Статья даёт представление о сообщении как о жанре учебной речи. Автор статьи знакомит читателей с пятью правилами успешного выступления (устной формой сообщения). Далее приводится пример отработки умения выступать публично на уроке, проведённом автором в рамках элективног курса "Основы информционной культуры" в 9 классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сообщение как информационный продукт »
1
Сообщение (ответ) как информационный продукт и результат самостоятельной учебной деятельности.
Сообщение – жанр учебной речи. Это устный или письменный текст.
Рассмотрим устную форму сообщения, то есть выступление учащегося на заданную или выбранную им тему.
С точки зрения автора статьи, существуют пять правил успешного представления своего ответа перед аудиторией.
Во-первых, текст сообщения должен быть структурирован. «Поток сознания», выливаемый на головы слушающих – отличительная особенность оратора-неудачника.
Во-вторых, озвучиваемый текст должен быть достаточно эмоциональным, так как эмоциональная информация лучше запоминается. Необходимо также пояснить, что язык письменного сообщения принципиально отличается от языка устного ответа. Это два разных стиля речи. Стиль письменного ответа – научно-популярный, устного – публицистический, а это эмоциональный стиль. Важнейшими инструментами, способными сделать речь выступающего яркой и запоминающейся, являются средства художественной выразительности ( инверсия, метафоры, эпитеты и т. д. ).
В-третьих, успешный оратор (тот, кто выступает с речью) должен обязательно соблюдать регламент.
В-четвёртых, эффективный оратор – тот, кто вызывает доверие, значит, положение его тела должно быть «открытым». Поучиться «открытости» можно, к примеру, у эстрадных звёзд, постоянно демонстрирующих публике ладони.
Пятое правило успешности – интеллигентный имидж выступающего и главная его составляющая – позитивность, проявляющаяся в «некричащем» цвете одежды, в мягких интонациях голоса, в улыбке, в сдержанной жестикуляции.
Открытость и позитивность оратора формируют у слушателей положительное отношение к излагаемой им информации.
Всему этому можно учить воспитанников. Вот пример отработки умения выступать публично на уроке «Репетируем успех», проведённом автором статьи в рамках курса «Основы информационной культуры» в 9 классе.
Для того чтобы отработать умение укладываться в определённое время, делаем следующее. Вначале проводим тест «60 секунд», позволяющий проверить у испытуемых их «чувство времени». Дети сидят за столами в группах, перед ними – песочные часы на 1 минуту. Если внутренние часы спешат или опаздывают, рекомендуем использовать методику «Закладка», это тренировка привычки чувствовать время. Козлов, автор методики, советует:
1.Вставьте закладки через такое количество страниц, на чтение которых у вас обычно уходит около 15 минут ( например, через каждые 5 страниц ).
2.Дойдя до закладки, закрывайте книгу, вспоминайте о том, что было прочтено, потом открывайте и пробегайте по диагонали заново прочитанные страницы и регистрируйте сухой остаток (записывая ключевые мысли, например, на той же самой закладке ).
3.Раз в два-три часа перечитывайте все закладки, чтобы оценить результат от чтения книги за трёхчасовой период.
Далее на уроке учащиеся работают в группах в режиме «мозгового штурма». Они должны за 15 минут подготовить сообщение и выступить с ним. Тема сообщения – любая ( материал собран заранее ). В помощь учащимся – «Карта сообщения» Гина. Она включает в себя первую и последнюю фразы сообщения плюс план остального текста. Первая и последняя фраза должны быть выучены наизусть! Это типичные места сбоя речи. Задача первой фразы – заинтересовать слушателей, привлечь внимание. Завершить сообщение можно стандартной фразой типа «На этом доклад закончен, и я готов ответить на вопросы».
Далее следуют выступления и их обсуждение. В ходе учебного диалога происходит обмен впечатлениями, наблюдениями, полезными и «вредными» советами по пяти перечисленным критериям.
К следующему уроку учащиеся должны подготовить сообщение на любую тему и пройти усложнённый тренинг, позволяющий в будущем легко адаптироваться в реальной обстановке. На этом этапе репетируются выходы из различных затруднительных ситуаций и создаются условия для формирования у воспитанников чувства уверенности.
Умение выступать публично, добиваться в этом успеха и чувствовать себя уверенно является не только важнейшим учебным умением, но и жизненно необходимым для самоусовершенствования личности в течение всей жизни.