Не всегда родители обладают должным уровнем педагогических знаний, хотя считают, что двух-трех прочитанных популярных книг достаточно для правильного воспитания детей. Некоторые осознают, что педагогикой не владеют, но просить совета стесняются.
В последние годы стала очень популярной методика воспитания детей в семье Никитиных. Многие родители увлеклись ею, забыв, что эта методика разработана для конкретной семьи, конкретных детей, т. е. под определенные условия подобраны специальные педагогические методы.
Зачастую, стремясь сделать из ребят вундеркиндов, родители лишают их счастливого детства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Советы при работе с родителями »
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Не всегда родители обладают должным уровнем педагогических знаний, хотя считают, что двух-трех прочитанных популярных книг достаточно для правильного воспитания детей. Некоторые осознают, что педагогикой не владеют, но просить совета стесняются.
В последние годы стала очень популярной методика воспитания детей в семье Никитиных. Многие родители увлеклись ею, забыв, что эта методика разработана для конкретной семьи, конкретных детей, т. е. под определенные условия подобраны специальные педагогические методы.
Зачастую, стремясь сделать из ребят вундеркиндов, родители лишают их счастливого детства.
Почему вопрос о формировании у родителей чувства ответственности за воспитание детей стоит в начальной школе более остро, чем в старшей школе? Потому что чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к влиянию. В этот период и у родителей легче сформировать сознательное отношение к своему долгу, подготовить к взрослению не только ребенка, но и родителей, обладающих чувством полной ответственности за поступки своего дитя.
Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания либо в лучшем случае руководствуются опытом своих родителей, не утруждая себя приобретением научных педагогических знаний. Поэтому учителю надо уделить этому моменту особое внимание в работе с семьей. Родители в первую очередь должны быть осведомлены, какие требования предъявляются к ребенку определенного возраста. Рекомендуется педагогу разнести программные требования для всех возрастных групп по двум графам: «Знать», «Уметь». Родители могут и запомнить и при воспитании ребенка пользоваться ею на протяжении всего его детства.
Вручая памятку родителям, необходимо подчеркивать, что программные задачи в основном будут реализовываться в школьном учреждении, но представления детей необходимо подкреплять. Поэтому рассчитывать на успех воспитания может только тот, кто будет помогать своим детям дома.
Готовых советов на все случаи работы с родителями нет.
Помощником родителям служит телевизор. Поэтому необходимо давать рекомендации, как рациональнее в домашних условиях организовать просмотр телепередач. Родители должны взять за правило после вечерней сказки сразу укладывать малыша спать.
Малыш очень любит, когда хвалят его мать, а мать — когда хвалят ребенка. Реальный повод для похвалы всегда можно найти. Похвала — это положительные эмоции, хорошее настроение и нормальный психологический климат в группе, это стимул для дальнейшего посещения детского сада и для выбора линии своего поведения.
Иногда попадаются родители, безразличные к своим детям, к делам учителя. Они всегда чем-то недовольны, в разговоре неуравновешенны, с ними надо быть очень осторожным, чтобы не испортить себе настроение. В сложных ситуациях они винят только учителя или жалуются учителю на своего ребенка, директору на учителей и т. д. Успокоить мать тем не менее крайне необходимо: ей надо показать, что не ребенок, а недостаток времени, занятость являются причиной недоразумений в семье, подсказать, как лучше распределить время. Не встречной жалобой, а уместной похвалой быстрее удается расположить к себе родителей.
Развивать интерес к жизни ребенка необходимо систематически и последовательно, доказывая важность теплых семейных отношений для будущей жизни ребенка. Чаще следует приводить примеры, что нет большей радости, чем радость материнства. Это чувство на долгие годы жизни.
Особенно тепло старайтесь относиться к родителям-одиночкам. Как правило, это люди, потерявшие надежду на личное счастье, веру в человеческую искренность. Одиночки они и в зарплате, и в ведении хозяйства, и в воспитании детей. Отсюда их беззащитность. Учитель обязан проявлять особые душевные качества, сострадание к таким родителям. Им надо помочь обрести душевное равновесие, обнадежить, что все впереди, но сейчас надо думать больше о ребенке.
Если такие родители счастливо устраивают свою судьбу, то они сами и их дети заметно меняются в лучшую сторону.
Бывают и родители, злоупотребляющие алкоголем. Это, как правило, люди низкой культуры, неряшливые, ленивые. Но что парадоксально, матерей-пьяниц дети любят, а если пьет отец, ребенок вместе с матерью против отца. Матери-пьяницы не утруждают детей мытьем, переодеванием, кормлением, укладыванием спать, они не учат, не школят, не требуют. Ребенок мал, он не понимает ситуации, но ему удобно: делай, что хочешь!
Учителю стоит задуматься, когда такого малыша приводят в школу,— ведь особые требования поначалу предъявлять нельзя, нужно постепенно «отмывать грязь улицы». Необходимо коллективно браться за возвращение родителя к своим обязанностям, связываться с организацией, где он работает, договариваться о его участии в общих мероприятиях, вести индивидуальные беседы, чаще обращать его внимание на то, какой хороший ребенок, какие у него интересы.
Кропотливая и неприятная обязанность — общаться с пьющими родителями, но ведь в такой ситуации только учитель у ребенка — защита и помощь. И здесь речь должна идти не только о профессиональных, но и о гражданских обязанностях педагога.
Особая работа должна вестись с отцами школьников. Ведь: счастливы те семьи, где отец занимается с детьми. Присмотревшись к родителям, рекомендуется состав родительского комитета, так как родители не все знакомы, не всегда могут определить, кто будет хорошим помощником. В родительский комитет предлагаются и кандидатуры отцов.
Его члены могут помочь в организации праздников, экскурсий, развлечений, в обеспечении школы необходимыми пособиями, оборудованием; они могут обращаться на предприятия или в другие общественные инстанции с целью повлиять на нерадивых, безответственных родителей, могут участвовать в выявлении психологического климата и материального обеспечения семей, в оказании помощи нуждающимся родителям. Если родительский комитет создан из активных, инициативных людей, он сам, не дожидаясь просьб сотрудников школы, находит применение своим силам.
Родительский комитет организует работу по благоустройству территории школы в удобное для родителей время. Начинают наиболее активные, а потом подключаются все.
К коллективному труду родителей по возможности привлекаем и детей. Ведь уже на четвертом году жизни ребенка рекомендуется родителям организовывать совместный труд. Любимое занятие детей — работа с водой, потому рекомендуется проводить с ребятами небольшую вечернюю стирку (хотя бы носков), доверять им мыть посуду, пол (залезая в самые укромные уголки). Отец может научить ребенка мастерить кормушку, скворечники, скамеечку, мать — шить, вышивать, гладить. Семья должна обеспечивать занятость школьника, развивать его интересы к окружающему.
Особая роль в семейном воспитании отводится бабушкам и дедушкам. Большинство из них обожают и идеализируют своих внуков. И дети подчас привязаны к ним больше, чем к родителям.
С бабушками учителю бывает хлопотнее, чем с мамами. Приводя детей в школу, они хотят поговорить подольше с учителем, придирчиво расспрашивают об условиях жизни в шкое, о питании, дают советы, иногда делятся семейными проблемами, как бы ища у учителя поддержки.
Бабушки с удовольствием помогают учителя. Они реставрируют книги, оформляют альбомы, работают в огороде и саду, шьют костюмы для выступлений и выполняют любую другую работу, на которую у учителя иногда не хватает времени. У бабушек богатый жизненный опыт, и можно использовать его в своей работе.
Однако бывают случаи, когда бабушка стремится излить перед учителем душу, поведать о всех семейных неурядицах. В таких случаях педагогу надо очень осторожно вникать в семейные отношения, чтобы не оказаться источником дальнейших конфликтов.
Если возникает необходимость пожаловаться на ребенка, старайтесь с этим вопросом обращаться не к бабушке, а к матери. Бабушке деликатно объясните, что хотели бы поговорить с родителями.
А вот с дедушками сложностей почти не бывает: они рады, если вы попросите починить стол в павильоне, садовую скамью, сделать кормушку. Они спешат показать свое мастерство.
Многие дедушки и бабушки — ветераны войны и труда. Мы с уважением относимся к их заслугам, в День Советской Армии и День Победы мы приглашаем их в школу, поздравляем, просим рассказать интересные эпизоды из жизни.
В небольших городах и населенных пунктах наблюдается преемственная смена поколений: в школу спустя двадцать лет приходят дети бывших выпускников. Это счастливое время любой учительской биографии. Детям очень нравится слушать, что их мама или отец, будучи маленькими, тоже ходили в эту школу. Отношения с такими родителями чуть ли не родственные.
Родители обычно хотят, чтобы их дети попали в класс к хорошему учителю, а учителя мечтают о хороших родителях: внимательных, чутких, отзывчивых. Взаимоуважения можно достичь в результате кропотливой работы, которая строится на основе доброжелательности, готовности помочь друг другу в любую минуту.
Педагогические знания можно сообщать родителям в форме выписок программных требований, советов и рекомендаций. Предлагается всем родителям познакомиться с трудами В. А. Сухомлинского и А. С. Макаренко, с книгой советов американского педагога-педиатра Б. Спока 50 «Ребенок и уход за ним», где собраны рекомендации по медицине, психологии и педагогике.
И детей, и родителей готовте к тому, что предстоящее обучение в старшей школе — это не игра, а труд. Готовиться к нему надо постепенно, но обязательно. Рекомендую родителям давать школьникам поручения, которые надо выполнять внимательно в течение тридцати-сорока минут (перебирать крупу, мыть пол, искать в книгах заданную картинку, шить, вязать и т. п.) Родители не должны говорить о старшей школе как об объекте развлечений и выявлять лишь внешние привлекательные стороны. Вместе с родителями мы ведем беседы о том, что в старшей школе трудно, но все дети учатся, что бывают хорошие и плохие ученики, рассказываем о том, как работает учитель, учить ребят быть внимательными, собранными, аккуратными.
Дети любят дома играть в школу. Каждому хочется выполнять роль учителя, они копируют его поведение. Здесь для них важна подсказка, как поступать в том или ином случае, в какой последовательности действовать.
Много приходится работать и педагогу, и родителям над развитием речи и памяти детей.
Советуется родителям чаще беседовать с детьми о школе, заходить в помещение школы, наблюдать работу учеников на пришкольном участке, проведение спортивных соревнований.
Педагогические знания нужны не только родителям, пропаганда в форме ознакомления с лучшим опытом работы и достижениями науки нужна в первую очередь учителям.
Одна из таких форм — открытые занятия, которые организуются при методическом объединении или непосредственно в своей школе для своих же сотрудников. Если инспектор-методист ведет свою работу в районе правильно, он всегда знает, где есть хороший опыт и что именно нужно показать молодым учителям. Они заранее заполняют анкеты (можно анонимные), где описывают свои затруднения, свои проблемы.
Молодые сотрудники, особенно те, кто с отличием окончил педучилище, иногда стесняются консультироваться и потому, несмотря на свои прочные теоретические знания, заходят в тупик. Им бы только вовремя подсказать, и все проблемы будут решены сами собой.
Педагогические знания в современных условиях нужны всему населению. В местной печати должны постоянно освещаться вопросы воспитания под рубрикой «Педагогические размышления». Они могут быть посвящены подготовке семьи к событию — в доме первоклассник! Или вопросам культуры, рационального питания, досуга, конфликтным ситуациям. Надо предавать огласке поведение родителей, уклоняющихся от воспитания малолетних детей. Пусть чаще высказывает мнение общественность.
Одной из эффективных форм педагогической пропаганды считаются родительские конференции, которые можно приурочить к Дню защиты детей. В Домах культуры следует организовывать выставки детского творчества, различные конкурсы для школьников, например, в рисовании на асфальте.
Перед проведением мероприятий в общественных местах вместе с родителями мы учим детей культуре поведения. Ведь поступки детей — это лицо не только родителей, но и учителя, итог его работы. Кроме того, именно школьный возраст — самый благоприятный для формирования культурных навыков, нравственных представлений, поступков, достойных советского гражданина.
Надо помнить о своем долге: ведь государство возложило на него большую ответственность — вырастить из ребенка достойного члена общества.
На память приходят слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
В работе каждого педагога бывают ошибки, особенно от них не застрахованы люди творческие, ищущие, не останавливающиеся только лишь на выполнении программных требований и указаний вышестоящих должностных лиц. Но главное — вовремя их исправить, не допускать впредь, помнить о том, что имеешь дело с доверчивыми, ранимыми существами, в душах которых ты сеешь зерна (какими же они взойдут?!). Постоянно расти, работать над собой, совершенствовать свое профессиональное мастерство обязан каждый педагог — и начинающий, и опытный. Только труд, настойчивость, терпение и поиск помогут вам, мои дорогие читатели, обрести счастье.