СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В работе проведён анализ организации внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного стандарта по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное. Показана результативность современного подхода в организации внеурочной деятельности в современном образовательном учреждении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС »
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В нашей школе на протяжении многих лет большое внимание отводилось организации внеурочной деятельности обучающихся. Работа осуществлялась в нескольких направленияхучебно-познавательная социально-воспитывающая, включающая эстетическое, нравственное, патриотическое, спортивно – оздоровительное, социально-правовое, профилактическое.В рамках организации внеурочной деятельности осуществлялись сетевые взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры. Развитию внеурочной деятельности способствовал интерес со стороны детей и родителей, их потребностей, а также режим работы общеобразовательного учреждения (наличие на каждом классе начальной школы группы продлённого дня. Работа ГПД до 18 часов каждого дня.) Тесное сотрудничество учителей начальных классов, воспитателей ГПД, педагога-организатора, социального педагога помогает скоординировать работу в нужном направлении. Ежегодно мы анализируем работу по реализации внеурочной деятельности, определяем пути дальнейшей работы. При этом учитываем мнение родителей: ежегодно проводим мониторинг удовлетворённости родителей жизнью класса и школы. Нужно сказать, что большинство родителей удовлетворены организацией внеурочной деятельности в школе. Более 77 % опрошенных родителей считают, что внеурочная деятельность организована на высоком уровне. 23 % родителей оценивают организацию внеурочной деятельности как удовлетворительную. Ежегодный анализ анкет помогает скоординировать работу в нужном направлении. В связи с введением ФГОС НОО и с выходом документов Письмо МИНобрнауки России от 12.05.2011 № 03 -296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», а также Приказа МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ № 2215 от 22.11.2011 «Об утверждении Методических рекомендаций по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Мурманской области», мы изучили новые требования к организации внеурочной деятельности, проанализировали. В результате этого в школе организованы пять направлений внеурочной деятельности, рекомендованные Министерством образования: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.Формы в основном прежние, но повысилось качество мероприятий: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие. В план внеурочной деятельности ежегодно вносятся коррективы, утверждается директором школы.
Кратко остановимся на содержании данных направлений.
Спортивно-оздоровительное
Традиционно в нашей школе проводятся Дни здоровья, «Весёлые старты», спартакиада по лёгкой атлетике, спортивный праздник «Весенние забавы», игра «Зарничка». Наши ребята выезжают на экскурсии в Лапландский заповедник, Саамскую деревню, Кировск, турбазы, базы отдыха, участвуют в городских и областных соревнованиях. Хотелось бы остановиться на традиционном празднике «Весенние забавы». Этот праздник проводится в дни весенних каникул. В нём участвуют и взрослые, и дети. Спортивные соревнования сочетаются с творческими конкурсами, такими как рисунки на снегу, конкурс снежных фигур, конкурс на лучшую эмблему праздника и т.д. Каждый раз мы стараемся придумать что-то необычное. Заканчивается праздник угощением: горячей кашей, блинами, чаем. Такие мероприятия сплачивают не только детский коллектив, но и всё школьное сообщество. Анализируя участие родителей и учащихся в спортивной жизни школы, мы наблюдаем ежегодную положительную динамику:
Организация внеурочной деятельности в данном направлении способствует повышению интереса ребят к спорту, здоровому образу жизни. Данный график показывает, как менялось количество учащихся, посещающих спортивные секции:
Для повышения интереса к спорту, олимпийскому движению проведено коллективно-творческое дело «Олимпиада в гости к нам», в рамках которого проводились не только спортивные соревнования, но и творческие конкурсы, интеллектуальные состязания по истории Олимпийского движения.
Общекультурное направление
В рамках данного направления реализуется программа «Разговор о правильном питании». Занятия проводятся во всех классах начальной школы. Наши ученики – активные участники регионального конкурса детского творчества «Весёлый урок о том, что вкусно и полезно», регионального конкурса семейной фотографии «Накрываем стол для любимого литературного героя», «Кулинарное путешествие во времени» программы «Разговор о правильном питании». Интерес к проблеме здорового питания подтверждает участие обучающихся в городской учебно-практической конференции школьников «Влияние качества питания на здоровье человека.
Основываясь на запрос родителей, в школе организован кружок «Студия прикладного творчества». Ребята практически знакомятся с различными видами декоративно-прикладного творчества, участвуют в школьных и городских мероприятиях.
В рамках данного направления школа тесно сотрудничает с ДТ им. А. Бредова. На базе нашей школы реализуется модифицированная программа идейно-художественной направленности – фольклорный ансамбль «Северянка». Обучающиеся участвуют в городских фестивалях («Созвездие талантов», Фестиваль, посвящённый Всемирному Дню ребёнка, Фестиваль патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», Областной фестиваль детских и молодёжных фольклорных коллективов «Солнечные веснушки»), творческих концертах, выступают на городских праздниках. Девочки ансамбля являются лауреатами и победителями конкурсов различных уровней (Областной вокальный конкурс, Межрегиональный конкурс сольного и ансамблевого пения).
На базе нашей школы реализуется модифицированная программа декоративно-прикладного творчества «Мастерская кукол и игрушек «Маленький ремесленник» работает в группах 1 – 5 классов. Дети являются участниками и победителями конкурсов различных уровней (Городской конкурс арт-объектов «Рыбный край», городской конкурс рисунков и работ по декоративно-прикладному искусству «Таланты многонациональной России», городская выставка декоративно-прикладного семейного творчества «Национальный колорит»), акциях («Помоги спасти жизнь ребёнка», «Подарок ветерану»).
Духовно-нравственное направление
В рамках данного направления в начальной школе реализуется многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея (авт. Столяров Б.А., Соколова Н.Д. и др.), 2009 год.
На протяжении более десяти лет мы тесно сотрудничаем с Областной детской юношеской библиотекой. Еженедельно наши обучающиеся посещают библиотеку, где для них проводятся занятия в соответствии с программой. Эти занятия способствует развитию читательской активности детей. Ежегодно обучающиеся начальной школы принимают участие в Международном конкурсе рукописной книги. Творческие классные коллективы предоставляют свои проекты – уникальные книги.
Социальное направление
Социальное направление – это новое направление в нашей работе. Перечислим наиболее яркие мероприятия, которые проводятся в школе. Акция «Дети –детям» –постановка спектакля для воспитанников детского дома «Солнышко», сбор подарков для его воспитанников. Акция «Помоги спасти жизнь ребёнка» – проведение благотворительной ярмарки и благотворительного концерта, все средства от которых перечислены в городской фонд «Помоги спасти жизнь ребёнка». На ярмарку свои поделки приносили и родители, и дети, и педагоги. В концерте принимали участие обучающиеся из всех классов.
Социальное направление внеурочной деятельности также реализуется в рамках содружества «Юные мурманчане». Это организация, которая объединяет отряды начальных классов. Каждый класс – это отряд с эмблемой, девизом, командиром. Отряды получают задания в рамках проведения школьных КТД.
Общеинтеллектуальное направление
В рамках данного направления организуется участие обучающихся в олимпиадах городского, регионального, федерального уровней, научно-практических конференциях городского федерального уровней («Радуга талантов», «Шаги в науку», «Будущее Севера»), викторинах (городские интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг») и т.д.
Все направления внеурочной деятельности перекликаются, взаимосвязаны. Нельзя рассматривать данные направления отдельно друг от друга.
Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Организация внеурочной деятельности по заложенным ФГОС направлениям является эффективной, что подтверждает опыт нашего образовательного учреждения.
Список литературы.
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) ; под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / (А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.); под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Примерные программы по учебным предметам. Часть 1. Часть 2. . - М., - Просвещение - 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения -М.,- Просвещение - 2010
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) ; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Кабанова и др.) ; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.