Современные педагогические технологии как фактор совершенствования воспитательного процесса
Современные педагогические технологии как фактор совершенствования воспитательного процесса
Знакомство с истоками национальной культуры происходит в процессе подготовки и проведения общешкольных мероприятий, акций, занятий, в процессе знакомства с произведениями Донских писателей и поэтов, в ходе походов и экскурсий, путем осуществления различных форм взаимодействия с представителями других творческих объединений, общественных организаций, учреждений образования и культуры, в ходе создания школьного мини-музея. Методы, применяемые в каждом конкретном случае, отличаются, с одной стороны, стандартностью хорошо зарекомендовавших себя педагогических средств, с другой – новизной и оригинальностью (драматизация, эмоционально-нравственная нагрузка, персональная ответственность, личностная ориентация). Казачьи традиции, обряды и нормы жизни, фольклор и духовность народов, населяющих Ростовскую область, разносторонняя городская культура – все это работает на ум и сердце наших воспитанников. В любом деле успех складывается из инноваций, опирающихся на крепкие традиции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии как фактор совершенствования воспитательного процесса»
Современные педагогические технологии как фактор совершенствования воспитательного процесса
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» ставила своей главной целью дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. Одной из задач данной программы являлось внедрение в деятельность специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы.
Исходя из требований государства в сфере патриотического воспитания, а также учитывая сформированные в системе работы ОУ предпосылки для реализации идей патриотического воспитания, педагогический коллектив пришел к выводу, что внедрение регионального компонента с помощью современных форм и методов, основанных на национальных традициях, формирующих национальную культуру, актуально для воспитанников «Центра образования детей с ограниченными возможностями здоровья».
Воспитательный процесс в «Центре образования для детей с ограниченными возможностями здоровья» регламентирован программой «Надежда»,которая позволяет активно реализовать задачи внедрения регионального компонента в систему воспитания и обучения. Программа включает в себя несколько направлений (компонентов), связанных между собой логикой формирования позиции гражданина России, в соответствии с которыми построен план воспитательной работы ОУ и календарно-тематическое планирование воспитательной работы в классах.К данным направлениям относятся: программа духовно-нравственного воспитания «Краски Донской земли», программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Мы за здоровый образ жизни», программа патриотического воспитания «Я – гражданин своей страны», программы часов детского творчества (ЧДТ).
При выборе формы реализации регионального компонента во внеурочной деятельности педагоги учитывают не только возраст воспитанников, но и особенности их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностные качества каждого ребенка. Естественно, не все формы организации внеурочной деятельности, доступные для обучающихся общеобразовательной школы, могут быть использованы в условиях специального (коррекционного) учреждения. Но многие формы работы успешно применяются в практике нашего учреждения.
Знакомство с истоками национальной культуры происходит в процессе подготовки и проведения общешкольных мероприятий, акций, занятий, в процессе знакомства с произведениями Донских писателей и поэтов, в ходе походов и экскурсий, путем осуществления различных форм взаимодействия с представителями других творческих объединений, общественных организаций, учреждений образования и культуры, в ходе создания школьного мини-музея. Методы, применяемые в каждом конкретном случае, отличаются, с одной стороны, стандартностью хорошо зарекомендовавших себя педагогических средств, с другой – новизной и оригинальностью (драматизация, эмоционально-нравственная нагрузка, персональная ответственность, личностная ориентация). Казачьи традиции, обряды и нормы жизни, фольклор и духовность народов, населяющих Ростовскую область, разносторонняя городская культура – все это работает на ум и сердце наших воспитанников. В любом деле успех складывается из инноваций, опирающихся на крепкие традиции.
Рассмотрим некоторые из форм подробнее.
Создание школьного мини-музея. Квнедрению в воспитательный процесс казачьих ноток педагоги подошли творчески и начали с создания школьного мини-музея. В уголке казачества собрана коллекция вещей, составляющая быт казачьей семьи: утюги, керосиновые лампы, рушники, коромысла,
Показать особенности жилища казаков, познакомить с укладом хуторской жизни, видами деятельности – такова цель создания школьного музея.
Экспонаты музея задействованы в общешкольных мероприятиях: календарных, фольклорных праздниках. Материалы музея используются на уроках истории, естествознания, географии, изобразительного искусства.
Общешкольные мероприятия направлены на изучение традиций проведения народных праздников, обрядов, позволяющих погрузиться в атмосферу исторического прошлого казаков.
Педагоги «Центра образования» проводят различные мероприятия: календарные, тематические, фольклорные праздники. Праздники позволяют воспитанникам продемонстрировать свои творческие возможности, таланты, способности, узнать новое о Донских традициях. Каждое такое мероприятие вызывает положительные эмоции у воспитанников и надолго запоминается.
Походы, экскурсии. Следующая форма регионоведческой работы – экскурсия. Организовываем экскурсии к историческим памятникам и памятным местам (станица Старочеркасская), посещаем выставки (выставка «Вахта памяти воинской славы» Ростовского духовно-патриотического Центра святого Георгия Победоносца), в Новошахтинский историко-краеведческий музей, в зоопарк и на предприятия города. Эффективным средством получения знаний о родном крае являются прогулки-наблюдения в природу и походы. Эти формы внеурочной деятельности пользуются особой популярностью у воспитанников.
Взаимодействие с учреждениями образования и культуры.
На территории, примыкающей к нашему ОУ, расположены Дом культуры и клуб п.Соколово-Кундрюченского, библиотека имени М.А.Шолохова, два общеобразовательных учреждения, храм Архистратига Михаила. Со всеми учреждениями заключены договоры социального партнерства о взаимодействии и сотрудничестве.
В рамках реализации идей проекта по внедрению регионального компонента проведены совместные мероприятия с клубом п.Соколово-Кундрюченского, библиотекой имени М.А.Шолохова при участии настоятеля храма Архистратига Михаила:
Муниципальный фестиваль «Из-за Дона песню выведу», 2015 г. (по инициативе ОУ и при поддержке клуба поселка Соколово-Кундрюченского);
Литературный вечер «Певец Земли Донской», посвященный 110-летию со дня рождения М.А.Шолохова;
Фольклорный праздник «Покров чудесный»;
Муниципальный фестиваль «Поем тебе, Россия!»;
Праздники православной книги (ежегодно).
Внеклассное чтение. Внеклассное чтение — это чтение воспитанниками произведений Донских писателей и поэтов, научно-популярной литературы о родном крае. Внеклассное чтение способствует созданию ярких образов, расширяет кругозор, развивает интерес к Донскому краю, влияет на чувства детей, формирует их нравственный облик, что особенно важно для воспитанников специальной (коррекционной) школы.
Помощь в руководстве внеклассным чтением оказывает ведение читательских дневников.
Дневник служит не только основой беседы с воспитанниками о прочитанном произведении, но позволяет им лучше запоминать прочитанное, выделять в нем главное, давать оценку поступкам героев.
Автор произведения
Название произведения
Когда начато чтение
Когда окончено чтение
Что ты узнал из книги
Впечатления о прочитанном
Проведена работа по созданию читательских уголков. В каждом из них регулярно происходят выставки книг Донских писателей и детской православной литературы.
ЧДТ (часы детского творчества). ИЗО студия «Художник». Особое внимание в реализации программы уделяется художественно-эстетическому направлению. Знакомство воспитанников с декоративными возможностями местных материалов раскрывает большие возможности для творчества, и позволяет реализовывать их потенциальные творческие задатки.А самое ценное, что обращение к творчеству создает огромную базу для усвоения знаний о родном крае, знакомит с традициями донского края.
На ЧДТ воспитанники обучаются изготовлению поделок в различных техниках: вышивке лентами и крестом, выкладыванию бисером, пайетками и бисероплетению, объемному моделированию из фоамирана, знакомятся с техникой канзаши.
В этом учебном году ребята освоили новые направления работы, новые материалы использованы для выполнения творческих работ. Воспитанники научились работать с шерстью, преобразуя ее в удивительные произведения искусства путем рисования и валяния.
На занятиях в изостудии «Художник» воспитанники осваивают технику живописи, графики, росписи на керамике, создают различные проекты по украшению «Центра образования детей с ОВЗ».
Результат – выставки творческих работ воспитанников и участие в конкурсах различных уровней.
Деятельность «Центра образования» в статусе областной инновационной площадки потребовала обновления содержания образования и использования адекватных этому процессу педагогических технологий. Выбор технологии – поле для творческой деятельности педагога, показатель и перспектива его профессиональности и творческого потенциала.
Таким образом, наряду с традиционными формами и методами реализации регионального компонента во внеурочной деятельности используются современные технологии:
личностно-ориентированные технологии;
информационно-коммуникационные технологии;
технологии проектного обучения;
дизайн-технологии;
технология воспитания духовной культуры молодого поколения;
здоровьесберегающие технологии;
технологии экологического воспитания;
технология «Портфолио».
Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством внедрения регионального компонента. Сегодня невозможно представить организацию внеурочной деятельности без использования средств ИКТ: проектора, цифровых фотоаппаратов, музыкального центра и видеокамер. Педагогами выделено несколько форм применения ИКТ, которые можно использовать в условиях «Центра образования для детей с ОВЗ». Это такие формы, как готовые электронные продукты (электронные энциклопедии), мультимедийные презентации, интернет-ресурсы, видеоролики, аудиозаписи, видеофильмы, диски с иллюстрациями. Воспитателями созданы учебные мультимедийные презентации по изучению быта, традиций, природы родного края.
Технология проектов. Немаловажное место при внедрении регионального компонента в учебно-воспитательный процесс ОУ занимает проектная деятельность воспитанников.
По определению проект - это совокупность определенных действий, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков воспитанников. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность воспитанников - индивидуальную, парную, групповую, которую воспитанники выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными.
Проект «Крупеничка – казачья кукла». Воспитанники изготовили из ткани и ниток куклу. Наполнили ее рисом. Получилась замечательная «крупеничка». Этапы работы зафиксировали в творческом дневнике проекта, заполнили оценочный лист. Под руководством педагога создали презентацию, в которой отразили последовательность действий. Итог – воспитанники стали лауреатами Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика».
Проект «Мышка» (сухое валяние из шерсти). Валяние из шерсти (фильцевание) - это особый процесс, в результате которого из шерсти создаются объемные игрушки, одежда и прочие полезные и красивые вещи. Воспитанники сделали своими руками из шерсти мягкую игрушку - забавную мышку. Выполнили все вышеперечисленные действия. И снова – участникии победители Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика».
Воспитанниками выполнены серии проектов по оформлению спальных помещений «Центра образования» в казачьем стиле: «Казак и казачка», «Птицы Дона», «Донские орнаменты», «Донские травы» и др. Каждый проект индивидуален и подобран с учетом особенностей помещений и проживающих в нем детей.
Дизайн-технологии. В рамках проекта была организована творческая лаборатория по созданию коллекции казачьих костюмов. Творческая лаборатория, как особенный формат мероприятия, способствует приобщению к культурным традициям без отрыва от современности. В начале освоения казачьего костюма воспитанники изучали литературу, посетили музей, смотрели видеофильм, который рассказывает о происхождении казаков, их обычаях и ценностях, затем на основе увиденных кадров перечисляли наименования мужской и женской одежды. Следующим этапом исследования был анализ современного костюма, в котором присутствуют детали традиционного казачьего костюма, так в современной женской одежде стиля «милитари» используются детали мужского казачьего костюма: китель, папаха, шаровары. После изучения современных тенденций в одежде выполняли эскизы мужской и женской современной одежды с использованием элементов традиционного казачьего костюма. Эта часть была самой значимой, поскольку показала, насколько понравился участникам традиционный костюм казаков и считают ли они его красивым. Также в эскизах выражается и понимание детей относительно того, как использовать элементы казачьего костюма в современной одежде.
Технология воспитания духовной культуры молодого поколения. Одной из задач программы внедрения регионального компонента в воспитательный процесс является воспитание духовно-нравственного и физически здорового поколения на основе исторических традиций России, родного края, казачества.
Для выполнения поставленной задачи за 2013-2016 годы выполнен целый комплекс мероприятий:
Регулярные посещения храма Архистратига Михаила, участие в значительных событиях в жизни храма: праздниках, акциях древонасаждения;
Поездки по Святым местам;
Организация бесед с настоятелем храма Архистратига Михаила;
Участие приходского священника в жизни «Центра образования детей с ОВЗ», посещение мероприятий, участие в работе Попечительского Совета;
Участие в конкурсах духовно-нравственного направления (Епархиальных «Красота Божьего мира», «Свет Рождества», «Пасха Светлая. Пасха Красная». Участие на протяжении 4 лет во всех конкурсах, проходящих на базе духовно-патриотического центра села Арское Ульяновской области. Литературные работы воспитанников включены в сборник «Духовно-нравственное воспитание молодежи»);
Чтение детской православной литературы.
Здоровьесберегающие технологии. Казаки всегда стояли крепко за свою родимую сторонушку. В любой момент готовы были оказать помощь Родине, верно служили ей и всегда находились в отличной боевой форме. Наш «Центр образования для детей с ОВЗ» является кузницей казачьего братства, а ребята-казачки с младых ногтей стараются быть в отличной спортивной форме, не забывают о чувстве «локтя», знают, что такое боевой командный дух.
Для воспитания в духе казачества регулярно проводились разнообразные спортивные мероприятия. Соревнования «Ай, да казаки!», «Казачья воинская слава» (совместно с сектором по физической культуре, спорту и туризму Администрации г.Новошахтинска)– пример проводимой работы.
Технологии экологического воспитания. Школа - это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи, тем более что «Центр образования» – одна из школ города, имеющая пришкольный участок и в непосредственной близости участок лесопарковой зоны.
В рамках экологического направления программы проводим экологические десанты, субботники, создаем новые клумбы, проводим озеленение территории. За каждым классом закреплена территория с зелеными насаждениями, и воспитанники регулярно следят за их состоянием, ухаживают за растениями. Высадили большое количество декоративных, цветочных, овощных культур нашего региона.
Технология «Портфолио» обеспечивает личностно-ориентированный подход в воспитании. Работа над портфолио пока только начинается, это наш долгосрочный проект. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности.
В связи с использованием педагогических современных технологий внедрения регионального компонента «Центр образования детей с ОВЗ» получил:
Повышение уровня воспитанности обучающихся;
Уменьшение численности детей группы риска;
Увеличение процента воспитанников, являющихся участниками городских, областных, всероссийских и международных конкурсов;
Положительную динамику активности всех воспитанников в социально значимых акциях;
Рост активности педагогов в методической работе;
Увеличение степени удовлетворенности родителей качеством образования;
Расширение взаимодействия с общественными организациями.
Достигнутая успешность инновационной деятельности в ОУ зависит не только от активного использования педагогических технологий во внеурочной деятельности, но и от того, что в нашем коллективе царит творческая атмосфера и позитивный эмоциональный фон взаимодействия педагогов, а также конструктивная совместная работа с воспитанниками. Наши дети трудолюбивы и любознательны, позитивно относятся к школе, уважают старших и берегут природу. Считаем, что все поставленные нами цели и задачи были выполнены в ходе выполнения программы.