Социализация детей и подростков средствами внеурочной деятельности и дополнительного образования детей
Социализация детей и подростков средствами внеурочной деятельности и дополнительного образования детей
Социализация детей и подростков на сегодняшний день-одна из важнейших задач воспитательной деятельности в школе. В МОУ-Лицей №2 города Саратова накоплен богатейший опыт в этой области. Внеурочная деятельность и дополнительное образование способствуют этому. На примере конкретных дел автор показывает разные формы и методы работы в плане социализации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социализация детей и подростков средствами внеурочной деятельности и дополнительного образования детей»
Социализация детей и подростков средствами внеурочной деятельности и дополнительного образования детей
Новый Федеральный государственный стандарт общего образования фиксирует особый тип результатов образования - личностные результаты, напрямую связанные с социализацией учащихся. Понятие социализации регулярно упоминается в важнейших разделах стандарта, как, впрочем, и во многих ключевых образовательных документах наших дней. При этом зачастую мы упускаем из виду, что юный человек входит не только в общество как систему социальных связей и отношений, но и в культуру этого общества. И эти два процесса вовсе не обязательно совпадают друг с другом. Именно поэтому мы в Лицее считаем крайне важным выделение двух сторон социализации при планировании и реализации программ социализирующей направленности. Именно поэтому мы считаем крайне важной работу по реализации программ социализирующей направленности, понимая под социализацией вхождение ребенка и в систему социальных связей и отношений, и в культуру общества.
Как известно, внеурочная деятельность и система дополнительного воспитания учащихся объединяют все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Анализируя собственный и не только опыт практической реализации процесса социализации ребенка в школе, мы обратили внимание на так называемую проблему «заурочивания воспитания» (этот термин ввел Владимир Абрамович Караковский): речь идет о переносе учебных форм и учебного содержания на общественную среду школы и на внешкольное пространство. То есть, когда вместо реального детского самоуправления – педагоги задают детям ситуацию «самостоятельной работы», вместо живой клубности – добровольно-принудительные факультативы и кружки, вместо совместных детско-взрослых социальных проектов – педагогически заданные учебные проекты. Безусловно, на это существуют свои причины: это и отсутствие необходимой материальной базы, и недостаточное финансирование, и дефицит высококвалифицированных компетентных специалистов. Но, коллеги, именно в этих условиях нам предстоит решать сложные задачи современного образования.
Как решает задачи социализации и воспитания своих учеников педагогический коллектив Лицея? Прежде всего, мы опираемся на многолетние образовательные и воспитательные традиции, которые не только бережно храним, но и развиваем, модернизируем. Задолго до введения ФГОС при планировании и организации воспитательной работы мы активно использовали экспертизу качества работы школьных кружков и секций, а также – формирование социального заказа на дополнительное образование детей и подростков, стремясь удовлетворить конкретные потребности и запросы учащихся и их родителей. В настоящее время эта работа проводится более целенаправленно.
В связи с тем, что Лицей находится в относительной территориальной отдаленности от основных культурных и спортивных объектов города, для организации внеурочной деятельности и дополнительного образования мы активно используем собственные ресурсы. В прошедшем 2013-2014 уч. году на базе лицея действовали 79 кружков, творческих объединений и спортивных секций, представленные 13-ю различными направлениями. При этом общий охват учащихся составил 97%.
В мае 2014 года состоялось заседание Межведомственной коллегии по вопросам развития дополнительного образования детей под председательством Министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова, на которой были определены приоритетные направления развития сферы дополнительного образования детей, в частности - развитие сферы дополнительного образования подростков и молодежи как составляющей национальной системы подготовки к службе в рядах вооруженных сил.
Данное направление представлено в Лицее военно-патриотическим клубом «Ратоборец», который существует с 2008 года. Руководителем клуба является учитель ОБЖ, подполковник Емельянов Геннадий Николаевич. Также занятия с подростками проводят учителя физической культуры – Фомина Ольга Александровна и Аникин Александр Викторович, а по военно-исторической тематике – учитель истории Усова Татьяна Владимировна. Работа клуба строится по трем системообразующим направлениям:
воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил России;
военно-спортивные игры;
и взаимодействие школьного и воинских коллективов.
Как известно, одним из критериев успешности деятельности педагога и образовательного учреждения в целом служат победы в разного рода соревнованиях, состязаниях, конкурсах, выставках. В 2013/2014 уч.году команда лицея заняла 1 место в районной, городской и областной военно-спортивной игре «Зарница»,…а также 1 место в городской Спартакиаде молодежи допризывного возраста.
В настоящее время члены команды занимаются подготовкой к финальным соревнованиям игры «Зарница Поволжья» среди учащихся общеобразовательных школ и профессиональных училищ Приволжского федерального округа, которые состоятся в период с 14-го по 19 сентября 2014 г. в Оренбургской области.
При этом радует и статистика поступления выпускников лицея в высшие военные училища: среди поступивших – члены военно-патриотического клуба «Ратоборец».
В последнее время в обществе стало набирать силу волонтерское движение.
Уже 4 года в лицее успешно действуют волонтерский отряд «Очаг» (рук. Чернова С.И.), который объединяют неравнодушных, инициативных, сопереживающих ребят разных возрастов. Члены отряда не только выступают инициаторами и организаторами всех общешкольных социальных акций, но и активно участвуют в мероприятиях различных уровней. Только за прошедший уч. год ребята провели 6 крупномасштабных акций, в которых приняли участие практически все лицеисты: от самых младших до выпускников.
Неизгладимое впечатление на самих волонтеров и тех ребят, кто им помогал, произвела работа с детским приютом «Возвращение». Ребята устроили воспитанникам приюта настоящий Новый Год: с долгожданными подарками, настоящей новогодней сказкой и праздничными угощениями! Средства на все это были собраны на Благотворительной ярмарке.
Ребята в волонтерских отрядах приобретают неоценимый опыт социального взаимодействия;…учатся видеть и анализировать насущные социальные проблемы, и учатся их решать;… находят единомышленников и расширяют круг общения.
Как мы видим, успешность процесса социализации ребенка в школе зависит от реализации двух условий:
во-первых, это обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения;
а во-вторых – самореализация детей в процессе социального взаимодействия.
При этом самореализация предполагает предоставление возможности ребенку
более полно раскрыть себя в отношении с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития.
Примером того, насколько успешно мы стараемся реализовать эти условия в системе дополнительного образования, служит развитие такого трудоемкого и, одновременно, очень яркого направления работы как лицейский Фестиваль Театров Моды «Серебряный наперсток», который ежегодно проводится в Лицее с 1994 года. И если сначала в фестивале принимали участие только классные коллективы, то со времением формы участия менялись с учетом потребностей детей – коллекции стали представлять разновозрастные коллективы, объединенные коллективы из разных классов одной параллели. Лицейские коллекции всегда были активными участниками районных, городских и областных мероприятий,…в последнее время постоянно действующий театр моды «Фантазия» уверенно шагнул на всероссийскую и международную арену и одержал победы в следующих конкурсах:
Международный детский и юношеский конкурс-фестиваль «Волга в сердце впадает мое»
XVII межрегиональный фестиваль-конкурс детских театров моды «Весенний вернисаж»
II Всероссийский фестиваль детского и молодежного творчества «На полянах Деда Мороза», проходивший при поддержке Национальной Академии Индустрии Моды Вячеслава Зайцева. На этом фестивале театр моды «Фантазия» получил в награду изготовленное специально для фестиваля эксклюзивное украшение завода «Северная Чернь»…«Перо Жар-птицы» в золотом исполнении.
Лицейские коллекции устроят грандиозное дефиле в День Города для жителей микрорайона.
Конечно, в рамках одного выступления невозможно всесторонне проанализировать деятельность лицея по такому важному направлению как социализация детей и подростков средствами внеурочной деятельности и дополнительного образования. Тем более что в первую очередь хотелось поделиться успехами. Как и у всех общеобразовательных учреждений, у нашего Лицея есть проблемы, над решением которых мы работаем. Например, в проекте Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации среди приоритетных направлений работы было названо – «Развитие сферы дополнительного образования как основной системы профессиональной ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства». И это очень серьезная работа, требующая новых форм организации дополнительного образования.
Однако уже сейчас нам под силу превратить классные часы, в которых мы подводим детей к заранее сформулированным выводам, в реальные акты социального самоопределения. Мы должны предоставить детям собственную сферу ответственности и возможность настоящего действия. Мы можем организовать работу школьных клубов так, чтобы они обзавелись социальными связями и отношениями, а заодно и новыми импульсами к развитию. Мы все вместе должны усердно поработать над тем, чтобы именно социальные проекты становились источниками новых учебных проектов, а не наоборот! Естественно,…всё это требует от педагогов и наставников колоссального по временным и эмоциональным затратам труда!