kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«современный урок – как основа формирования функциональной грамотности учащихся через использование икт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««современный урок – как основа формирования функциональной грамотности учащихся через использование икт.»


Использование ИКТ на уроках в начальных классах.

Чалова И.Н. учитель начальных классов

«ГУ Приозерная основная школа отела образования акимата Алтынсаринского района».


Участие в форум на районном уровне «Современный урок – как основа формирования Функциональной грамотности учащихся через использование ИКТ.

2017 -2018 уч.год

Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях, и ребёнок находится в центре этого развития. Основу для учебной деятельности ребёнка и многих сфер жизни человека в обществе составляет грамотность. Современная грамотность, выросшая из традиционных “читать, писать, считать”, изменяет акценты, приоритеты и само содержание этой триады и включает элементы информационных технологий, информационной культуры.

Основная цель применения компьютерных технологий состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это то, для чего я работаю. С помощью компьютерных технологий решаю следующие задачи:

  • Постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства, так как нахожусь в постоянном поиске.

  • Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую самостоятельность учащихся в работе с информацией.

  • Внедрение индивидуализации образования за счёт дифференцированного подхода. Это касается учащихся с трудностями в обучении, требующих особых форм предъявления материала, а также одарённых детей.

  • Изменение форм и методов учебной деятельности.

  • Интеграция урочной и внеурочной деятельности.

  • Организация воспитательной деятельности на более высоком информационном уровне.

Для решения выше изложенных задач использую следующие направления:

создание слайд-презентаций к учебнику;

создание флэш-анимаций к учебнику;

подготовка индивидуальных карточек для обучения;

подготовка дополнительного материала;

использование готовых электронных учебных материалов.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Применение ИКТ на уроках усиливает:

- положительную мотивацию обучения;

 - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)

  • обеспечивает наглядность;

  • привлекает большое количество дидактического материала;

  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Использование ИКТ на различных этапах урока:

        подготовка учащихся к усвоению новых знаний

        усвоение новых знаний

        закрепление новых знаний

        подведение итогов урока

        домашнее задание.

 При подготовке к урокам я использует электронные ресурсы учебного назначения:

  • мультимедийные курсы

  • презентации к урокам

  • логические игры

  • тестовые оболочки

  • ресурсы Интернет

  • электронные энциклопедии

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания развивающего характера.

А) Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:

. в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, можно создать проблемную ситуацию; с помощью видеофрагмента или звукового ряда мотивировать учащихся;

. при повторении пройденного материала можно быстро проверить знания учащихся;

на этапе объяснения нового материала можно использовать изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки детей.

. на этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причем на экране показывается не только задание, но и ответ.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом

 Б) Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит мне как учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

В)Разработанные электронные учебные пособия положительно воспринимаются мной и успешно используются  в образовательном процессе начальной школы. При разработке плана каждого урока я заранее просматриваю применение электронных иллюстраций, тренировочных или контрольных заданий, а также учебного материала соответствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения.

Г) Использование в образовании электронных интерактивных досок вносит в учебный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали. Для того, чтобы разобраться как лучше составить урок и подобрать задания, я тщательно изучила возможности интерактивной доски. Ее легко подключить и использовать монитор компьютера для создания разнообразных заданий, но и сама доска может являться средством подачи материала. На ней можно чертить, рисовать, строить, выделять, увеличивать и уменьшать фигуры, удалять и снова воспроизводить. Используя заранее заготовленные задания, я экономлю время и дети выполняют большее количество заданий, (например, таблицы для решения задач или для устного счета). Также создание математических и логических игр повышают интерес ребят.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

  • Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;

  • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;

  • Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

  • Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

  • Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся

.Делает занятия интересными и развивает мотивацию;

.Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

.Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

.Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

.Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.










При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности.


  • Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение проблемы.

  • Временные затраты на подготовку урока очень велики.

  • Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.

Д) Интернет – новое информационное явление, перед которым мы – учителя – оказались подобно сказочному богатырю на распутье: дорог много, выбор широк, а мы еще не успели понять, что это и зачем оно нам. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.

Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, народные костюмы, шедевры искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда. Интернет:

  • Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);

  • Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;

  • Дает возможности для профессионального роста;

  • Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;

  • Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.

Д)  При разработке урока с использованием ИКТ я уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. В поурочный план я включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Работаю в школе много лет и ежедневно задаю себе один  вопрос: «Как сделать урок более продуктивным?»

Думаю,  для этого  необходимо сначала заинтересовать ученика. Здесь на помощь приходит  компьютер.

 Каким же образом, я использую возможности компьютера  на своих уроках?

      Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

          - как форма проверки домашнего задания;

          - как способ создания проблемной ситуации;

          - как способ объяснения нового материала;

          - как форма закрепления изученного;

          - как форма проверки знаний в процессе урока

Теперь в моей копилке есть презентации по математике, русскому языку, труду, литературе, внеклассной работе, а больше всего их по познанию миру.

На уроках познания мира я использую презентации на любом этапе.  Это может быть проверка домашнего задания. Например, после изучения темы: «Какие бывают деревья?», на следующем уроке я показываю слайды с изображенными деревьями, кустарниками, плодами и семенами, а дети должны узнать и называть их.  Материал презентации ни в коем случае не дублирует текст учебника, а дополняет его более подробным материалом  и иллюстрациями. Иногда, это может быть просто подборка иллюстраций, показанных в режиме слайд-шоу, например, когда ученик получает задание с опережением, т.е. он должен сам  найти и подготовить рассказ по фрагменту темы следующего урока. Так во втором классе по теме:  «Дикие и домашние животные»  несколько учеников получают задание: "Найти материал и подготовить рассказ о том или ином звере", а я иллюстрирую выступления детей.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов.   На математике чаще всего использую презентации в начале урока во время устного счета, т. к. именно на этом этапе вижу их более эффективное применение. Так в первом, во втором классах при решении примеров с окошками, дети показывают карточками с цифрами пропущенное число, а на слайде в окошке оно появляется. Сразу видно, кто ошибся. Это и решение цепочек, это и круговые примеры, это и задачи в стихах и многое другое. Урок с использованием компьютерных форм контроля, предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер).

Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Я применяю мультимедийные презентации и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках.
 На уроках русского языка в начале урока использую презентации со словами из словаря, в которых пропущены буквы. Дети записывают слова, а  потом на слайде появляются буквы,  и мы проверяем, кто успешно выполнил работу. Иногда  такое задание выполняет один ученик на моем компьютере, выбирая нужную букву из двух, все в тетрадях  выполняем похожее задание.  Бывают случаи, когда использую интересные презентации с проблемной ситуацией в середине урока для изучения нового материала.  Часто использую в конце урока тренажеры. Они предназначаются для фронтальной и индивидуальной работы на этапе закрепления и повторения.

 Урок литературы должен быть ярким и образным для развития эмоциональной отзывчивости учащихся. Живопись и музыка делают урок живым, создают доверительную и комфортную атмосферу в классе, позволяют ребятам настроиться на изучение творчества того или иного автора. Рисунки, портреты, фотографии в единстве со словом учителя создают образ писателя, а иллюстрации к произведениям помогают представить персонажей. Все это возможно только с использованием компьютерных технологий.   На уроках литературного чтения я использую компьютер в начале урока для знакомства учащихся с биографией и творчеством изучаемого писателя. А также на обобщающих уроках по некоторым темам, где возможно составление кроссвордов, проведение викторин и других творческих заданий.

Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет мне дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность мне творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться:

. в составлении кроссворда, ребуса по теме,

. в подготовке различных творческих сообщений;

. в изготовлении слайд презентаций и др.

Использование мною информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают - работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.

Таким образом, использование ИКТ в учебном процессе можно представить в виде следующей схемы:

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ СПОСОБСТВУЕТ:



Изменению содержания образования





НАПРАВЛЕНО НА:



Развитие познавательного интереса к предмету





ДОСТИГАЕТСЯ ЧЕРЕЗ:



Использование презентаций на уроках

Использование готовых обучающих программ

Работу с ресурсами Интернет

Работу с интерактивной доской





ПРИВОДИТ К:

  • Повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности.

  • Эффективному усвоению информации













ЗАВИСИТ ОТ:







Урок с применением ИКТ требует от учителя немалой подготовки методических материалов, зато составленные таблицы, схемы, наглядные пособия могут многократно работать на следующих занятиях. Это помогает улучшить организацию урока, разнообразить его формы, повысить качество контроля знаний учащихся. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.

Список литературы:



1.Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г.

2.Интернет ресурсы

3.Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе

4.Энциклопедия для детей. Человек, том 18. - М.: Аванта, 2001.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Чалова Ирина Николаевна

Дата: 31.01.2018

Номер свидетельства: 453812

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Творческий отчет "Развитие познавательной активности учащихся""
    ["seo_title"] => string(72) "tvorchieskii-otchiet-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "298874"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456412820"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Статья «Формирование ключевых  компетенций учащихся посредством интеграции естественнонаучных дисциплин»"
    ["seo_title"] => string(117) "statiaformirovaniiekliuchievykhkompietientsiiuchashchikhsiaposriedstvomintieghratsiiiestiestviennonauchnykhdistsiplin"
    ["file_id"] => string(6) "293350"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455462001"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(129) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "272507"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451997771"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методическая тема: «Использование мультимедийных презентаций на уроках географии» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-tiema-ispol-zovaniie-mul-timiediinykh-priezientatsii-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "220655"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434726725"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по развитию речи в 5 классе "Шоколадный торт" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-razvitiiu-riechi-v-5-klassie-shokoladnyi-tort"
    ["file_id"] => string(6) "131580"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416166675"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства