Содоклад на педсовет по теме: «Работа по социализации учащихся 5 класса школы-интерната №19 на основе краеведения» (из опыта работы воспитателя Фроловой М.А.)
Содоклад на педсовет по теме: «Работа по социализации учащихся 5 класса школы-интерната №19 на основе краеведения» (из опыта работы воспитателя Фроловой М.А.)
В условиях воспитания в школе-интернате трудности, с которыми сталкивается ребёнок в процессе социализации, удваиваются. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в данном учебном заведении устроена таким образом, что у ребёнка формируется только одна ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает его в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей. Отдельные воспитанники школы-интерната, выходя за его порог, умеют «быть сиротой», т. е. надеяться на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Содоклад на педсовет по теме: «Работа по социализации учащихся 5 класса школы-интерната №19 на основе краеведения» (из опыта работы воспитателя Фроловой М.А.)»
«Работа по социализации учащихся 5-го класса школы-интерната №19 на основе краеведения» (из опыта работы воспитателя Бедаревой В.Г.
В условиях воспитания в школе-интернате трудности, с которыми сталкивается ребёнок в процессе социализации, удваиваются. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в данном учебном заведении устроена таким образом, что у ребёнка формируется только одна ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает его в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей. Отдельные воспитанники школы-интерната, выходя за его порог, умеют «быть сиротой», т. е. надеяться на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.
На протяжении всего периода развития ребёнка в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната, за ним наблюдают и помогают адаптироваться такие специалисты, как: психолог, дефектолог, логопед, медицинский работник, социальный педагог, олигофренопедагог и другие специалисты. Каждый из них вносит свой неоценимый вклад в обучение и воспитание ребёнка. Без специальной помощи, этим детям практически невозможно успешно адаптироваться в каких-либо условиях (в школе или в самостоятельной жизни).
В своей работе для решения данной задачи, я использую краеведческий материал, т. к. большинство выпускников нашей школы возвращаются в родные места, а это помогает им более успешно адаптироваться.
Далее мне хотелось бы привести примеры того, какую работу по социализации учащихся 5-х классов через их знакомство со своей малой Родиной провожу я в качестве воспитателя.
Мной были проведены беседы с воспитанниками на следующие темы: «Мой родной город», «Достопримечательности Таштагола», «Шорцы – коренные жители Горной Шории», «Символы Кемеровской области и Таштагольского района», «Таштагол в годы Великой Отечественной войны», «Город, поселок: органы власти» и др.
Воспитательские часы, связанные со знакомством с Кемеровской областью и Таштагольским районом, провожу с использованием изображений их флага и герба, портретов Амана Гумировича Тулеева и Владимира Николаевича Макуты, географических карт «Российская Федерация», «Кемеровская область», «Таштагольский район», так же включаю для прослушивания гимны области и района. Кроме того, привлекаю статьи из газет «Красная Шория» и «Таштагольский курьер» для освещения наиболее важных событий, происходящих в нашем городе и районе, а также фотоальбомы «Таштагол – 40», «Таштагол – 45», «Таштагол – столица Горной Шории», книги «История Кузбасса в рассказах для детей», «Шорцы. Кто они?» и др., в которых нахожу материал для проведения своих занятий. Так же рекомендую воспитанникам, которые каждый день уезжают домой, смотреть местный телеканал «Эфир-Т».
Для того чтобы ребята лучше представляли себе, как развивался наш город раньше и каким он является сейчас, при помощи технических средств обучения (телевизор и DVD-плеер) показываю им фотографии Таштагола 30-х, 40-х, 50-х, 60-х, 70-х гг. и современные. При этом детям дается задание: сравнить, как выглядело то или иное место в городе (улица, дома, дороги и др.) раньше, и каким оно стало сейчас или сохранилось ли вообще.
Во время знакомства учащихся с культурой, историей, традициями и бытом шорского народа показываю им фрагменты документальных фильмов: «Шорцы» (из цикла «Один день. Новая версия»), «Шория моя (шорцы)», «Неизведанный Кузбасс с Николаем Валуевым». После этого провожу с ребятами беседу по вопросам, которые были им предложены еще до начала просмотра (Например, Кто такие шорцы? Назовите основные занятия шорцев. Какая гора является самой почитаемой у шорского народа? и др.).
В нынешнем учебном году учащиеся моей группы посещают кружок по изучению правил дорожного движения, организованный детско-юношеским центром «Созвездие». После окончания занятий мы с ребятами, как правило, идем от остановки «Трест» до остановки «Ул. Поспелова». В это время я могу выяснить, как они усвоили полученные знания (т.к. им приходиться переходить дорогу по пешеходному переходу, оснащенному светофором и без него), а также задаю им вопросы, направленные на умение ориентироваться в своем городе. Вместе с тем, познакомила их со следующими достопримечательностями: «Памятник сотрудникам органов внутренних дел, проходившим службу в «горячих точках» и принимавших участие в локальных войнах», «Памятник вертолету МИ-2», «Монумент трудовой славы» (или «Камень на ладони»), «Памятник Паровозу», «Памятник Я. И. Баляеву».
В заключении хотелось бы сказать, что краеведческая работа с учащимися 5-х классов на данный момент дает положительный результат, и если она будет систематически продолжаться до 9 класса, то вероятность успешной социализации воспитанников будет высокой.