данными суффиксами рекомендуются следующие упражнения.
У п р а ж н е н и е 1.
Катинный диктант.
Учитель показывает картинки с изображением животных. Учащиеся называют имена существительные, определяют род; при помощи суффиксов
-онок- ,ёнок- образуют новые слова, называют детёнышей и записывают их.
-Как называется детёныш волка? ( волчонок)
-При помощи какого суффикса образовано слово, называющие детёнышей от данных слов: тигр, сова, олень, гусь, мышь, кот, утка, коза)
У п р а ж н е н и е 2.
Найдите в тексте однокоренные слова и выделите в них суффиксы, которыми они различаются по своему значению. Определите род имён существительных.
1.Весной на поляне у длинноухой зайчихи родился зайчонок. Живёт зайка под кустиком, боится и нос оттуда высунуть: всё ждёт, чтобы какая – нибудь зайчиха его молоком накормила… .(По Г. Скребицкому.)
В результате словообразовательной работы можно выяснить, что
однокоренные слова зайка, зайчонок, зайчиха образованы от слова заяц.
2. В курятнике живут куры. Там лежат куриные яйца. Скоро из них вылупятся маленькие курочки.
3.Выпал снег, и лес словно заснул. На макушке сосны снежная шапка. Лишь следы на снегу да писк промелькнувшей среди голых ветвей синицы говорят, что жизнь не совсем покинула опустевший лес.
4.В лесу под деревьями ещё лежал снег, но зато на открытых местах уже темнели проталины. Древесные почки начали надуваться, и от этого ветки кустов и деревьев казались не такими голыми, как зимой, а чуть мохнатыми.
У п р а ж н и е 3.
Найдите однокоренные слова, объясните их значение. Как они образованы?
Грибов в нашем лукошке всё прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди с краснеющими шляпками, стояли крепкие подосиновики. Пришлось звать на помощь всех грибников.
(В. Бонч-Бруевич).
Ответ учащихся будет приблизительно таким:
Гриб – растение в виде шляпки, сидящей на ножке.
Грибное (место) – место, где растут грибы.
Грибник– человек, который любит собирать грибы.
Указывается, что прилагательное грибной образовано с помощью суффикса –н-, а существительное грибник– с помощью суффикса –ник.
Следует обратит внимание учащихся на то, что однокоренные слова могут принадлежать как одной, так и разным частям речи (гриб, грибник – существительные, грибное– прилагательное, белела–глагол, белизна – существительное).
У п р а ж н и е 4.
Работа с однокоренными словами предполагает выделение корня, установление его значения. Поэтому целесообразны задания типа:
-Выпишите однокоренные слова, выделите корень, укажите общее в значении слов.
1) Белела гора над чащей лесной. Своей известковую белизной. (С. Щипачёв).
2) Заколосилась рожь. На колосьях повисли словно крохотные щепочки: это пылинки тычинок – рожь зацвела. (Н. Плавильщиков).
3) Запевали песню запевалы,
Подпевали все до одного,
И она им сердце согревала
Только жаром сердца своего!
(А. Прокофьев).
У п р а ж н и е 5.
Допишите слова. Объясните, какая часть слова пропущена. Какое значение имеют суффиксы в этих словах?
В жаркий день лесной тропой
Звери шли на водопой:
За мамой - слонихой топал слон…,
За мамой - лисицей крался лис…,
За мамой - медведицей шёл медвеж… .
При выполнении этого упражнения учителю следует обратить внимание на точность употребления слов, обозначающих действие: топал, крался, шёл, а также на семантику суффиксов –их- (слониха), -иц- (лисица, медведица), которые обозначают названия самок животных.
У п р а ж н е н и е 6.
Прочитайте с стихотворении слова, созданные автором, и объясните, какие слова были образцом для образования новых слов.
Под ногами в листопад
листья жёлтые летят.
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и ребёнок.
(В. Голяховский)
При помощи каких суффиксов образованы слова Шуршиха и Шуршонок?
- Почему для образования слова Шуршиха понадобился суффикс -их-?
-Что он обозначает? Т (Обозначает лиц женского пола; Шуршиха – это мама)
- Какое значение придаёт слову Шуршонок суффикс -онок-? (Называет детёныша, малыша; Шуршонок – это ребёнок.)
Изучение имён существительных открывает большие возможности для проведения словообразовательной работы. Наблюдая за образованием имён существительных, младшие школьники запоминают некоторые суффиксы, в результате чего у них складывается представление об особенностях образования слов данной лексико – грамматической группы. Учащиеся узнают, что образования имён существительных с помощью суффиксов – самый действенный способ образования. Параллельно с изучением грамматического материала младшие школьники знакомятся с основными группами суффиксов имён существительных, осознают что именам существительным свойственны определённые суффиксы.
Словообразовательная работа служит эффективным средством обогащения лексического запаса учащихся и развития умения осознанно употреблять слова с суффиксами и приставками в речевой практике.