kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Современные информационные технологии в помощь школьному библиотекарю»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Современные информационные технологии в помощь школьному библиотекарю»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Современные информационные технологии в помощь школьному библиотекарю»»

Семья в жизни и творчестве русских писателей

ВЕДУЩИЙ: Что такое семья? Слово это понятно всем как «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья- это дом, муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции. Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Самая огромная- сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что все это правда, он просил Старца, главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано сто раз одно и тоже слово- «понимание».

До сих пор в деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи- близких и дальних родственников. А в этом центре этого «иконостаса» на видном месте- увеличенные портреты глав семейства: отца и матери. «Родители» и « Родина»- слова одного корня. Эти святые слова помогают нам любить, понять родной язык, родную природу, традиции своего народа.

ЧТЕЦ: Пять ступеней

Краской крытых,

Сколько раз

Вы мною мыты!

Сколько раз

Вы мной метены

Веником

пихтовым,

Дрёмным

И березьим голиком

Пять простых

Ступеней в дом!

А на верхней, что поуже

Где сучок, что око, тужит,

Сколько раз сидела я,

Юбки подобрав края.

И смотрела в хвойный лес,

В вековую даль небес,

На калину у крыльца,

На кадушку без венца-

С дождевой водой черной!

До травинки все я помню,

Как легко над тем крыльцом

Вьются комары столбцом!

Это тыщи дум моих

Среди сумерек глухих

Вьются там уж без меня

В тишине родной звеня……

Счастье- родину иметь

Да о ней всю жизнь болеть!

Вечно помнить свет села,

Дом родной, святые сени

И заветные ступени,

По которым

в мир сошла.

Т.Смертина

ВЕДУЩИЙ(2): С давних времен людей волновали вопросы семейных взаимоотношений. в XVI веке появился «Домострой» книга, в которой имелись вещи весьма полезные, давались поручения и наставления всякому христианину: и мужу, и жене, и детям. В ней шла речь об ответственности супругов друг за друга, за своих детей, за престарелых родителей, за духовное и нравственное состояние семье, за ее материальное благополучение. Так к примеру, назывались некоторые из глав «Домостроя»: «Наказ мужу и жене, и детям и слугам о том, как следует им жить»; «Как детей своих воспитывать»: « Похвала женам»; «О прибыли запасенного впрок»

Вот что написано в 22-й главе, которая называется « Как детям отца и мать любить и беречь и повиноваться им и утешать их во всем».

ЧТЕЦ(2): « Чада, вслушайтесь в заповеди господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле…. Сын и дочь сами себя погубят и не доживут до конца дней своих, если прогневят отца или досадят матери. Себе он кажется праведным перед Богом, но язычника хуже он, сообщник нечестивых, о которых пророк Исайя сказал: « Погибнет нечестивый и пусть не увидит славы Господней». Он назвал нечестивых тех, кто обесчестил своих родителей. И еще сказал « Ко насмехается на отцом и укоряет старость матери,- пусть склюют его вороны, и сожрут орлы!» Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и благословят вас они: отчее благословление дом укрепит, а материнская молитва от напастей избавит».

ЧТЕЦ(3): Мать сыночку пела в детстве

с колыбели:

«Спи, мой синеглазый, спи

и подрастай,

Жизнь твоя пусть будет

радостной купелью

Ты шагай о жизни, мать не забывай».

Пролетели годы, мать старушкой стала,

Седенькой, немощной, старой

и больной.

Что-то сын не пишет, ждать

она устала,

Видно, очень занят, человек

большой.

Все в окошко смотрит, губы

шепчут тихо:

«Приезжай, сыночек, мать твоя

плоха,

Хочется увидеть, как растут

внучата,

Стал какой сейчас ты,

какова сноха?»

Мы порой жестоки

к старикам бываем,

Часто обижаем наших матерей,

Как нас воспитали, быстро забываем,

Служим ли примером для своих детей?

Вспомните слова мои, выросшие дети:

Не жалейте ласки старым и больным,

Вы с годами будете мудрее,

Доброта вам будет счастьем дорогим

А. Ильина


ВЕДУЩИЙ(1): И в далеком, и в недавнем прошлом мы найдем множество прекрасных примеров, как складывались и жили семьи на Руси. Какое точное, истинно русское название дал своей книге лауреат Государственной премии, писатель Василий Иванович Белов- «Лад». Лад в народной жизни- стремление к совершенству, целесообразности, к простоте и красоте жизненного уклада.

ВЕДУЩИЙ(2): Лад…..Это слово как нельзя лучше подходит и к недавно вышедшей у нас Вятке, книге, Виктора Аркадьевича Бердинских «Россия и русские». Она во многом перекликается с книгой В.И. Белова. Обе рассказывают о быте, нравах, обычаях русского народа. В обеих книгах любовно описывается семья.

ЧТЕЦ(1): Большая семья собралась за столом.

Здесь каждый уже не считается «ртом»

Про этих не скажешь: «Сидят едоки»,-

За общим столом собрались мужики.

Вот в красном углу бородатый отец

Он хоть и седой, но еще молодец!

По правую руку пристроилась мать,

Морщинки давно перестала считать.

Красивые снохи, как с русских икон.

В застолье порядок царит и закон.

Детишек без счету. одна лишь беда,

Что это бывает, увы, не всегда.

Один в Красноярске, в Тольятти другой,

А младшенький самый осел под Москвой

На месяц слетятся и то через год ,

Ну что тут сказать- беспокойный народ!

Грустят старики, но горды за детей-

Взрастили хороших и добрых людей!

А то что разъехались дети везде,-

Ведь люди кругом, не оставят в беде!

ЧТЕЦ(2):Как на большой фабрике, труд членов семьи распределялся очень тщательно, в зависимости от пола, возраста, склонностей. Важнейший принцип – посильность труда. Но все нити управления в такой семье сосредотачивались в руках одного человека- хозяина, как правило, старика- отца взрослых женатых сыновей. Подчинение было беспрекословным и полным.

Вспоминает Наговицына Прасковья Лукьяновна(1904 года рождения), крестьянка: «раньше вставали в 3 час, боялись, что мало работы сделают, на работу были жадны, даже старые просыпались на работу. У меня семья была большая, много братье. Хозяин был один в дому. Если он идет, то все замолкнут. Были нежданные, не ругались».

ВЕДУЩИЙ(1): В лучших произведениях русской литературы мы найдем не мало примеров тому, как складывались и жили семьи. Вспомним пушкинских Гриневых, семью Ростовых из «Войны и мира» Льва Николаевича Толстого.

ВЕДУЩИЙ(2): Семья Багровых и «Семейной хроники» Сергея Тимофеевича Аксакова занимает среди них особое место, ибо за нею стоит семейство Аксаковых. Семья- не только своих дети, но и история рода. Поэтому книга Сергея Тимофеевича названа « Семейная хроника».Аксакову удалось справиться со столь сложной задачей, потому что сам он был человеком высоких нравственных правил, глубоко чтил семью, умел с искренним уважением строить отношения с детьми и внуками. Так, в письмах несовершенно летним сыновьям он всегда называл каждого из них «мой сын и друг» и сам подписывался «твой друг и отец». Это способствовало его уважительному и дружескому общению с детьми.

ВЕДУЩИЙ(1): «Семейная хроника» подкупает необычайной искренностью рассказчика, доверительностью. События освещаются от имени мальчика Сергея, начиная с первых впечатлений его детства. Волнуют страницы, где рассказано он его жадном интересе к книгам, знаниям. С большой психологической точностью показано формирование души ребенка.

ВЕДУЩИЙ(2): Особое влияние на мальчика оказали мать и отец. « Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием»- пишет Сергей Тимофеевич Аксаков.

ЧТЕЦ(3): «Я иногда лежал в забытьи, в каком-то среднем состоянии между сном и обмороком; пульс почти переставал биться, дыхание было так слабо, что прикладывали зеркало к губам моим, чтобы узнать, жив ли я; но я помню многое, что делали со мной в то время что говорили около меня, предполагая, что я уже ничего не вижу, не слышу и не понимаю,- что я умираю. Доктора и все окружавшие давно осудили меня на смерть: доктора по несомненным медицинским причинам, а окружавшие- по несомненным дурным приметам неосновательность и ложность которые сказались на мне весьма убедительно. Переживание матери моей описать невозможно, восторженное присутствие духа и надежды спасти свое дитя никогда ее не оставляли. «Матушка Софья Николаевна,- не один раз говорила, как я сам слышал, преданная ей душою дальня родственница Чепрунова,- перестань ты мучить свое дитя; ведь уж и доктора и священник сказали тебе, что он не жилец. Покорись воле божией: положи дитя под образа, затепли свечку и дай его ангельской душеньке выйти с покоем из тела. Ведь ты только мешаешь ей, а пособить не можешь….»

Но с гневом встречала такие речи моя мать и отвечала, что покуда искра жизни тлеется во мне, она не перестанет делать все, что может, для моего спасенья,- и снова клала меня бесчувственного в крепительную ванну, вливала в рот рейнвейну или бульону, целые часы растирала мне грудь и спину голыми руками, а если и это не помогало, то наполняла своим воздухом мои легкие своим дыханием- и , после глубокого вдоха начинал дышать сильнее, как будто просыпался к жизни, получал сознание, начинал принимать пищу и говорить, и даже поправлялся на некоторое время. так бывало и не один раз».

ВЕДУЩИЙ(1): Сколько в материнской любви богатства и чувств. вечной доброты и самоотверженности! Между матерью и ребенком устанавливаются дружеские, доверительные отношения. Она разделяет и горести, и радости своего сына, выступает его советчиком, предостерегает от опрометчивых поступков.

ВЕДУЩИЙ(2): Сколько детских радостей и переживаний в отношении Сергея к родным: к отцу, который впервые взял его на рыбалку, а потом на охоту, к суровому и в то же время доброму дедушке к маленькой сестре.

ЧТЕЦ(1): Я живо помню, как он любовался на нашу дружбу с сестрицей, которая, сидя у него на коленях и слушая мою болтовню или чтение, вдруг без всякой причины спрыгивала на пол , подбегая ко мне, обнимала или целовала, и потом возвращалась назад и опять вползала к дедушке на колени: на вопрос же его: « Что ты, козулька, вскочила?»- она отвечала: «Захотелось братца поцеловать». Одним словом, у нас с дедушкой образовалась такая связь и любовь, такие прямые сношения, что перед ними все отступили и не смели мешаться в них».

ВЕДУЩИЙ(1): В душу мальчика входит в чувство семьи, дает ему ощущение полной жизни, уверенности в себе. Как говорил Андрей Платонов, « книги Аксакова воспитывают в читателях патриотизм, а патриотизму человек изначально обучается через ощущение матери и отца, то есть в семье»

ЧТЕЦ(2): Как нужная человеку родная семья,

Дом с теплом бескорыстным и светом.

Если б только жива была мама моя,

Я бы стал гениальным поэтом.

Жизнь! Ты много мне силы и счастья дала,

Только мама моя за оградою.

Не успел я родиться- она умерла,

Ты меня беспощадно ограбила

И ни разу я в жизни к груди не прижал

Эту добрую, добрую голову,

И ни разу я в жизни домой не бежал

К ней прижать свою голову гордую.

И всю жизнь не хватало мне доброй семьи.

Боль сиротства за горло хватала……

Вам, и други мои, вам, и строки мои,

Тоже мамы моей не хватало

М. Львов

ВЕДУЩИЙ(1):Читательскую судьбу этой книги не назовешь несчастной. Стоит упомянуть в разговоре Николая Георгиевича Гарина- Михайловская, всем сразу вспоминается одно: «Детство Темы». И недаром вспоминается: ведь встреча с этой книгой приходится на самую начальную пору самостоятельного чтения, а первые читательские радости и волнения не забываются.

ВЕДУЩИЙ(2): Помните самое начало «Детства Темы», первые строки книги?

ЧТЕЦ(3): « Маленький восьмилетний Тема стоял над сломанным цветком и с ужасом вдумывался в безысходность своего положения…..Все погибло! Боже мой, как же это случилось? Ведь это случилось оттого, что он не удержался, упал. Если б он немножко, вот сюда уперся рукой, цветок остался бы целым. Ведь это все оно мгновенье, одна секунда…. Постойте!....Но время не стоит. Тема чувствует, что его точно кружит что-то, что-то точно вырывает у него то, что он хотел бы удержать, и уносит на своих крыльях,- уносит совершившийся факт, оставляя Тему одного с ужасным сознанием непоправимости этого совершившегося факта.

- Какой резкой, острой чертой, какой страшной, неумолимой, беспощадной силой оторвало его вдруг сразу от всего!»

ВЕДУЩИЙ(1): Почему сломанный цветок наполнил Тему чувством отчаяния? Страх наказания……. Перечитайте эту главу, одну из лучших, психологически точных в книге. Тяжело читать эти страницы, т.к. явственно ощущаешь страдания ребёнка – не только физические, но и нравственные. Откуда такой страх у маленького мальчика перед отцом? Ведь не изверг же генерал Николай Семёнович Карташев.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Современные информационные технологии в помощь школьному библиотекарю»

Автор: Рябинина Галина Павлиновна

Дата: 09.04.2017

Номер свидетельства: 407976

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Буклет «Информационно-коммуникативные технологии в обеспечении профориентационного образования, как одного из аспектов правового воспитания»"
    ["seo_title"] => string(80) "buklet_informatsionno_kommunikativnye_tekhnologii_v_obespechenii_proforientatsio"
    ["file_id"] => string(6) "572624"
    ["category_seo"] => string(9) "librarian"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1612853895"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "«Школьная библиотека – творческая лаборатория в образовании, общении, досуге детей» "
    ["seo_title"] => string(92) "shkol-naia-bibliotieka-tvorchieskaia-laboratoriia-v-obrazovanii-obshchienii-dosughie-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "124546"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414728635"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Формирование информационной культуры родителей, как участников образовательного процесса "
    ["seo_title"] => string(96) "formirovaniie-informatsionnoi-kul-tury-roditieliei-kak-uchastnikov-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "133580"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416548430"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Роль школьной библиотеки в учебном процессе "
    ["seo_title"] => string(49) "rol-shkol-noi-bibliotieki-v-uchiebnom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "195912"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427980353"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Библиотека как информационный центр образовательного учреждения "
    ["seo_title"] => string(74) "bibliotieka-kak-informatsionnyi-tsientr-obrazovatiel-nogho-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "172014"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423752456"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства