г. Горнозаводска
г. Горнозаводска
г. Горнозаводск, 2015 год
Нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело.
- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;
- воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;
- познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;
- учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;
- развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме, обогащать словарный запас;
- учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку.
Формы работы с учащимися ГПД по проекту «Экология души» |
Дни недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Сентябрь |
1-ая неделя Тема: «Лес – многоэтажный дом» | Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе. Дидактическая игра «Найди дерево по описанию». | Дидактические игры «Найди свое дерево», «Узнай и назови». | Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков Настольно-печатная игра «Прогулка в лес». | Дидактическая игра «Магазин «Семена». | Экскурсия в парк. Сбор осенних листьев для гербария. Дидактическая игра «Что помогает растениям расти». |
2-ая неделя Тема: «Животные леса осенью» | Беседа с детьми о животных леса, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса. | Беседа о взаимосвязях, существующих в природе, составление пищевых цепочек. Дидактическая игра «Кто чем питается?». | Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме. Отгадывание загадок. | Рисование деревьев и лесных зверей. | Дидактическая игра «Кто где живет?». |
3-я неделя Тема: «Насекомые» | Наблюдение за насекомыми. | Беседа на тему «Насекомые осенью» | Словесно-дидактическая игра «Четвертый лишний» | Чтение художественной литературы: В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича» | Дидактические игры «В слова», «Летает-не летает». |
4-ая неделя Тема: «Водоем и его жители» | «Водоем и его жители» | Рисование водоема и его обитателей. | Словесно-дидактическая игра «Кому нужна вода» | Чтение художественной литературы: рассказа Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» | Поход к водоему. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». |
Октябрь |
1-ая неделя Тема: «Декоративные рыбки» | Наблюдение за аквариумными рыбками. | Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются». | Дидактическая игра «Угадай по описанию». | Чтение художественной литературы: Л. Бере «Рыбка» (пер. с англ. О. Образцовой) О.Г. Зыкова «Камбала», «Рыба-прилипала». | Рисование «Моя любимая рыбка». |
2-ая неделя Тема: «Человек – часть живой природы» | Наблюдения за людьми, внешним видом, поведением. Беседа о характере, поступках, интересах | Беседа о живой и не живой природе. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса. Беседа о человеке, о строении человеческого организма. | Дидактическая игра «Из чего состоит человек» | Чтение художественной литературы: А. Дайнеко «Вот на земле огромный дом», С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц». | Художественное творчество. Рисование человека. |
3-я неделя Тема: «Овощи и фрукты на нашем столе» | «Овощи и фрукты». Дидактическая игра–сказка «Фрукты и овощи». | Беседа о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов. Дидактическая игра «Определи на вкус». | Чтение художественной литературы: Ю. Тувин «Овощи»; Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок». | Дидактические игры «Съедобное - не съедобное»; «Вершки-корешки». | Художественное творчество. Аппликация «Ваза с фруктами», «Овощи на тарелке». |
4-ая неделя Тема: «Растения в нашем уголке природы» | Беседа о комнатных растениях; о необходимости для них условий жизни; об элементах труда. | Познавательно-исследовательская деятельность. Опыты (различная потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете). | Труд в уголке природы.
| Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин». Дидактические игры «Садовник», Угадай растение», Назовите растение». | Чтение художественной литературы: Б. Житков «Что я видел», «Сад». |
Ноябрь |
1-ая неделя Тема: «Осень золотая». | Наблюдение за живой и неживой природой | Рассматривание репродукций художников об осени. Беседа об осени. | Развлечение «Осень –русская краса». | Дидактические игры «Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото». | Составление коллажа из листьев и ягод «Осенний пейзаж». |
2-ая неделя Тема: «Птицы осенью» | «Птицы осенью» (беседа о перелетных птицах). | Наблюдения за птицами на участке. | Дидактические игры «Кто лишний», «Кто где живет», Перелетные - зимующие». Подвижная игра «Перелет птиц», «Совушка». | Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек», И. Крылов «Кукушка и петух», Е. Чарушин «Утка». | Просмотр фильма «Перелетные птицы». |
3-я неделя Тема: «Птицы живого уголка» | Наблюдения за птицами живого уголка (попугаями). Дидактическая игра «Кто наблюдательный». | Уход за обитателями живого уголка. | Игра-имитация «Я загадаю, а вы угадайте». | Дидактическая игра Перелетные- зимующие». Подвижная игра «Перелет птиц». | Художественное творчество. Лепка «Красивая птица» |
4-ая неделя Тема: «Жизнь хомяка в природе» | Наблюдение за хомяком в клетке: окрас, повадки, чем питается, как ест (рассмотреть корм, покормить), уход.
| «Жизнь хомяка в природе».
| Чтение художественной литературы: М. Зверев «Суслики», «Хомяки». | Дидактическая игра «Замаскируй хомячка». | Художественное творчество. Рисование «Хомячок». |
Декабрь |
1-ая неделя Тема: «Зимующие птицы». | Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). Рассматривание следов на снегу, кормление птиц. | Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа. Просмотр фильма «Зимующие птицы». | Изготовление кормушек для птиц. | Чтение художественной литературы: Г. Серебрецкий «Берегите птиц», И. Поленов «Синичкины кладовки». | Работа в дневнике наблюдений. Дидактические игры «Голоса птиц», «Я -загадаю, а вы -отгадайте». |
2-ая неделя Тема: «Как лесные звери проводят зиму». | «Как лесные звери проводят зиму». | Беседа о труде лесника (рассматривание картины «Лес», иллюстраций, чтение художественной литературы). | Дидактические игры «Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу». | Чтение художественной литературы: В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал». | Художественное творчество. Лепка «Звери на новогодний праздник». |
3-я неделя Тема: «Зимушка- зима». | Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы. | «Пришла красавица зима». | Дидактические игры «Найди ошибку», «Когда это бывает?», «Чей силуэт?». Ритмопластика «Снежинки». | Чтение художественной литературы: С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…», Н. Павлова «Под снегом на лугу», С. Есенин «Пороша». | Экскурсия в парк «Вот и к нам пришла зима» |
4-ая неделя Тема: «Деревья зимой». | Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза). Работа в фенологическом календаре. | Беседа о деревьях. Дидактические игры «Что где растет?», «С чьей ветки детки». Сюжетно-ролевая игра «в лес за дровами». | Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе. | Чтение художественной литературы: Т. Шорыгина «Сосновые леса», «Зимний ельник», «Прогулка в лес». | Художественное творчество. Рисование. «Нарядная ёлка». |
Январь |
1-ая неделя | _ | _ | _ | _ | _ |
2-ая неделя | _ | _ | _ | _ | _ |
3-я неделя Тема: «Мой любимый цветок». | Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода. Труд в уголке природы. | «Узамбарская фиалка –цветущее растение». | Чтение художественной литературы: Е. Серов «Фиалка». | Дидактические игры «Кому что нужно», «Как выросла фиалка». | Художественное творчество. Рисование. «Мой любимый цветок». |
4-ая неделя Тема: «Мы все такие разные». | «Мы все такие разные». | Беседа «Кто чем любит заниматься?» | Дидактические игры «Мы все разные», «Найди себе пару». | Чтение художественной литературы: Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» | Художественное творчество. Рисование. «Портрет своего друга». |
Февраль |
1-ая неделя Тема: «Живое – неживое» | «Живое – неживое» (Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т.д.). | Наблюдения за птицами живого уголка (попугаями). Труд – уборка клетки, кормление. | Дидактические игры «Какая она?», «Кто чем питается». | Чтение художественной литературы: В. Бианки «Рыбий дом», Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей». | Просмотр фильма «Животные». |
2-ая неделя Тема: «Глаза – зеркало души» | НОД. «Глаза – зеркало души» - беседа о зрении и глазах. | Беседа о правилах сохранения зрения. Гимнастика для глаз. | Дидактическая игра «Жмурки». Сюжетно-ролевая игра «На прием к офтальмологу». | Заучивание стихотворения. «Видеть папу, Видеть маму, Видеть небо и леса. Помогают нам глаза». | Экспериментирование «Волшебные стеклышки». Знакомство с приборами для наблюдения – микроскоп, лупа, бинокль. |
3-я неделя Тема: «Особенности слуха у животных и человека». | «Особенности слуха у животных и человека». | Беседа о правилах сохранения слуха. «Психогимнастика» | Дидактические игры «Проверяем слух», «Хвастушка», Что услышал?», «Чьи уши?». Сюжетно-ролевая игра «На прием к отоларингологу». | Чтение художественной литературы: Э. Мошковская «Уши», Е. Бахдуренко «Уши и язык». | Работа по картинкам. |
4-ая неделя Тема: «Зима недаром злится, Прошла её пора…» | «Прошла зима холодная» | Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме. | Дидактические игры «Приметы зимы», «Когда это бывает?». Игра-имитация «Снежные явления». | Чтение художественной литературы: Конкурс-викторина стихотворений о зиме. | Художественное творчество. Рисование. «Чем красива зимняя природа». |
Март |
1-ая неделя Тема: «Как поссорились март и февраль» | Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели. | Беседа «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи» | Дидактические игры «Сравни и найди», «Бывает – не бывает». | Чтение художественной литературы: И. Токмакова «Весна», Ф Тютчев «Весенние воды» | Рассматривание картин И. Левитана «Март», И. Грабарь «Февральская лазурь». |
2-ая неделя Тема: «Русское поле» | «Хлеб – наше богатство». | Рассматривание иллюстраций в книге «Хлеб – главное богатство России», гербария. | Пословицы, поговорки о труде. | Чтение художественной литературы: Н. Юсупов «Голубь и пшеничное зерно», Ю. Круторогов «Дождь из семян». | Дидактические игры «Каравай», «Узнай растение», «Пищевые цепочки», «Ботаническое лото». |
3-я неделя Тема: «Птицы весной» | Беседы и наблюдения за птицами | Обобщающая беседа с использованием схем, моделей. Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т.д.) | Игра-имитация «Строим гнёзда». Дидактическая игра «Попрыгунчики-воробышки». | Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесные домики», И. Поленов «Синичкины кладовки» | Художественное творчество (оригами). «Голубь», «Воробей» или «Лебедь». |
4-ая неделя Тема: «Органы чувств» | «Как мы чувствуем запахи» (беседа с элементами самонаблюдения). | Беседа «Какие бывают болезни и как уберечься от инфекций». | Дидактические игры «Узнай запах», «Можно-нельзя» | Чтение художественной литературы: Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия». | Художественное творчество. Лепка человека. |
Апрель |
1-ая неделя Тема: «Домашние животные». | Наблюдение за кошкой, собакой (внешний вид, повадки, что едят, какую пользу приносят и т.д.). | Рассматривание картин, иллюстраций. Дидактические игры «Вспомни и назови», «Кто что ест». | «Домашние животные» | Чтение художественной литературы: А. Введенский «Щенок и котенок», К. Ушинский «Слепая лошадь». | Показ фильма «Домашние животные» |
2-ая неделя Тема: «Цветущие деревья». | Рассматривание картинок цветущих деревьев. | Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели | Чтение художественной литературы: «Литературный калейдоскоп». | Экскурсия в парк. | Художественное творчество. Рисование. «Цветущая ветка». |
3-я неделя Тема: «Космос. Вселенная». | «Вселенная». | Экскурсия в мини-музей «Космос». | Наблюдения вечером «Кого можно увидеть на небе». | Чтение художественной литературы: Н. Носов «Незнайка на луне», А. Митяев «12 апреля – День космонавтики». | Показ фильма «Космические путешествия». |
4-ая неделя Тема: «Тело человека». | «Тело человека» (беседа о коже, о скелете, о росте, как человек спит и т.д.) | Рассказ воспитателя «Что могут делать руки и ноги». | Беседа «Как люди заботятся о своем здоровье весной». | Чтение художественной литературы: Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия», К. Чуковский «Доктор Айболит» | Поделки из природного материала. |
Май |
1-ая неделя Тема: «Первые цветы на участке» | Наблюдение за растениями на участке. Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре. | НОД. «Первые цветы на участке» (сравнительный рассказ о мать-мачехе и одуванчике). | Эстафета-игра «Собери цветок». Игра-имитация «Собери нектар с цветов». Дидактическая игра «Отгадайте: «Почему?». | Чтение художественной литературы: Н. Павлова «Хитрый одуванчик», Т. Белозёров «Одуванчик». | Художественное творчество (оригами). «Красивые тюльпаны». |
2-ая неделя Тема: «Весенние заботы птиц». | Наблюдение за появлением перелетных птиц (скворец, соловей). Послушать пение птиц. | Беседа с детьми о соловье, дятле, голубе. | Подвижные игры «Совушка», «Перелет птиц», «Коршун и наседка». | Чтение художественной литературы: Г. Скребицкий «Берегите птиц», А. Барков «Голоса леса». | Художественное творчество (оригами). «Сова», «Воробей». |
3-я неделя Тема: «Как человек охраняет природу» | Рассматривание и беседа о Красной книге. | «Национальный парк «Завидово» (беседа, рассматривание, книг, иллюстраций) | Экскурсия в лес. | Составление природоохранительных знаков и их обсуждение. | Беседа «Чем мы можем помочь природе?» |
4-ая неделя Тема: «Строим экологический город». | Наблюдения за растениями, птицами, насекомыми. Наблюдение разных видов дождя: кратковременный, затяжной, грибной, слепой, ливневый. | Оформление клумб перед детским садом. Посадка рассады цветов. | Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны». | | Художественное творчество. Рисование. «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта». |