СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Я, как классный руководитель, вижу одно из главных направлений своей работы – формирование активной гражданской позиции у своих учащихся, социальной компетентности, то есть освоение учащимися основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений. Навыки решения социально значимых проблем более эффективно осваиваются учащимися в ходе социальной практики, когда ребята участвуют в создании социальных проектов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 41» 603070, г. Нижний Новгород, ул. С.Есенина, дом 11А телефон/факс: (831) 243-60-44
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Выполнил:
учитель английского языка, классный руководитель 7 А класса
Городжанова Ольга Михайловна
тел. 8-906-369-31-09
г.Нижний Новгород
2015 г.
Время предъявляет нам новые требования: наш выпускник должен быть способен внутренне меняться, уметь быстро и адекватно реагировать на все внешние воздействия, анализировать возникающие проблемы и предлагать свои решения. Новые и нестандартные, как и сами проблемы.
На всё вышеперечисленное способен только человек творческий, самостоятельный в познавательной и практической деятельности и (обязательно!) нравственно ответственный. Формирование такой личности и есть цель современного воспитания. Эту же стратегическую цель как педагог ставлю перед собой и я.
Но приблизиться к достижению её можно лишь с помощью решения основной стратегической задачи – создания условий для раскрытия всех потенциальных задатков ребенка.
Я, как классный руководитель, вижу одно из главных направлений своей работы – формирование активной гражданской позиции у своих учащихся, социальной компетентности, то есть освоение учащимися основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений. Навыки решения социально значимых проблем более эффективно осваиваются учащимися в ходе социальной практики, когда ребята участвуют в создании социальных проектов. Совместный труд школьников, педагогов, родителей, ветеранов, общественности способствует формированию духовно-нравственных, патриотических ориентиров молодежи. При завершении проекта у участников появятся уникальные знания о военном периоде страны, усилится позитивная система жизненных ценностей, куда особой составляющей войдет более бережное, внимательное отношение к историческому прошлому страны, гордость за ветеранов военных действий, за своих дедов и прадедов. Связующей нитью, объединяющей людей разных возрастов, профессий и положения, должна стать планомерная поисковая, исследовательская и творческая работа, посвященная знакомству с судьбами жителей нашего города– ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Посещения ветеранов на дому, встречи в школе, записи воспоминаний, создание видеофильмов-интервью, организация фотовыставок, презентаций, выпуск газет, - позволит не просто укрепить связь поколений, но и по-особому раскроет значимость Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, пропустив ее уроки через наши сердца, сердца современных школьников, каждого участника проекта. Привлечение родителей к гражданско-патриотическому воспитанию считаю особенно важным.
«Патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны», - писал наш великий соотечественник Н. А. Добролюбов.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
Патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Особенно важно гражданско-патриотическое воспитание в контексте современной политической ситуации. Необходимо видеть тонкую грань между патриотизмом и национализмом. И в год 70-летия Победы появляются огромные воспитательные возможности для патриотического воспитания. Именно в подростковом возрасте формируются основные ценностные ориентиры, поэтому очень важно применять основные принципы гражданско-патриотического воспитания при планировании воспитательной работы.
Социальное проектирование есть способ выражения учащимися идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению. Для учителя социальное проектирование – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации.
Чтобы развить у учащихся демократические привычки, помочь им стать активными гражданами нашего города, я предлагаю им выйти из школы, чтобы увидеть социально-значимые проблемы города, проблемы других людей.
Применение проектных технологий в социально – педагогической работе, включающей детей в социально-значимую деятельность, развитие у них учебно- исследовательских (проектных) навыков работы в области социально – значимых проблем, как своего города, так и страны в целом, на мой взгляд, является инновационной составляющей социально – педагогического образования и воспитания в нашей школе. Технология социального проектирования имеет глубокие российские корни. Взять хотя бы всем известного Тимура и его команду (эту традицию мы реализуем в нашем проекте). Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Виды социальных проектов воспитанников:
Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации)
Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
Цель социального проектирования – привлечение внимания воспитанников к актуальной социальной проблеме, сохранения исторической памяти в семье и школе; включение детей в реальную практическую деятельность по реализации данной цели.
Мне бы хотелось поделиться опытом организации социального проекта гражданско-патриотической направленности «Наследники Победы» в 6-а классе в 2014 – 2015 учебном году.
Цель проекта: Установление тесной связи поколений, оказание действенной практической помощи ветеранам. Формирование знаний на основе проектно-исследовательской деятельности школьников.
Задачи проекта:
• воспитание интереса и уважения к истории своей страны, начинающейся с родного города;
• приобретение школьниками опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах;
• развитие и поддержка социально-значимой деятельности детей;
• формирование толерантности и стремления к проявлению постоянного внимания и заботы к старшему поколению.
Значимость проекта:
Работа над проектом, претворение его в жизнь имеет большое значение в плане воспитания у обучающихся интереса к истории Отечества, к людям – участникам этих событий, живущим в нашем районе, воспитания в подрастающем поколении чуткости, доброты, внимательности к пожилым людям; формирование активной жизненной позиции.
Тип проекта: долгосрочный
Срок исполнения: сентябрь 2014 - май 2015
Участники проекта: учащиеся и родители 6-а класса, педагоги МБОУ СОШ №41 Канавинского района, г. Нижнего Новгорода.
Можно выделить несколько этапов реализации социального проекта.
I этап. Разработка социального проекта. Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы. Сбор теоретической информации. Первым этапом нашего проекта стала работа «Семейные реликвии», в которой группа учащихся 6-го класса исследовала проблемы преемственности поколений, пыталась найти ответы на вопрос: ощущает ли современная семья потребности в хранении семейных реликвий? Ребята провели социологические исследования среди учащихся школы, проанализировав данные, пришли к выводам, что во многих семьях не хранятся сведения о своих родственниках, что прервана связь поколений, и немногие школьники могут рассказать о своих предках, что утеряно в обществе такое понятие, как семейная реликвия (Приложение 1). И тем не менее, ребята собрали интересные рассказы о семейных реликвиях учащихся нашей школы, сфотографировали эти реликвии, составили альбом. Авторы проекта выступили с итогами этой работы на классных часах в 5 - 7 классах с целью возродить интерес у школьников к изучению истории своей семьи. Продолжением данной работы будет участие в конкурсе «Моя семья в истории страны – 2016».
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне учащимся нашей школы было предложено принять участие в проекте «Бессмертный полк». После классного часа, на котором я предложила ребятам подобрать информацию о родственниках, переживших войну, реакция была вялой, почти все ребята сказали, что таких родственников у них точно нет. Тогда я подключила родителей. Ребята поговорили с родственниками собрали много информации для Книги Памяти нашего класса. В нее вошли рассказы наших учеников о своих родственниках, которые воевали на фронтах войны и ковали победу в тылу. Ребята собрали большой документальный материал: военные фотографии, наградные документы, письма с фронта, похоронки. Этот материал исследуется на уроках, во внеклассной работе и пополнил коллекцию школьного музея Боевой славы.
II этап. Социально-значимая деятельность участников проекта.
В рамках реализации данного этапа проекта ребята взяли шефство над одинокими ветеранами нашего района. Многие из них были на торжественном вручении медалей в нашей школе, кроме медалей ребята вручили ветеранам открытки, сделанные своими руками. Особенно запомнились встречи с ветераном Великой Отечественной войны Емельяновой Тамарой Александровной. Ветеран Великой Отечественной войны, к, сожалению, в виду тяжёлой болезни на наши мероприятия прийти не смогла (ей уже 93 года). Но, тем не менее, дети с большим энтузиазмом с подготовленными для выступления стихами, с подарками, изготовленными в течение учебного года на мастер-классах родителей отправились к ней домой на встречу, которая прошла в уютной домашней обстановке. Тамара Александровна с радостью встретила ребят, рассказала об интересных моментах фронтовой жизни, показала боевые медали, грамоты, выслушала с воодушевлением стихи детей, и, в заключении дала им напутствия на дальнейшую жизнь. Подобные встречи мы продолжаем и в новом учебном году. (Приложение 2)
Кроме подобной волонтерской акции, важно применять полученные навыки и в учебной деятельности. Преподавание иностранного языка в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета. Главное не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем.
Реализация проекта совпала с изучением темы «Супергерои» в 6 классе. На вопрос «Кого в России мы можем назвать супергероем?» учащиеся дали неожиданный ответ – ветераны Великой Отечественной войны. Таким образом, социальный проект продолжился на уроках иностранного языка в виде сообщений о героях войны на английском языке.
III этап. Оценка реализации проекта.
На данном этапе была проведена диагностика «Ценностные ориентации» по сплочению коллектива, которая показала насколько изменились ценностные ориентиры и как повысился уровень сплоченности коллектива к завершению проекта. Повысился авторитет таких ценностей как хорошая общая обстановка в стране, в нашем обществе и общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей). (Приложение 3)
Мой опыт организации работы над социальными проектами позволил выделить следующие положительные результаты данного метода:
в ходе работы над социальными проектами у учащихся формируются навыки поисковой деятельности, умения общаться со взрослыми людьми, вести диалог, работать с официальными документами, отстаивать свои права, навыки коллективной работы в команде;
привлекается внимание ребят к актуальным социальным проблемам города, окружающих людей;
ребята вовлекаются в реальную практическую деятельность.
Но, в то же время, можно выделить и недостатки, которые проявились в ходе реализации проекта:
недостаточная мотивация учащихся на активную деятельность;
отсутствие навыков работы с информацией;
низкая заинтересованность родителей в совместной деятельности с детьми.
IV этап. Трансляция полученных знаний.
В итоге реализации проекта учащиеся 6-а класса стали членами творческой группы школьного Музея Боевой славы. И в этом учебном году все они проведут экскурсии для учащихся начальной школы и примут участие в конкурсах «Юный экскурсовод», «История обычных вещей», «Конкурс поисковых групп».
В результате можно сказать, что гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Работа над проектом позволила почувствовать, как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Эта работа выявила не только положительные качества, но и позволила определить слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Богачева Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся [Текст] / Г. Г. Богачева // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 92-106.
Введение в научно-исследовательскую работу: учебная программа./Школа, -1996-№2 Нечаев М.П.
Викторова Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие//Дополнительное образование.- №1, 2006.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вебрум-М, 200 Колчина М.С.
Мейдер Вячеслав «Личность педагога в образовательном пространстве». http://atheismru.narod.ru/humanism/journal/44/meider.htm Никитина Р.И. др.
Нечаев М.П. Содержание и технология управленческой деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе. М., 2007.
Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся: Учебное пособие.– М.: Народное образование, 2001.
Рукавишникова Е.В., Васильева Г.А., Жиркова М.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников / /Дополнительное образование.- №10, 2005.
Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся//Дополнительное образование.- №8,2004.
Сбор информации о ветеранах микрорайона Мещерское озеро, о семейных реликвиях (интервьюирование учащихся нашей школы)
Октябрь – Декабрь, 2014
Создание презентации «Герои нашего района» на основе собранной информации (связана с днём Героев Отечества)
Декабрь-Февраль 2014-2015
Создание поздравительной открытки в рамках акции «Поздравь ветерана»
Февраль, 2015
Участие в торжественном вручении медалей к 70-летию победы
Февраль, 2015
Организация чаепития с женщинами-ветеранами микрорайона
Март, 2015
Посещение на дому, помощь в уборке
В течение года
Конкурс чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне.
Апрель, 2015
Участие во всероссийском шествии «Бессмертный полк»
Май, 2015
Подготовка подарочных пакетов, поздравление ветеранов с Днём Победы
Май, 2015
Приложение 3
ТЕСТ НА ИЗУЧЕНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ И ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО
Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) группы можно замерить
помощью методики "Ценностные ориентации" Рокича (адаптированная Ядовым).
Ниже приведен список наиболее обобщенных ценностей человеческой жизни. Прочитайте весь список и проставьте в колонке слева (предварительный выбор) цифры от 1 до 18, соответствующие значимости этих ценностей для вашей личной жизни. (1 - самая важная для вас ценность, 2 - менее важная ценность и т.д. до 18).
После этого, просмотрите порядок расстановки ценностей, внесите, если есть необходимость, изменения и окончательный выбор занесите в колонку справа.
Будьте внимательны!
Активная деятельная жизнь
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
Здоровье (физическое и психологическое)
Интересная работа
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)
Любовь
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений, жизнь с комфортом)
Наличие хороших и верных друзей
Хорошая общая обстановка в стране, в нашем обществе
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)
Познание (интеллектуальное развитие, расширение образования, общей культуры)
Равенство (равные возможности для всех)
Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках
Свобода как независимость в поступках и действиях
Счастливая семейная жизнь
Творчество (возможность творческой деятельности)
Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)
Удовольствия (жизнь полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)