С данными обучающимися не проводилась работа по изучению истории, культуры, обычаев и традиций Соликамска и еѐ природы (нецелесообразно ограничиваться рассказом, беседой, показом, “разовыми” экскурсиями в музей и ботанический сад);
3.Цель
Приобщение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к познанию истории, культуры, природы родного края, через различные образовательные технологии.
4.Задачи
Формировать представления об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории г. Соликамска, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона;
Воспитывать осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях г.Соликамска;
Изучить природу родного края, ее ресурсов;
Развивать умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать объекты города Соликамска и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
Способствовать пробуждению интереса, бережного отношения к сохранению исторических, культурных и природных ценностей края;
Развивать творческие способности учащихся
5.Направление деятельности
«Соликамск спортивный»
«Соликамск творческий»
«Соликамск культурный»
«Соликамск экологический»
«Соликамск военный»
6. Краткое содержание
Возрастная группа учащихся – 11-12 лет. Проект рассчитан на проведение еженедельных теоретических и практических занятий из расчета 3 часа в неделю продолжительностью 35 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов и предполагают формат внешкольной деятельности. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях города, парках, стадионах.
Проект обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для преемственности внеурочной деятельности школьников 5-9 классов.
Предполагается, что информация о содержании деятельности будет транслироваться через: размещение продуктов деятельности учащихся на выставках в классе и школе; в газете «Соликамский рабочий».
Ожидаемые результаты
Обучающиеся будут иметь представление о городе, в котором живут. Знать, что их «малая» Родина – Соликамск. Знать историю возникновения родного города, его достопримечательности. Иметь представление об исторических памятниках, культурных и спортивных объектах. Знать праздники и традиции, которые отмечаются в городе. Обучающиеся познакомятся со знаменитыми людьми города.
Автор проекта
Григорьева Лариса Александровна, учитель
Полное наименование учреждения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2"
Адрес
г. Соликамск ул. Коммунистическая 1
Сроки проведения
Сентябрь 2018г– май 2021г
Участники проекта
Обучающиеся МБОУ С(к)ОШ №2, педагоги дополнительного образования, специалисты учреждений культуры и спорта.
В 2021 году проект можно расширить направлением «Соликамск промышленный»
17.Значимость проекта для других образовательных учреждений
Методические разработки данного проекта могут использоваться при организации и проведении как целого проекта, так и отдельно взятых мероприятий в любом ОУ;
Проект можно предложить для реализации педагогам из коррекционных школ Верхнекамья на ежегодной конференции по духовно-нравственному воспитанию.
2 Пояснительная записка
Проект «Соляная столица России» направлена на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности школьников. Проект ориентирован на учащихся коррекционной школы с ограниченными возможностями здоровья, что особенно ценно.
Предлагаемый материал о культурном наследии, истории и экологических проблемах родного края отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей школьников с ограниченными возможностями здоровья. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам в старшем звене, расширяется и обогащается представление об окружающем мире, который находится вне поля их чувственного опыта.
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Краеведение играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные и метапредметные связи.
Сегодня много предметов в учебном плане не обходится без изучения культуры, обычаев и традиций своей большой и малой Родины. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей большой и малой Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе занятий, экскурсий, во время наблюдений в природе, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации картин.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке, на предметных занятиях – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, восприятие, речь.
Цель: обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к познанию истории, культуры, природы родного края через различные образовательные технологии.
Задачи:
Формировать представления об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории г. Соликамска, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона;
Воспитывать осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях г. Соликамска;
Изучить природу родного края, ее ресурсов;
Развивать умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать объекты города Соликамска и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
Способствовать пробуждению интереса, бережного отношения к сохранению исторических, культурных и природных ценностей края;
Развивать творческие способности учащихся;
Вовлечь обучающихся в занятия в спортивных секциях.
Формы занятий
Занятия по краеведению являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:
беседы;
учебные спектакли, сценки;
праздники, ярмарки;
экологические сказки;
народные, подвижные и интеллектуальные игры;
ролевые игры;
работа с наглядными пособиями;
работа с объектами живой и неживой природы;
экскурсии;
тестирование;
продуктивная деятельность по изготовлению объектов исследования (газеты, плакаты, презентации, рисунки);
составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник;
“круглые столы”.
Занятия чередуются с посещением городских музеев, культурных и спортивных объектов города. Важную роль играют занятия, организованные с посещением библиотек. На занятиях проводится демонстрация таблиц, фотографий, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал и информационно-коммуникативные технологии.
Режим занятий
1-й год реализации проекта рассчитан на 102 учебных часа:
Модуль «Соликамск культурный» - 34 часа, из них теоретических занятий - 18 часов; практических занятий - 16часов.
Модуль «Соликамск творческий» -34часа, из них теоретических занятий - 22 часа; практических занятий - 12часов.
Модуль «Соликамск спортивный» -34часа, из них теоретических занятий - 12 часов; практических занятий - 22 часа.
2-й год реализации проекта - 102 учебных часа:
Модуль «Соликамск культурный» - 22 часа
Модуль «Соликамск творческий» -22часа
Модуль «Соликамск спортивный» -24часа
Модуль «Соликамск экологический» -34 часа; из них теоретических занятий- 14 часов, практических занятий - 20часов.
3-год реализации проекта - 102 учебных часа:
Модуль «Соликамск культурный» - 17 часов
Модуль «Соликамск творческий» -17часов
Модуль «Соликамск спортивный» -17часов
Модуль «Соликамск экологический» -17 часов
Модуль «Соликамск военный» - 34часа; из них теоретических занятий - 18 часов, практических занятий 16 часов.
Участники проекта: обучающиеся МБОУ С(к)ОШ №2, педагоги дополнительного образования, специалисты учреждений культуры и спорта.
Связи, устанавливаемые для реализации программы
Внутренние: педагоги начального и среднего звена, учитель истории, школьный библиотекарь.