Просмотр содержимого документа
«Социально- ориентированное проктирование как одна из форм духовно-нравственного становления личности»
Доклад
тема: «Социально-ориентированное проектирование как одна из форм духовно-нравственного становления личности обучающихся»
(волонтерское движение)
Б.В.Медоева,
социальный педагог
МКОО СОШ №1 им.А.А.Макоева
«…Люди Земли, Мыслите,
Думайте и творите Добро!»
В последние десятилетия в современном российском обществе происходит два разнонаправленных процесса: демократизация и идеологизация всех сфер общественной жизни. Эти явления, несомненно не могли не затронуть и систему образования, не оставив её в стороне от происходящих изменений.
Обеспечить воспитание будущего гражданина невозможно вне определенной системы ценностей. Затянувшийся период безыдейности породил проблему: как способствовать развитию гражданского самосознания подрастающего поколения, если прежние общественные ценности утратили свою актуальность, а новые ещё не сформировались?
Проблема развития гражданского самосознания детей и подростков, воспитание их патриотических чувств и духовно-нравственных начал стоит перед любым современным обществом, эту задачу следует считать общепедагогической. Российская специфика заключается в том, что общество на данном этапе не готово предложить молодёжи целостной системы ценностных ориентаций, а современная российская семья в одиночку такую задачу выполнить не способна. Родители сами дезориентированы в ценностях и часто попросту не знают, что же надлежит проповедовать подрастающим детям. Не поэтому ли родители часто уклоняются от решения данной проблемы? Помочь обществу, семье, справится с задачей развития гражданского самосознания подрастающего поколения призваны в первую очередь образовательные учреждения.
С переходом подростков в средний и старший школьный возраст изменяется их положение в системе деловых и личных отношений с окружающими людьми. Все большее место в их жизни занимают серьезные дела, самосовершенствование, появляется осознанное стремление непосредственного участия в строительстве красивого и надежного будущего и поиск достойной социальной ниши. Для молодого поколения во все времена характерны энергичность и избирательность интересов.
Одним из возможных вариантов личностного развития, духовно-нравственного становления подростка может стать социально-значимая деятельность, смысл которой, по мнению А. П. Гайдара, состоит в том, чтобы «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю...».
В настоящее время, когда налицо духовная и нравственная бедность народа, резкое социальное расслоение общества, рост насилия и терроризма, особую актуальность приобретает целенаправленная работа по формированию и развитию духовно-нравственных основ, патриотических убеждений, социальной адаптации подростков в том числе и через участие в тимуровском движении.
В нашу жизнь всё прочнее входят новые технологические процессы конструирования, моделирования. В настоящее время, в арсенале воспитательных средств образовательных учреждений прочно заняла своё место, осуществляемая под руководством педагогов проектная деятельность обучающихся, в том числе социально-ориентированное проектирование. Главным компонентом которого является целеустремленное взаимодействие детей и взрослых, при котором важную роль играет самостоятельный труд обучающихся: физический, интеллектуальный, творческий.
Милосердие и доброта, в последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Может быть, именно поэтому еще в старославянской азбуке от Кирилла и Мефодия буквы алфавита обозначались самым близкими человеку словами: 3 - "земля", Л - "люди", М - "мысль", Д - "добро". Азбука как бы призывала: «Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!»
Наша цель - научить ребенка бескорыстно делать добро. Этому научить детей надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном: если они научаться делать добро, то вырастут неравнодушными людьми.
Суть волонтеров - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда, пожилые люди, малообеспеченные, нуждающиеся семьи и дети должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Обездоленные дети-сироты и сироты при живых родителях, бездомные животные и просто наши больные соседи - все хотят внимания и сострадания. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.
Волонтерская работа очевидна, ведь нуждающимся людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми людьми, ребята могут узнать много нового о своей слободе, семейных традициях и обычаях, особенностях семейного воспитания, а также выслушать их воспоминания о событиях давно минувших дней.
Цель программы:
1. Пропаганда волонтерского движения.
2. Развитие у учащихся чувства сопереживания проблемам общества, приобщение к активному преобразованию действительности.
Задачи программы:
1. Воспитание у учащихся понимания сущности добровольной помощи людям.
2. Вовлечение детей в различные виды милосердной деятельности.
3. Популяризация трудовой деятельности детей.
4. Формирования у подростков внимательности, скромности, предупредительности и сознания собственной полезности – основных духовно-нравственных качеств.
Основные направления развития тимуровского движения:
1. Разработать положение о волонтерском отряде
2. Составить карту-схему зоны работы волонтерского отряда.
3. Составление плана работы отряда.
В результате активной деятельности членов волонтерского объединения «НИФС» были реализованы проекты:
«Тропа доверия. Истоки добра»,
«Согреем ладони, разгладим морщинки»,
«Твори добро на всей земле»,
«Доброе сердце»,
«Мы помним тех, кто дарит свет»,
«Наша забота - ветеранам войны и труда».
Традиционными стали акции «Вахта памяти», «Ветеран живёт рядом»и многие другие.
«Дом без одиночества».
Постоянное общение с ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, с теми, кто находится практически только в стенах своего дома.
1. Окружение заботой и вниманием, оказание конкретной помощи одиноким престарелым людям.
2. Организация и проведение:
встреч, концертных программ
дня пожилых людей "Согреем ладони, разгладим морщинки"
операций "Ветеран живет рядом", "Подарок ветерану", "Примите наши поздравления".
"Шаг навстречу"
1. Окружение заботой и вниманием детей-сирот, находящихся под опекой.
2. Организация и проведение:
благотворительных акций "Доброта спасет мир", "Творим добро своими руками";
эстафеты милосердия "Мир во мне и я - в мире";
праздников, игровых программ, концертов;
операций "Письмо другу", "Фонарик дружбы" (поздравительные открытки, мини-газеты).
"Ты знаешь - я рядом!"
1. Создание кружков по интересам, клубов и других детских объединений, куда входят больные дети и их здоровые сверстники, степень социального благополучия которых различна: здесь и дети из полных и опекаемых, малообеспеченных и неблагополучных семей и другие.
2. Организация совместной деятельности, помогающей вхождению детей с ограниченными физическими возможностями и социально незащищенных подростков в социум.
3. Проведение совместных экскурсий, поездок, походов и т.п.
"Мы — твои старшие друзья".
Забота о младших, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной, "Заветная шкатулка", "4 + 3", "Волшебная карусель", "Наша школьная планета", "Солнечные лучики", "Республика ребячья", "Цветик-семицветик", "Теремок чудес", "Сказочные домики", "Динь-дон" и др.
«Малышок».
Забота о младших, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной через реализацию программ "Сотвори добро", "Заветная шкатулка".
«В кругу друзей».
Организация и проведение для своих сверстников:
уроков добра "Кто, если не ты", "Жизнь дана на добрые дела", "Забота и внимание", "Доброта приносит людям радость", "Волшебное могущество добра".
Коллективно - творческих дел "Человек человеку нужен", "Мы нужны друг другу", "Добру — дорогу", "Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно", "Колокольчики добра".
Результатами работы по проекту стали:
- активное участие в проекте всех членов волонтерского отряда «Нифс», в том числе из неблагополучных и проблемных, состоящих на ВШК и ПДН УМВД;
- привлечение внимания к проблеме воспитания духовно и нравственно зрелой личности обучающегося не только членов волонтерского отряда «Нифс» и их родителей, родителей и воспитанников МКОО СОШ №1, но и широкой общественности в лице жителей нашего села;
Таким образом, проектная деятельность – одна из эффективных форм работы по формированию социально ориентированной среды в образовательной организации, позволяющая посредством совместной деятельности всех сторон образовательного процесса формировать у детей и подростков духовно-нравственные идеалы и представления о милосердии, добре и чуткости.
Люди Земли, давайте учиться Мыслить, Думать и творить Добро!