Просмотр содержимого документа
««Современные информационные технологии в помощь школьному библиотекарю»»
Семья в жизни и творчестве русских писателей
ВЕДУЩИЙ: Что такое семья? Слово это понятно всем как «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья- это дом, муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции. Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Самая огромная- сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что все это правда, он просил Старца, главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано сто раз одно и тоже слово- «понимание».
До сих пор в деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи- близких и дальних родственников. А в этом центре этого «иконостаса» на видном месте- увеличенные портреты глав семейства: отца и матери. «Родители» и « Родина»- слова одного корня. Эти святые слова помогают нам любить, понять родной язык, родную природу, традиции своего народа.
ЧТЕЦ: Пять ступеней
Краской крытых,
Сколько раз
Вы мною мыты!
Сколько раз
Вы мной метены
Веником
пихтовым,
Дрёмным
И березьим голиком
Пять простых
Ступеней в дом!
А на верхней, что поуже
Где сучок, что око, тужит,
Сколько раз сидела я,
Юбки подобрав края.
И смотрела в хвойный лес,
В вековую даль небес,
На калину у крыльца,
На кадушку без венца-
С дождевой водой черной!
До травинки все я помню,
Как легко над тем крыльцом
Вьются комары столбцом!
Это тыщи дум моих
Среди сумерек глухих
Вьются там уж без меня
В тишине родной звеня……
Счастье- родину иметь
Да о ней всю жизнь болеть!
Вечно помнить свет села,
Дом родной, святые сени
И заветные ступени,
По которым
в мир сошла.
Т.Смертина
ВЕДУЩИЙ(2): С давних времен людей волновали вопросы семейных взаимоотношений. в XVI веке появился «Домострой» книга, в которой имелись вещи весьма полезные, давались поручения и наставления всякому христианину: и мужу, и жене, и детям. В ней шла речь об ответственности супругов друг за друга, за своих детей, за престарелых родителей, за духовное и нравственное состояние семье, за ее материальное благополучение. Так к примеру, назывались некоторые из глав «Домостроя»: «Наказ мужу и жене, и детям и слугам о том, как следует им жить»; «Как детей своих воспитывать»: « Похвала женам»; «О прибыли запасенного впрок»
Вот что написано в 22-й главе, которая называется « Как детям отца и мать любить и беречь и повиноваться им и утешать их во всем».
ЧТЕЦ(2): « Чада, вслушайтесь в заповеди господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле…. Сын и дочь сами себя погубят и не доживут до конца дней своих, если прогневят отца или досадят матери. Себе он кажется праведным перед Богом, но язычника хуже он, сообщник нечестивых, о которых пророк Исайя сказал: « Погибнет нечестивый и пусть не увидит славы Господней». Он назвал нечестивых тех, кто обесчестил своих родителей. И еще сказал « Ко насмехается на отцом и укоряет старость матери,- пусть склюют его вороны, и сожрут орлы!» Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и благословят вас они: отчее благословление дом укрепит, а материнская молитва от напастей избавит».
ЧТЕЦ(3): Мать сыночку пела в детстве
с колыбели:
«Спи, мой синеглазый, спи
и подрастай,
Жизнь твоя пусть будет
радостной купелью
Ты шагай о жизни, мать не забывай».
Пролетели годы, мать старушкой стала,
Седенькой, немощной, старой
и больной.
Что-то сын не пишет, ждать
она устала,
Видно, очень занят, человек
большой.
Все в окошко смотрит, губы
шепчут тихо:
«Приезжай, сыночек, мать твоя
плоха,
Хочется увидеть, как растут
внучата,
Стал какой сейчас ты,
какова сноха?»
Мы порой жестоки
к старикам бываем,
Часто обижаем наших матерей,
Как нас воспитали, быстро забываем,
Служим ли примером для своих детей?
Вспомните слова мои, выросшие дети:
Не жалейте ласки старым и больным,
Вы с годами будете мудрее,
Доброта вам будет счастьем дорогим
А. Ильина
ВЕДУЩИЙ(1): И в далеком, и в недавнем прошлом мы найдем множество прекрасных примеров, как складывались и жили семьи на Руси. Какое точное, истинно русское название дал своей книге лауреат Государственной премии, писатель Василий Иванович Белов- «Лад». Лад в народной жизни- стремление к совершенству, целесообразности, к простоте и красоте жизненного уклада.
ВЕДУЩИЙ(2): Лад…..Это слово как нельзя лучше подходит и к недавно вышедшей у нас Вятке, книге, Виктора Аркадьевича Бердинских «Россия и русские». Она во многом перекликается с книгой В.И. Белова. Обе рассказывают о быте, нравах, обычаях русского народа. В обеих книгах любовно описывается семья.
ЧТЕЦ(1): Большая семья собралась за столом.
Здесь каждый уже не считается «ртом»
Про этих не скажешь: «Сидят едоки»,-
За общим столом собрались мужики.
Вот в красном углу бородатый отец
Он хоть и седой, но еще молодец!
По правую руку пристроилась мать,
Морщинки давно перестала считать.
Красивые снохи, как с русских икон.
В застолье порядок царит и закон.
Детишек без счету. одна лишь беда,
Что это бывает, увы, не всегда.
Один в Красноярске, в Тольятти другой,
А младшенький самый осел под Москвой
На месяц слетятся и то через год ,
Ну что тут сказать- беспокойный народ!
Грустят старики, но горды за детей-
Взрастили хороших и добрых людей!
А то что разъехались дети везде,-
Ведь люди кругом, не оставят в беде!
ЧТЕЦ(2):Как на большой фабрике, труд членов семьи распределялся очень тщательно, в зависимости от пола, возраста, склонностей. Важнейший принцип – посильность труда. Но все нити управления в такой семье сосредотачивались в руках одного человека- хозяина, как правило, старика- отца взрослых женатых сыновей. Подчинение было беспрекословным и полным.
Вспоминает Наговицына Прасковья Лукьяновна(1904 года рождения), крестьянка: «раньше вставали в 3 час, боялись, что мало работы сделают, на работу были жадны, даже старые просыпались на работу. У меня семья была большая, много братье. Хозяин был один в дому. Если он идет, то все замолкнут. Были нежданные, не ругались».
ВЕДУЩИЙ(1): В лучших произведениях русской литературы мы найдем не мало примеров тому, как складывались и жили семьи. Вспомним пушкинских Гриневых, семью Ростовых из «Войны и мира» Льва Николаевича Толстого.
ВЕДУЩИЙ(2): Семья Багровых и «Семейной хроники» Сергея Тимофеевича Аксакова занимает среди них особое место, ибо за нею стоит семейство Аксаковых. Семья- не только своих дети, но и история рода. Поэтому книга Сергея Тимофеевича названа « Семейная хроника».Аксакову удалось справиться со столь сложной задачей, потому что сам он был человеком высоких нравственных правил, глубоко чтил семью, умел с искренним уважением строить отношения с детьми и внуками. Так, в письмах несовершенно летним сыновьям он всегда называл каждого из них «мой сын и друг» и сам подписывался «твой друг и отец». Это способствовало его уважительному и дружескому общению с детьми.
ВЕДУЩИЙ(1): «Семейная хроника» подкупает необычайной искренностью рассказчика, доверительностью. События освещаются от имени мальчика Сергея, начиная с первых впечатлений его детства. Волнуют страницы, где рассказано он его жадном интересе к книгам, знаниям. С большой психологической точностью показано формирование души ребенка.
ВЕДУЩИЙ(2): Особое влияние на мальчика оказали мать и отец. « Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием»- пишет Сергей Тимофеевич Аксаков.
ЧТЕЦ(3): «Я иногда лежал в забытьи, в каком-то среднем состоянии между сном и обмороком; пульс почти переставал биться, дыхание было так слабо, что прикладывали зеркало к губам моим, чтобы узнать, жив ли я; но я помню многое, что делали со мной в то время что говорили около меня, предполагая, что я уже ничего не вижу, не слышу и не понимаю,- что я умираю. Доктора и все окружавшие давно осудили меня на смерть: доктора по несомненным медицинским причинам, а окружавшие- по несомненным дурным приметам неосновательность и ложность которые сказались на мне весьма убедительно. Переживание матери моей описать невозможно, восторженное присутствие духа и надежды спасти свое дитя никогда ее не оставляли. «Матушка Софья Николаевна,- не один раз говорила, как я сам слышал, преданная ей душою дальня родственница Чепрунова,- перестань ты мучить свое дитя; ведь уж и доктора и священник сказали тебе, что он не жилец. Покорись воле божией: положи дитя под образа, затепли свечку и дай его ангельской душеньке выйти с покоем из тела. Ведь ты только мешаешь ей, а пособить не можешь….»
Но с гневом встречала такие речи моя мать и отвечала, что покуда искра жизни тлеется во мне, она не перестанет делать все, что может, для моего спасенья,- и снова клала меня бесчувственного в крепительную ванну, вливала в рот рейнвейну или бульону, целые часы растирала мне грудь и спину голыми руками, а если и это не помогало, то наполняла своим воздухом мои легкие своим дыханием- и , после глубокого вдоха начинал дышать сильнее, как будто просыпался к жизни, получал сознание, начинал принимать пищу и говорить, и даже поправлялся на некоторое время. так бывало и не один раз».
ВЕДУЩИЙ(1): Сколько в материнской любви богатства и чувств. вечной доброты и самоотверженности! Между матерью и ребенком устанавливаются дружеские, доверительные отношения. Она разделяет и горести, и радости своего сына, выступает его советчиком, предостерегает от опрометчивых поступков.
ВЕДУЩИЙ(2): Сколько детских радостей и переживаний в отношении Сергея к родным: к отцу, который впервые взял его на рыбалку, а потом на охоту, к суровому и в то же время доброму дедушке к маленькой сестре.
ЧТЕЦ(1): Я живо помню, как он любовался на нашу дружбу с сестрицей, которая, сидя у него на коленях и слушая мою болтовню или чтение, вдруг без всякой причины спрыгивала на пол , подбегая ко мне, обнимала или целовала, и потом возвращалась назад и опять вползала к дедушке на колени: на вопрос же его: « Что ты, козулька, вскочила?»- она отвечала: «Захотелось братца поцеловать». Одним словом, у нас с дедушкой образовалась такая связь и любовь, такие прямые сношения, что перед ними все отступили и не смели мешаться в них».
ВЕДУЩИЙ(1): В душу мальчика входит в чувство семьи, дает ему ощущение полной жизни, уверенности в себе. Как говорил Андрей Платонов, « книги Аксакова воспитывают в читателях патриотизм, а патриотизму человек изначально обучается через ощущение матери и отца, то есть в семье»
ЧТЕЦ(2): Как нужная человеку родная семья,
Дом с теплом бескорыстным и светом.
Если б только жива была мама моя,
Я бы стал гениальным поэтом.
Жизнь! Ты много мне силы и счастья дала,
Только мама моя за оградою.
Не успел я родиться- она умерла,
Ты меня беспощадно ограбила
И ни разу я в жизни к груди не прижал
Эту добрую, добрую голову,
И ни разу я в жизни домой не бежал
К ней прижать свою голову гордую.
И всю жизнь не хватало мне доброй семьи.
Боль сиротства за горло хватала……
Вам, и други мои, вам, и строки мои,
Тоже мамы моей не хватало
М. Львов
ВЕДУЩИЙ(1):Читательскую судьбу этой книги не назовешь несчастной. Стоит упомянуть в разговоре Николая Георгиевича Гарина- Михайловская, всем сразу вспоминается одно: «Детство Темы». И недаром вспоминается: ведь встреча с этой книгой приходится на самую начальную пору самостоятельного чтения, а первые читательские радости и волнения не забываются.
ВЕДУЩИЙ(2): Помните самое начало «Детства Темы», первые строки книги?
ЧТЕЦ(3): « Маленький восьмилетний Тема стоял над сломанным цветком и с ужасом вдумывался в безысходность своего положения…..Все погибло! Боже мой, как же это случилось? Ведь это случилось оттого, что он не удержался, упал. Если б он немножко, вот сюда уперся рукой, цветок остался бы целым. Ведь это все оно мгновенье, одна секунда…. Постойте!....Но время не стоит. Тема чувствует, что его точно кружит что-то, что-то точно вырывает у него то, что он хотел бы удержать, и уносит на своих крыльях,- уносит совершившийся факт, оставляя Тему одного с ужасным сознанием непоправимости этого совершившегося факта.
- Какой резкой, острой чертой, какой страшной, неумолимой, беспощадной силой оторвало его вдруг сразу от всего!»
ВЕДУЩИЙ(1): Почему сломанный цветок наполнил Тему чувством отчаяния? Страх наказания……. Перечитайте эту главу, одну из лучших, психологически точных в книге. Тяжело читать эти страницы, т.к. явственно ощущаешь страдания ребёнка – не только физические, но и нравственные. Откуда такой страх у маленького мальчика перед отцом? Ведь не изверг же генерал Николай Семёнович Карташев.